— Я понимаю, что некрасиво поступил, — сказал по приезде в Алматы Парыгин. — Но назад вернуть ничего нельзя.
Он не был в Казахстане шесть лет. Тогда еще все помнили яркую, фантастическую победу Парыгина на Олимпиаде в Атланте… Но с тех пор утекло много воды. В Австралии Александр ушел из семьи и не смог даже приблизиться к своим спортивным достижениям казахстанского периода, не то что повторить их. Жизнь даже заставила его дать согласие и выставить в клубе, где он работает, свою золотую олимпийскую медаль — для привлечения клиентов…
Летом 1996 года об Александре Парыгине узнала вся страна. В Атланте, на первых летних для нашей республики Олимпийских играх, он завоевал золотую медаль в современном пятиборье. Тогда у Казахстана было три чемпиона: Василий Жиров — в боксе, Юрий Мельниченко — в греко-римской борьбе и Александр Парыгин.
Каждый из чемпионов получил от государства по 50 тысяч долларов — по тем временам бешеные деньги. Плюс 50 тысяч от спонсоров, шикарные автомобили, квартиры в престижных районах, дорогие подарки. Александр улыбался со страниц газет, обложек журналов, с экранов телевизоров. Страна гордилась своим чемпионом.
— Это было незабываемое время, — вспоминает Парыгин. — Казалось, что весь мир лежит у моих ног. Меня знал весь Казахстан, вся страна. Я был по-настоящему знаменит.
Александр не забыл русский язык. Но уже не может обойтись без английских слов, то и дело вставляя их в свою речь.
— Саша, сейчас Вас узнают на улицах Алматы, как раньше?
— Слишком много времени прошло с тех пор. Сегодня в Казахстане другие герои.
В 1997 году Парыгин уехал с женой и годовалым сыном в Австралию. Естественно, его приглашали с таким расчетом, что он будет выступать за Зеленый континент. Сам Александр и опекавшие его функционеры говорили, что, живя в Австралии, он будет выступать за Казахстан. Но было ясно: смена гражданства — вопрос времени. Парыгину предлагали соблазнительные условия для подготовки и безбедную жизнь на берегу Тихого океана. Но получилось все не так.
— Вначале было нормально, — продолжает Парыгин. — Я готовился к Олимпиаде, тренировался, но потом вдруг выяснилось, что гражданство Австралии мне не светит. Человек, который меня приглашал, по состоянию здоровья отошел от дел. А людям, его заменившим, было безразлично, будет выступать Парыгин или нет. Я оказался у разбитого корыта…
Впрочем, нельзя сказать, что Александр сразу остался не у дел. У него был казахстанский паспорт. Он продолжал представлять нашу страну. Но результаты пошли вниз, о медалях речь и не шла.
После отъезда в Австралию олимпийский чемпион порой даже не попадал в число 32 финалистов этапов Кубка мира и мировых первенств. Тот потенциал, который он набрал в первые постсоветские годы, Парыгин растерял очень быстро. Поэтому специалистов не удивило, что он не сумел пробиться на Олимпийские игры в Сиднее…
Гражданство Австралии Александр получил уже после Олимпиады. Но в услугах олимпийского чемпиона никто не нуждался. Игры прошли, и Австралия снова зажила тихо и размеренно.
— В Австралии популярны крикет и фути — разновидность регби, — рассказывает Парыгин. — Игроки в крикет и фути знамениты и богаты. Пятиборцы да и представители других видов спорта должны надеяться только на себя. Государство практически не финансирует большой спорт. Олимпийские чемпионы на Зеленом континенте не в почете.
— Как Вы выбирались из этой ситуации?
— Если откровенно, я до сих пор еще не выбрался из нее. Но поначалу было вообще тяжело. Как говорится, не до спорта. Надо было думать, на что жить и кормить семью.
Говорили, что в Австралии Парыгину пришлось заниматься тем, что подвернется. Саша одно время даже разносил газеты. Можно представить, что чувствовал в то время Александр.
Близкий друг Парыгина, с которым они вместе выступали за Казахстан, Дмитрий Тюрин рассказывал, что одно время он не знал, как живет Саша. Тот перестал звонить в Казахстан, оборвал все связи.
