Сергей Апенко: Стадионы не должны превращаться в безжизненные объекты - Караван
  • $ 494.87
  • 520.65
-1 °C
Алматы
2024 Год
22 Ноября
  • A
  • A
  • A
  • A
  • A
  • A
Сергей Апенко: Стадионы не должны превращаться в безжизненные объекты

Сергей Апенко: Стадионы не должны превращаться в безжизненные объекты

В современных экономических реалиях стадионы, арены, дворцы спорта – уже не только места для соревнований и тренировок. Сегодня их задумывают как многофункциональные комплексы, которые могут жить не одним спортом.

  • 9 Апреля 2019
  • 4707
Фото - Caravan.kz

В 2016 году, когда в Алматы шла подготовка к Универсиаде, была создана дирекция спортивных сооружений города. Ее задача – найти дальнейшее применение объектам, чтобы они не висели ярмом на шее местного бюджета. Возглавил дирекцию Сергей Апенко, эксперт с большим опытом управления недвижимостью.

Заранее – вовремя

– Я совершенно неожиданно для себя оказался в прогосударственной структуре, – начал разговор с “КАРАВАНОМ” Сергей Леонидович. – Аким Алматы Бауыржан Байбек озвучил необычную для нашей страны идею. Он предложил найти возможность эффективно использовать спортивные арены, когда там нет ни соревнований, ни тренировок. Над этим мы стали думать еще до окончания их строительства.

– Изначально речь шла только о тех аренах, что строились непосредственно к Универсиаде?

– Да. Это спортивные объекты на 3 000 и 12 000 мест, а также Атлетическая деревня. Прежде чем создать концепцию их максимально эффективного использования, мы объехали около 20 арен в России и странах Северной Европы. Наша компания первой в Казахстане применила так называемую технологию спортивного нейминга, т. е. продала название конкретного стадиона.

“Халык Арена” называется так по имени одноименного банка, заплатившего за это спонсорский взнос.

Контракт в этом году истекает. Но мы не видим серьезных угроз тому, что соглашение не будет продлено. Хотя если банк вдруг откажется, то в очереди стоит еще несколько компаний.

– Название второго объекта Универсиады, “Алматы Арены”, продать не удалось?

– Там другая история. Мы были готовы и его монетизировать. Однако название для этой арены предложил Нурсултан Назарбаев. На наш взгляд, он справедливо отметил, что самую большую и современную арену логично использовать для продвижения бренда Алматы.

Популярнее “Медеу”

– Универсиада успешно завершилась. Что дальше?

– А дальше продолжаем работать. Цель ясна – арены не должны простаивать и превращаться в безжизненные здания. Но и на бюджетных деньгах нельзя паразитировать.

Итак, у нас есть две новые современные арены. Как показал анализ одной из независимых консалтинговых компаний, осведомленность об этих брендах даже выше, чем у “Медеу” или Центрального стадиона.

“Алматы Арена” в глазах горожан – это, прежде всего, концертная площадка. “Халык Арена” больше ассоциируется с хоккеем.

Там действительно уже создается настоящий хоккейный центр: организовалась любительская лига с участием почти трех десятков команд. На финальный матч чемпионата любителей в “нехоккейном” городе в прошлом году пришло около 8 000 болельщиков. Под “Халык Ареной” оказались свободными 9 000 квадратных метров, которые мы оборудовали под хоккейный фитнес-центр. Там и специальные тренажеры, и искусственный лед, где можно отрабатывать катание, броски. Отголоски зимней Универсиады в Алматы : Что изменилось год спустя

В прошлом году на двух аренах было открыто 40 спортивных секций по хоккею, кёрлингу, фигурному катанию и другим видам спорта, в которых занимались более полутора тысяч детей.

С октября по апрель проводятся массовые катания. За минувший сезон их посетило более 40 тысяч человек.

– С “Алматы Ареной” и “Халык Ареной” все более или менее понятно. Это действительно популярные среди горожан места отдыха. Однако среди объектов управления дирекции значатся Центральный стадион и Международный комплекс лыжных трамплинов “Сункар”…

– Их присоединили к нам позже в силу ряда причин.

В очередь не выстраиваются

– Центральный стадион собираются перестроить в чисто футбольную арену…

– Да. Первый человек в футбольном “Кайрате” Кайрат Боранбаев много инвестирует в это сооружение и, наверное, давно бы его приватизировал. Однако Центральный стадион – памятник архитектуры.

Когда Кайрат Советаевич предложил сделать из него исключительно футбольную арену, встал вопрос, куда деваться легкоатлетам.

Решено, что для них построят отдельный стадион на месте нынешнего резервного поля Центрального. Там будут и стандартные дорожки с современным покрытием, и секторы для прыжков и метания, и трибуны. Только после этого начнется реконструкция Центрального стадиона.

– А что с новым стадионом по соседству с “Алматы Ареной”?

– Легкоатлеты используют его с неохотой. Да, там были ошибки при проектировании. Стадион строился в рамках программы социальной ответственности одной из частных компаний, которая не имеет опыта возведения спортивных объектов, а заказчик, когда надо было контролировать каждый шаг, какой-то момент упустил. Для соревнований эта арена, конечно, не подойдет, но для тренировок там все есть. Однако легкоатлеты, для которых все это задумывалось, в очередь не выстраиваются, зато на футбольном поле любители играют чуть ли не круглые сутки.

