Жизнь вне Родины - Караван
  • $ 482.86
  • 533.17
+6 °C
Алматы
2024 Год
4 Октября
  • A
  • A
  • A
  • A
  • A
  • A
Жизнь вне Родины

Жизнь вне Родины

Его судьба похожа на сотни таких же тренерских судеб. Сколько их, неоцененных по достоинству на родине специалистов экстракласса, разлетелось по всему миру? Они учат иностранные слова. И обучают советской, самой лучшей в мире технике бега, прыжков и плавания, спортсменов Южной и Северной Америк, Азии и Европы.

  • 20 Июня 2007
  • 1576
Фото - Caravan.kz

Заслуженный тренер Казахстана и СССР по легкой атлетике Геннадий Потапович воспитал немало шестовиков высочайшего класса. Чего только стоят бронзовый медалист Олимпийских игр 1988 года в Сеуле Григорий Егоров и сын Геннадия Михайловича – чемпион мира-1997 в закрытых помещениях Игорь Потапович, живущие сейчас в испанском Аликанте.

МАРШРУТЫ СУДЬБЫ – ЮЖНАЯ АМЕРИКА, АЗИЯ, ЕВРОПА

Потапович-старший не был в Казахстане десять лет. На легкоатлетический Мемориал Гусмана Косанова, состоявшийся в Алматы в начале июня, он привез свою гордость, лучшую ученицу – малайзийку Розлинду Самсу. В Малайзии экс-казахстанец работает по контракту почти три года. Уехав из Алматы в 1995 году, Геннадий Михайлович несколько лет жил в Калининграде, помогая тренироваться и завоевывать медали сыну, живущему в Европе. Затем знаменитый тренер перебрался в Таиланд, где обучал прыжкам с шестом лучших спортсменов этой страны. После была работа в Аргентине, а затем – Малайзия.

– Геннадий Михайлович, за эти двенадцать лет вам пришлось помотаться по миру. По какой причине вы уехали из Алматы в 1995 году?

– Чтобы иметь возможность принимать участие в крупных соревнованиях, проходящих в Европе, – мой сын Игорь уехал в Швецию. Я был его тренером, и чтобы быть ближе к нему, мы с женой обосновались в Калининграде. Чтобы попасть в Швецию, нужно проехать всего 190 километров на машине, затем сесть на паром – и ты уже там. По 10–20 дней каждого месяца я жил у сына. В 2000 году Игорь завершил карьеру и переехал в Испанию. Мне же поступали предложения тренировать спортсменов разных стран. Я согласился. С тех пор вся наша семья разбросана по миру. Игорь с женой и детьми в Испании. Моя дочь с мужем и сыновьями живет в Афинах. Мы с женой – пока в Малайзии.

УЧЕНИЦА ЭКС-КАЗАХСТАНЦА – ГОРДОСТЬ МАЛАЙЗИИ

– Вы привезли на соревнования в Алматы свою ученицу Розлинду Самсу. Расскажите об ее успехах.

– Во-первых, когда я приехал в Малайзию, рекорд этой страны в прыжках с шестом у женщин был 3 метра 60 сантиметров. Он принад-лежал Линде. Нам с ней удалось добиться результата 4 м 40 см. В прошлом году моя ученица впервые в истории Малайзии выиграла «серебро» на Азиатских играх и была признана лучшей спортсменкой своей страны. Дорожка Мемориала Косанова оказалась для нас счастливой. Линда завоевала лицензию на Олимпийские игры. Поедем в Пекин! Правда, маленькая она очень. Рост Линды всего 149 см. В прыжках с шестом нужно быть 170–180 см.

– На каком языке вы общаетесь с Линдой?

– На английском. Малайзия – англоязычная страна. Мои познания невелики, но их вполне хватает. Линда и по-русски понимает. В технике бывает очень сложно что-либо объяснить на английском.

ДОРОЖКА В АЛМАТЫ – ПРОСТО БЕЗОБРАЗНАЯ

– Говорят, алматинский стадион поверг в шок вашу спортсменку.

