Забытая звезда - Караван
  • $ 484.37
  • 531.06
+19 °C
Алматы
2024 Год
8 Октября
  • A
  • A
  • A
  • A
  • A
  • A
Забытая звезда

Забытая звезда

Имя "Виталий Савин" стало в казахстанской легкой атлетике нарицательным. "Вот когда пробежишь как Савин…" - говорят своим воспитанникам тренеры.

  • 22 Апреля 2003
  • 3393
Фото - Caravan.kz

Известный спринтер, олимпийский чемпион Сеула в эстафете не бегает вот уже 3 года. Его звездная пора пришлась на конец восьмидесятых, а рекорд Казахстана, установленный на дистанции 60 метров в 91 году не побит до сих пор.

Спринт. Самая престижная дистанция легкой атлетики. Не часовые марафоны или тянущие нервы прыжки, а именно он собирает на стадионы тысячи болельщиков. В спринт рвутся тысячи. Но бежать быстрее ветра могут единицы, спринтеры от Бога. Алматинец Виталий Савин был именно таким.

Путевка в Сеул на Олимпиаду 1988 года стоила месяцев нервотрепки. Стометровку на отборочных турнирах в сборную СССР 22-летний казахстанец бежал быстрее всех — 10 и 15 сотых секунды, но даже это не могло убедить тогдашнее руководство сборной. Оно не доверяло казахстанцу. А вдруг сорвется, молодой ведь. Но туту старший товарищ по команде, чемпион московской Олимпиады карагандинец Владимир Муравьев отрубил: «Не возьмете Савина, не поеду и я».

Савина в сборную взяли, а потом еще и поставили бежать последний, четвертый этап эстафеты 4 по 100 метров, а его обычно доверяют самым лучшим.

— Ребята, с которыми я выступал, пронесли палочку отлично, — рассказывает в беседе Савин. — Сказать просто «хорошо», это мало. Просто все отлично побежали. Владимир Муравьев мне первому передал палочку. То расстояние, которое они выиграли по своим отрезкам, я с этим расстоянием и пробежал и выиграл.

Виталий срывается с места. В погоню за ним устремляется англичанин Линфорд Кристи. Секунды кажутся вечностью. Вот он — финиш.

На повторе комментатор заметил:

Многие помнят голос комментатора за кадром: «Смотрите, Савин оглянулся. Обычно «вкатанные» спортсмены берут палочку не глядя, а вот он оглянулся, не выдержали нервы. Потерял сотые доли секунды…»

Но главное, Савин не подвел.

Первым с победой Виталия поздравил Муравьев.

Олимпийский пьедестал почета — мечта любого атлета. Казахстанцы Муравьев и Савин стояли на самой его вершине. Эти мгновения остаются в памяти на всю жизнь.

После победы в эстафете Савин получил пропуск в узкий круг «избранных». Около года его приглашали на старты вместе с живыми легендами Френки Фредериксом, Линфордом Кристи, Беном Джонсоном. В активе казахстанца есть даже победы над Беном Джонсоном.

Потом вдруг что-то сломалось. Огромные мучения доставляло травмированное колено. Виталий пытался бороться с болью, бегал стиснув зубы. Казахстанские врачи, взявшиеся оперировать ногу Савина, обещали, что бегать он будет. Многие казахстанские горнолыжники и бегуны, столкнувшиеся с такой же проблемой, восстанавливались и продолжали выступать. Савину не повезло.

— Мне было уже незачем тренироваться, — продолжает Савин. — Травма дала о себе знать. Все равно я работу не выполнял ту, которую надо было.

Сейчас Виталий уже сам готовит новое поколение спринтеров. Рядышком вместе с папой прыгает 11-летний сынишка Владик. Пока с тренировками не очень получается. Это не наша оценка. Так считает сам олимпийский чемпион. Возможно, это оттого, что сам он еще живет бегом. Своим бегом.

— Такое чувство где-то в голове промелькнет: «Вот бы сейчас как побежал!» А внутри чувствуешь: «Как побежишь?…» — искренне признается Виталий.