– За “Халык Ареной” собирались строить современный легкоатлетический манеж, но все внезапно остановилось…

– Мы как раз считаем, что остановилось правильно, но не в смысле, что манеж городу не нужен. Надеемся, идея станет более рациональной. На наш взгляд, не надо строить стадион под требования чемпионата мира с соответствующими финансовыми затратами. Чтобы не быть голословными, мы встречались с зарубежными специалистами, которые организовывали закрытые чемпионаты мира по легкой атлетике. Так вот, по их словам, для такого турнира вполне можно адаптировать “Алматы Арену”.

Зачем нам дорогие объекты, когда можно использовать уже имеющиеся?

Согласен, легкоатлетам нужен классный тренировочный манеж, но по другой стоимости.

Стадион – это жизнь

– Самым проблемным для вас объектом наверняка являются трамплины?

– Да. “Сункар” – яркий пример дорогостоящего сооружения в центре города, построенного для пары-тройки соревнований. Его возводили под Азиаду, не слишком задумываясь о том, как использовать в дальнейшем. Для профессиональных спортсменов и детей? Но прыжки с трамплина – не такой массовый вид спорта, как футбол или хоккей, и люди не тренируются там сутками. Проезжаешь мимо трамплинов, а там тихо. Но ведь любой стадион – это в первую очередь жизнь. И настроение там должно быть соответствующим.

– Есть мысли, как это все изменить?

– Конечно. В свое время была отличная идея строительства рядом с трамплинами лыжероллерной трассы. Правда, она была плохо реализована. В ближайшие дни с верхней точки трамплина запустим “тарзанку”. Это будет первый объект парка здоровых удовольствий. Далее – джампинг, скалодром, простейший горнолыжный склон для начинающих. Для подъема наверх надо сделать более безопасной действующую канатку. К нам обратились частники с предложением вертолетных прогулок по Алматы и окрестностям. Около 60 тысяч тенге за 20–25 минут. Правда, просят для своих вертолетов ангар, а мы можем предложить только площадку. Трамплин вниз

Выше трамплинов по склону можно построить большой каток размерами, как раньше на стадионе “Динамо”. Добираться до него будет легче, чем до “Медеу”.

Возможно, все это не сделает трамплины самоокупаемыми, но хотя бы появится атмосфера жизни. Правда, есть одна проблема. Комплекс трамплинов находится в котловане, “плывущие” склоны которого надо укреплять.

Главное – безопасность

– Зимой в соцсетях появилось видео, как некие молодые люди на машине гоняют вверх по склону трамплина

– Дело было так. К нам пришла компания, которая занимается автомобилями, и говорит: “У нас есть каскадер, который заедет на середину склона”. Давайте посмотрим, что получится. Спрашиваю: “Соберем тысяч пять человек?” – “Да, соберем”.

Однако, как это часто бывает, в указанный день пригнали не ту машину, да и сел в нее не каскадер. В Интернет же ушла информация, что якобы там чуть ли не губят трамплины.

Знаете, я на эти взбросы реагирую спокойно. У нас иные задачи: мы искали, ищем и будем искать то, что сделает комплекс многофункциональным. Приведенный случай – это один из примеров выбора контента. Пока у нас нет достаточного количества мероприятий, приходится исследовать весь рынок.

– Вы решаете вопрос с развлечениями, однако уже почти десять лет, как дети тренируются на трамплинах, не сданных в эксплуатацию…

– По этому поводу у меня даже были две очень эмоциональные встречи с родителями молодых спортсменов. Те, напротив, считают, что это нормально – заниматься на таких трамплинах. Мол, раньше вообще в овраг прыгали, а мы сейчас, прикрываясь безопасностью, отказываем детям в тренировках. Теперь вопрос практически решен. Думаю, что к лету комиссия примет все три тренировочных трамплина. Так что спорт высших достижений на трамплинах, конечно, останется, но если сами спортсмены не закрывают всю производственную мощность, то надо придумывать новые проекты, искать решения.

Болеть с удовольствием

– Одна из проблем не только трамплинов, но и многих других спортивных арен – это посещаемость. То ли интереса к спорту нет, то ли культуры боления…

– На аренах проходит много аншлаговых событий – концертов, шоу, чемпионатов. За прошлый год на обеих побывало больше 400 тысяч человек. Но я согласен, над массовостью интереса к спорту и болельщицкой культурой еще работать и работать. Посетителю нужно предлагать яркий контент. Есть зрелища, которые всегда пользуются большим спросом. Например, бои ММА. Нам интересно развивать и другие направления. Александр Старков: В Казахстане санно‑бобслейная трасса была только на макете

Пример, которым мы гордимся, – финал любительской хоккейной лиги. Организаторы выложились на максимум, и мы получили количество зрителей, рекордно высокое даже для российских хоккейных столиц.

Наверное, и профессиональная хоккейная команда города должна нарастить мощь и выходить в финалы турниров высокого класса. Однако дело не только в спорте. Арена – это еще и развлечения. Есть много важных мелочей. У нас, например, запрещено пить пиво на спортивных объектах. Главный инженер футбольного стадиона в Копенгагене сказал мне: “Если строишь стадион, должен помнить о двух вещах: о пиве и туалете. Все остальное не так важно”. Преувеличение, конечно, но с этими потребностями надо считаться.