– Она была неприятно удивлена покрытием и ямой. В Малайзии все стадионы в идеальном состоянии, даже в деревнях. Условия, в которых здесь тренируются легкоатлеты, действительно плохие. Беговая дорожка на Центральном стадионе Алматы – просто безобразная! Я думал, что за 12 лет в Казахстане что-то изменится в лучшую сторону. Как вижу, все то же самое, даже еще хуже.

– А что скажете о наших легкоатлетах?

– Если честно, за успехами казахстанцев особо не слежу. В прыжках в высоту в Алматы работает муж моей сестры. У него есть две сильные прыгуньи. Одна из них – победительница Азиатских игр Марина Аитова. В прыжках с шестом тренером работает мой ученик Сергей Кулибаба. Только вот что-то он долго раскачивался. Сейчас у него появились два мальчика, прыгают 5,30 м. Уже неплохо. Дай Бог, может, и дальше пойдут.

– Многие тренеры СНГ, работающие за рубежом, отмечают тот факт, что спортсмены бывшего СССР не сравнятся ни с кем в плане спортивных амбиций и отдачи спорту. Вы согласны с этим?

– Да. Между нашими и «их» спортсменами – большое различие. Малайзия, вообще, спящая страна. Самое главное для малазийцев – покушать вовремя и поспать. Они никуда не торопятся. Мне, к счастью, попалась спортсменка, которая вроде бы чего-то хочет. Я все время читаю ей лекции, ставлю в пример больших спортсменов – Бубку, своего сына, Исинбаеву. Мы с Линдой много дискутируем. Я рассказываю ей о спортивных нормативах, разрядах, званиях, которые до сих пор есть в Казахстане и России. В Малайзии ведь даже не понимают, что это такое – «мастер спорта» или «мастер спорта международного класса». Это плохо. Не к чему стремиться.

КОГДА, ДЕД, ПРИЕДЕШЬ? ПОМОГАЙ!

– У вас пятеро внуков. Старший, Кирилл, пошел по вашим с Игорем стопам – прыгает с шестом.

– Да, Кириллу сейчас 17 лет. Он учится в спортивном интернате в Барселоне. Сын ежемесячно платит за его обучение полторы тысячи евро. В этом году внук впервые выступит на чемпионате мира среди юношей. Если честно, мы с сыном не хотели, чтобы Кирилл серьезно увлекался прыжками с шестом. В Швеции он хорошо играл в теннис, даже выигрывал турниры. А после переезда в Испанию, где множество классных теннисных школ, ракетку почему-то бросил. Буду, мол, прыгать!

– Как думаете, талант у него есть?

– Конечно. Он ведь всю жизнь на стадионе. То с отцом, то со мной. Вот сейчас шлет мне SMS: «Когда, дед, приедешь? Помогай!» Я ему обещал помочь подготовиться к чемпионату мира.

– А чем остальные внуки занимаются?

– У меня все пятеро – мальчики. Так хотели девочку, но не получилось. Второй испанский внук (мы с женой внуков делим на «испанских» и «греческих») в этом году пойдет в школу. Данил, наверное, будет играть в футбол. Такой у него удар классный! Греческие внуки – Яни и Роман – сыновья моей дочери. Они пока маленькие, подрастут – сами решат. 1 июня в Афинах у меня родился еще один внук. Имя ему пока не дали. Думаем.

ОБЕЩАЛИ-ТО МНОГОЕ…

– Геннадий Михайлович, вам ваши 63 никто не дает. Откуда вы берете энергию?

– Откуда силы черпать? Из того, что внуки есть. Надо еще их воспитывать. После Олимпиады, наверное, работать больше не буду. С женой поедем жить к сыну, в Испанию. Он говорит, нам дом уже купил.

– Вам знакома тоска по родине?

– Конечно. Я хотел вернуться в Казахстан. Мне обещали-обещали, но так ничего и не получилось. Тут не с кем работать. И негде! Особенно зимой. Единственный в Алматы легкоатлетический манеж, который никогда не соответствовал международным стандартам, заставили какими-то тренажерами. Тренироваться негде. Кошмар!