Российский взгляд на наши беды - Караван
  • $ 498.55
  • 524.28
-4 °C
Алматы
2024 Год
26 Ноября
  • A
  • A
  • A
  • A
  • A
  • A
Российский взгляд на наши беды

Российский взгляд на наши беды

Об особенностях казахстанского волейбола заслуженный тренер России Виталий Кравченко знает не понаслышке. В течение двух сезонов он возглавлял женскую команду из Павлодара "Иртыш".

  • 14 Ноября 2001
  • 427
Фото - Caravan.kz

В Павлодар Кравченко пригласили осенью 1997 года. Его позвали на место заслуженного тренера Советского Союза, знаменитой наставницы алматинского АДК образца 80-х Нэлли Щербаковой. Подавляющее число игроков покинули «Иртыш» и уехали вместе с Щербаковой в Алматы. Свою команду Кравченко создал на базе восьми волейболисток, приглашенных из России. По нашим меркам, ему удалось сколотить весьма крепкий состав, который конкурировал с новым детищем Нэлли Алексеевны — «Алмой-Динамо».

В следующем сезоне у «Иртыша» уже не было прежней финансовой поддержки. Из восьми гастролерш остались лишь две. А после окончания чемпионата из Павлодара весной 1999 года уехал и Кравченко.

Сейчас он — второй тренер клуба российской суперлиги — МГФСО из Заречья, которое в августе выступало в Атырау на традиционном Кубке президента Казахстана.

— После возвращения в Россию я сначала создал училище олимпийского резерва и помогал тренерам МГФСО, — вспоминает Виталий Кравченко. — Сейчас основные усилия я сосредоточил на этой команде. Была возможность уехать по контракту в Югославию, но я решил отказаться — возраст уже не тот.

— На что может рассчитывать МГФСО сейчас в российской суперлиге?

— Мы будем стремиться повторить результат предыдущего сезона, в котором мы заняли шестое место. Выше вряд ли удастся прыгнуть. Из команды ушли шесть человек. Одним предложили более выгодные условия в более именитых клубах, закончился срок контракта у легионерок. А Оля Филина стала главным бухгалтером большого банка, получает серьезные деньги и не видит смысла в продолжении спортивной карьеры… В Атырау МГФСО, конечно, было очень далеко от боевой формы. Мы приехали в Казахстан после сбора по общей физической подготовке, проведенного в Словакии, и были не готовы сыграть на высоком уровне. Отсюда и результат — пятое место в споре шести команд.

— Какая роль в зареченском МГФСО отводится бывшей карагандинке Марине Полетавкиной, в недавнем прошлом одной из лидеров национальной сборной Казахстана?

— Когда мы вышли на Марину, она уже жила в России, работала стоматологом. Не скажу, что Полетавкина у нас лидер, но игрок она неплохой. Марина освоилась в команде и порой выходит на площадку в стартовой шестерке.

— Есть ли в казахстанских клубах волейболистки, которые способны на приличном уровне сыграть в российской суперлиге?

— Безусловно. Мы могли бы купить за хорошие деньги сразу нескольких игроков алматинского «Рахата»: и нападающую Ольгу Грушко, и пасующую Ксению Илющенко. В составе другой команды из Алматы — «Глотура» — выделялась прежде всего Анна Бондаренко. Сейчас она в другом коллективе — «Астане-Канаты».

— А что, на ваш взгляд, мешает казахстанскому женскому волейболу утвердиться, допустим, на азиатской арене?

— Отсутствие сплоченности. По опыту работы в Казахстане могу сказать, что республиканская федерация не смогла объединить тренеров для решения общих, серьезных задач. Постоянные интриги и метания, царившие в женском волейболе, конечно же, не шли ему на пользу.

— После вашего отъезда в Россию конфронтация между наставниками ведущих команд стала еще острее.

— Если речь идет о национальном чемпионате, то отчаянное противоборство двух или нескольких команд — нормальное явление. Но когда на карту ставится престиж страны, нужно стараться объединять усилия. А на мой взгляд, главному тренеру «Рахата» и сборной Вячеславу Шапрану в отборочном турнире не помешали бы два-три игрока, которые были в «Глотуре» — команде Нэлли Щербаковой. Такое усиление только повысило бы шансы сборной на выход в финальную часть чемпионата мира.

— А были среди волейболисток, приглашенных вами в Казахстан, игроки, способные реально усилить нашу сборную?

— Однозначно, были. Например, Лариса Яковенко — чемпионка Европы. Она прошла в «Уралочке» школу известного на весь мир Николая Карполя. Наталья Абубакирова, на мой взгляд, входила в десятку сильнейших пасующих России… Но после того как «Иртышу» сократили финансирование, Яковенко и Абубакирова стали искать другие варианты продолжения карьеры. С другой стороны, я не увидел серьезной заинтересованности руководства казахстанского волейбола в этих игроках и стремления сохранить их для сборной. Яковенко сейчас играет в Белгороде, Абубакирова в Израиле. Эти люди могут реально помочь вашему волейболу.