Как это бывает обычно, в семье тоже не заладилось. Парыгин расстался с единственными для себя в Австралии родными и близкими людьми — женой и сынишкой…
Самые главные события в жизни Александра произошли в 1996 году — победу на Олимпиаде 1996 года и рождение сына разделяли считанные дни. Тогда это казалось счастливым предзнаменованием. Парыгин был молод. Он прорвался на вершину спортивной славы. Его победа вошла в число самых ярких событий Олимпиады в Атланте.
Для безоблачной личной жизни тоже было все — любящая жена, ребенок-первенец, квартира, машина, деньги, известность… Сейчас все в прошлом. Парыгин признает, что Австралия стала для него суровой школой жизни.
— Александр, чем Вы занимаетесь сейчас?
— Несколько лет работаю в фитнес-клубе в Мельбурне, помогаю людям похудеть. Австралия — одна из первых стран мира по количеству людей, страдающих ожирением. У меня собственная программа и 70 учеников. Они довольны — худеют, накачивают свое тело, и я доволен — зарплаты на жизнь хватает.
— Где Ваша золотая олимпийская медаль?
— Висит на самом видном месте под стеклом в фитнес-клубе. Уверен, не все меня поймут. Но такова жизнь… Босс неплохо зарабатывает на ней, привлекая клиентов. Мне работается спокойнее.
— Каким сейчас, спустя девять с половиной лет, Вам видится главный успех Вашей жизни?
— После Олимпиады говорили, что медаль мне досталась случайно. Но это не так. Я очень много тренировался, выигрывал медали на этапах Кубка мира.
В Атланте во время последнего вида пятиборья — кросса (в пятиборье также входят плавание, фехтование, конкур и стрельба) — Парыгин бежал вслед за россиянином Эдуардом Зеновкой. Россиянин пытался взвинтить темп. Но казахстанец держался за ним. Когда до финиша оставалось несколько десятков метров, Зеновка неожиданно споткнулся и упал. Парыгин первым пересек финишную черту.
— Тогда, во время кросса, я выложился полностью, — вспоминает Александр. — Так устал, что еще десять метров — и сам бы упал.
В конце концов, получив австралийское гражданство, Саша попал в сборную Австралии — все-таки олимпийский чемпион. Судьба Парыгину дала еще один шанс напомнить о себе. На Олимпиаде в Афинах в 2004 году Парыгин представлял Австралию.
— Не скрою, надеялся на удачу, — говорит Александр. — Два месяца готовился в Америке, но результатов это не принесло…
— Пятиборье уже давно мое хобби, — продолжает он. — Изредка выступаю за сборную Австралии на различных соревнованиях, но материальных дивидендов это не приносит. Да и результатами похвастаться не могу.
— Как Вам в Алматы после долгого перерыва?
— Город сильно изменился в лучшую сторону. Честно говоря, сильно скучаю. В Австралии живу размеренно и скучно: дом — работа — дом.
— А как с личной жизнью?
— Живу с подругой Агнесс. Она родом из Польши. Снимаем квартиру. Сына вижу по воскресеньям. Сильно недостает старых алматинских друзей, с которыми раньше встречались в любое время дня и ночи. В Австралии общаются по-другому.
Я с головой окунулся в работу. Даже стал бояться свободного времени. Сразу накатывают воспоминания. Босс из фитнес-клуба не хотел меня отпускать, но я ему объяснил, что еду на родину, и мне дали две недели отпуска. Вы представить не можете, как я обрадовался!
— Встретились ли в Алматы со своими старыми друзьями?
— Да, конечно… Я, когда сюда приехал, дал себе слово: ем только шашлык, плов, бешбармак и все наше, национальное. И, конечно, мечтал побывать в горах.
Александр Парыгин не слишком изменился внешне. Но это уже совсем другой человек. В его поведении нет ничего звездного. Сегодня Парыгин — обыкновенный парень, который трудится с утра до вечера, чтобы заработать на жизнь.
— Жалею ли я, что уехал? Конечно. Молодой был, бесшабашный… Не задумывался над тем, что будет завтра. Моя жизнь в Австралии изменилась на сто процентов. Здесь я был героем, а там стал антигероем.
— Но Вам только 32 года. Как говорится, все впереди.
— Согласен. Поэтому помимо работы в фитнес-клубе учусь на общеобразовательных курсах. В следующем году планирую поступать в университет. Жизнь, конечно, налаживается. Но если бы была машина времени, вернулся бы на десять лет назад.
Саин ЕРМАГАМБЕТОВ,
Игорь ФЕДОРЕНКО,
Тахир САСЫКОВ (фото)