Директор Казахстанского национального антидопингового центра Майра Бакашева прокомментировала решение Дисциплинарного комитета АФК дисквалифицировать футболиста сборной Казахстана Бауыржана Исламхана на два года за употребление допинга, передаёт Sports.kz.
— У нас есть Всемирный антидопинговый кодекс, который распространяется на все виды спорта. Есть правила — они одинаковые для всех, но есть различные обстоятельства. Так вот, за обнаружение запрещенной субстанции в пробе мочи стандартная дисквалификация — это четыре года. То есть, в данном случае это не суровое наказание. Скажем так: были приняты во внимание обстоятельства. С учетом того, что это, все-таки, особая субстанция — у него был обнаружен стимулятор, — и, видимо, футболист предоставил какие-то объяснения, спортсмен не просто молчал, а пытался разобраться, предоставил доказательства того, что это нарушение было не преднамеренным. Это очень важно, потому что если спортсмен доказывает, что нарушение было не преднамеренным, то тогда есть возможность на какое-то снижение сроков дисквалификации. Здесь все верно, если рассматривать с точки зрения правильности выбранного срока наказания, — и ничего удивительного нет, — рассказала Бакашева.
— То есть, все могло быть куда хуже с точки зрения решения по срокам дисквалификации?
— Стандартная дисквалификация — это четыре года, но были применены какие-то обстоятельства, условия, когда можно было снизить срок дисквалификации. Обычно это не более, чем наполовину. Видимо, были учтены те обстоятельства, которые позволили сократить срок дисквалификации наполовину.
— Вы понимаете, о какой запрещенной субстанции идет речь?
— У меня нет решения на руках, поэтому не могу сказать, но я знаю, что там стимулятор. А стимуляторы — это огромная группа запрещенных субстанций, их очень много, поэтому говорить то, о чем наверняка я не знаю, не буду. Чтобы было понятно, субстанция — это то, что можно потрогать. Это могут быть таблетки, капли, растворы, уколы. Субстанция может быть и в сухом виде, и в инъекционном. Это то, что стимулирует деятельность нервной системы и дает кратковременный эффект на нервную систему. По большей части, это лекарство, но в спорте оно дает преимущество — улучшает спортивную форму и является допингом для спортсмена.
— Есть ли смысл Исламхану обращаться в Спортивный арбитражный суд для того, чтобы обжаловать решение Дисциплинарного комитета АФК?
— CAS может и четыре года дать. Конечно, любой человек может все, что хочет, но здесь к спортсмену отнеслись доброжелательно. Не всегда можно снизить срок дисквалификации за использование стимуляторов. Здесь были использованы все возможности, по которым можно снизить срок дисквалификации, но правила есть правила. Вы можете посмотреть на нашем сайте — и увидите, что есть казахстанские спортсмены, которые дисквалифицированы пожизненно, на 8 лет и на 4, 2 года.
В антидопинговом кодексе четко написано, что это персональная ответственность каждого спортсмена — следить за тем, что попадает в его организм. Это не что-то запредельное, когда люди говорят: «Вот, я даже хлеб не могу покушать». Есть определенный список запрещенных препаратов, достаточно приложений мобильных, где можно отслеживать.
В ситуациях, где нужно пройти лечение, есть международный стандарт — это разрешение на терапевтическое использование в виде исключения. То есть, — нужно инсулин принимать спортсмену, значит, он будет его принимать, но вначале он сделает определенные запросы в антидопинговую организацию, их рассматривает комиссия — и спортсмен получает разрешение, если ему это положено. В этом отношении если он что-то лечил, то должен был сделать заявку, получить разрешение. В таком случае даже если бы он сдал положительную пробу, она бы не являлась поводом для дисквалификации.
Исламхан — это спортсмен высокого уровня, является капитаном сборной Казахстана. Он должен был проявить определенную персональную бдительность. Безалаберность в отношении к своим должностным обязанностям может приводить вот к таким последствиям.