Второе событие заключается в том, что игрок ФК “Астана” Патрик Твумаси из Ганы, отыгравший в столичном коллективе пять лет и ставший одним из лучших футболистов в чемпионате Казахстана, перешел в испанский “Алавес”.
По информации казахстанских СМИ, он был продан за рекордную по нашим меркам сумму – три миллиона евро.
Прокомментировать эту информацию “КАРАВАН” попросил бывшего агента ФИФА Олега Малежика, который в недалеком прошлом вел дела таких известных футболистов, как Игорь Смольников, являющийся игроком “Зенита” (Санкт-Петербург) и сборной России, а также действующего чемпиона РФ в составе московского “Локомотива” Владислава Игнатьева.
В настоящее время г-н Малежик является управляющим партнером юридической компании “Strela Sports”, представительство которой есть и в Астане. Данная организация работает в области правовой защиты спортсменов и спортивного арбитража.
– Рано или поздно Твумаси должны были продать, – говорит Олег. – К тому же этот игрок входит в топ-3 футболистов, выступающих в чемпионате РК, а ФК “Астана” четыре года подряд выигрывал золото казахстанских первенств. К тому же в последние годы “астанчане” регулярно выступают в еврокубках.
Патрик перерос ваш чемпионат, у него уже не было мотивации выступать в вашей стране.
Поэтому три миллиона евро, за которые он ушел в Испанию, – большие деньги, а руководство ФК “Астана” сделало правильно, что продало Твумаси. Кстати, для “Алавеса” это тоже очень серьезные траты, по-моему, таких дорогостоящих футболистов они не покупали очень давно, и не нужно думать, что их менеджеры швыряются финансами направо и налево. Как казахстанские футболисты избегают проверок на допинг
– Но Твумаси стоит таких денег?
– А почему нет? Если бы такие игроки выступали где-нибудь в Чехии и у них были европейские паспорта, то, поверьте, их разобрали бы и за большие деньги.
– Тем не менее трансферы как внутри казахстанских клубов, так и из них происходят либо бесплатно, либо за чисто символические деньги…
– Здесь есть исторические предпосылки – у вас так повелось. Однако на данный момент это объясняется только непрофессионализмом тех спортивных менеджеров, которые работают у вас в клубах. Команды живут сегодняшним днем, и никто не имеет стратегии развития даже на два-три года.
– А из чего складывается трансферная стоимость того или иного футболиста?
– Хороший вопрос, но ни один человек в мире, связанный с футболом, не даст вам на него ответа. Я всегда говорю так: игрок стоит столько, сколько на сегодня за него готовы отдать. Самый известный ресурс на эту тему – сайт www. transfermarkt.com. У него есть своя система подсчета стоимости того или иного футболиста, однако это всего лишь ориентир. И не факт, что игрока, которого этот медиапортал оценивает в один миллион евро, смогут продать за эту сумму.
А вот если агент ФИФА или руководство того клуба, который продает игрока, сможет доказать, что этот спортсмен стоит именно столько, тогда он “уйдет” по данной цене.
Футболиста, который стоит очень хороших денег, могут продать и за бесценок, если менеджмент ведет себя непрофессионально.
– Вы клоните к тому, что агенты ФИФА, работающие на футбольном рынке в Казахстане, не совсем компетентны?
– Совершенно верно. Они не умеют продвигать игроков, выступающих в чемпионате Казахстана.
Поэтому ваши футболисты вынуждены вариться в собственном соку. И они – не плохие профи, просто этих ребят у вас не умеют продавать.
А это уже беда казахстанского спортивного менеджмента и ваших футбольных агентов. Исключение составляют иностранцы, выступающие у вас. Но у них, как правило, тоже иностранные агенты.
– Кстати, по роду своей новой деятельности сталкивались ли вы с нарушением юридических прав в отношении спортсменов, в частности, футболистов в Казахстане?
– В вашей стране, как в любом правовом государстве, соблюдаются как юридические, так и спортивные законы. Федерация футбола РК действует в соответствии с регламентом ФИФА и действует на основании ее устава. Другой вопрос, что сейчас из-за тяжелой финансовой ситуации в футбольных клубах дел, в которых рассматриваются те или иные нарушения, слишком много. Продайте на пропитание: спортивные клубы в Казахстане продают за бесценок
– Тогда прокомментируйте решение по игроку Акмалю Бахтиярову из алматинского “Кайрата”, который самовольно покинул расположение клуба?
– Я не знаю всех тонкостей, но здесь есть два нюанса. Первое – если в его трудовом договоре не был предусмотрен пункт об одностороннем порядке расторжения, к примеру, за какую-то компенсацию, тогда ваш футбольный арбитражный орган имел право наказать футболиста таким образом (подобный инцидент был в России с Дмитрием Сычевым из московского “Спартака”). Другое дело, когда в трудовом договоре такой пункт все-таки есть, то здесь игрок имеет право в одностороннем порядке подобное соглашение расторгнуть.
АЛМАТЫ