Вице-президент Федерации тенниса Казахстана и тренер национальной сборной рассказали корреспонденту медиа-портала Сaravan.kz, как пандемия отразилась на их виде спорта.
Девятого марта 2020 года в столице начался ATP Nur-Sultan Challenger, а 13 марта, в четверг, его прервали согласно требованиям ITF и АТР. На тот момент в Казахстане ещё не было подтверждённых случаев заболевания коронавирусом. С того времени до середины сентября в Казахстане отменили двадцать шесть национальных и международных турниров, и это только самые крупные. Среди них Challenger в Алматы и Шымкенте, а также Кубок Президента РК.
На данный момент Казахстан уже больше года борется с коронавирусом. Люди привыкают жить в новых условиях, и спорт тоже приспосабливается и ищет другие пути развития. О том, что изменилось за это время для Федерации тенниса Казахстана, рассказал её вице-президент Юрий ПОЛЬСКИЙ.
— Как пандемия и карантин повлияли на теннис в мире и Казахстане?
— В мире ситуация очень сложная, не состоялось более семидесяти процентов запланированных турниров, многие проходили не в том формате, в котором ожидалось. Почти полностью остановился колясочный и пляжный теннис, прошли только единичные мероприятия, также сильно пострадали юниоры.
В Казахстане за год планировали провести более семидесяти международных турниров и более ста двадцати казахстанских. Из почти двух сотен мы провели только тридцать, большую часть – за первый квартал, до начала пандемии, и ещё – в ноябре и декабре.
Сорвавшиеся мероприятия – это большая потеря с точки зрения развития детей. Им нужно ежегодно играть по шестьдесят-восемьдесят матчей, а в прошлом году на каждого пришлось всего шестнадцать-двадцать. С точки зрения турнирной практики и развития спортсменов это большая потеря.
Сейчас обнадёживают результаты первого квартала. В профессиональном туре вернулось большинство турниров. Идёт вакцинация, люди уже лучше понимают, как жить в таких условиях и обеспечивать безопасность спортсменов, всё налаживается. Многие теннисисты уже переболели, поэтому риски оцениваются не так высоко, как в прошлом году. Мы рассчитываем, что около 80 процентов тура состоится в этом году.
— Что происходит на данный момент в казахстанском теннисе?
— У нас прошло два больших турнира серии ATP Challenger самой высокой категории: сто и сто двадцать пять по количеству рейтинговых очков. Там мы посмотрели на всех участников сборной и на подрастающее поколение. Предстоящие турниры — в Шымкенте скоро пройдёт серия профессиональных турниров ITF. Женская сборная под руководством капитана Ярославы Шведовой готовится к матчам Кубка федерации (ныне Billie Jean King Cup). Встреча со сборной Аргентины пройдёт в городе Кордова 16-17 апреля.
Вообще сейчас активно начинает играть молодёжь. Александр Бублик второй год — первая ракетка Казахстана. Тимофей Скатов быстро поднимается в рейтинге, хорошо проявил себя на последних турнирах, он наша восходящая звёздочка. Девочки тоже стабильно выступают. Зарине Дияс пандемия пошла на пользу: у неё была травма, и наша спортсменка успела восстановиться и набрать форму.
Подрастает молодое поколение, например, новая чемпионка Казахстана Аружан Сагандыкова, она выиграла зимний чемпионат РК, который прошёл в столице. Щестнадцатилетняя теннисистка выиграла опытную спортсменку Гозаль Айнитдинову. Достанбек Ташбулатов — ещё одна наша надежда. Чемпион республики, входил в топ-20 мира по юниорам, теперь ждём, как он покажет себя в профессиональном мужском теннисе. Можно сказать, молодёжь наступает взрослым на пятки.
— Что федерации дал опыт работы в условиях пандемии?
— Мы очень много работали над техническими вопросами и организацией тренировочного процесса, над взаимодействием с регионами. Мы обратили больше внимания на то, как строим работу, посоветовались с международными экспертами, у них тоже появилось больше времени. Благодаря президенту федерации финансирование на основных проектах у нас сохранялось, поэтому мы смогли выполнить работу более качественно. Провели больше сборов с теми же юниорами. Отчасти тем, кто приходит сейчас в сборную, пандемия даже помогла. Мы проводили несколько сборов, где участвовали и юниоры, и взрослые игроки, которых обычно из-за турниров не поймать. Это было в Боровом, в Алматы, в Нур-Султане и Шымкенте. Когда ты рядом со Шведовой, Бубликом, Кукушкиным, ты можешь задать им любой вопрос по технике, тактике, сыграть с ними. Это очень хорошее подспорье для юниоров, я считаю.
Также о том, как переживают пандемию спортсмены, рассказал главный тренер сборной Юрий ЩУКИН.
— Как изменились для спортсменов тренировки во время карантина?
— Сначала все недоумевали, потому что столкнулись с таким впервые. Всё остановилось, ребята сидели по домам. В первую неделю они восстанавливались, потом, конечно, начали работать. В основном занимались физической подготовкой, так как в некоторых странах вообще было нельзя никуда выходить. Много общались онлайн, а у кого были травмы, те подлечились. В принципе, первые несколько месяцев все были заняты своими делами, на которые раньше не хватало времени, потому что теннис – это такой вид спорта, когда ты постоянно в дороге.
Сначала тренировочный процесс практически остановился: остались разве что простые упражнения, которые можно выполнить дома: растяжка, работа с резиной, пресс – ничего нового там не придумаешь. Когда разрешили выходить на улицу, прибавились пробежки. Когда ограничительные меры ослабили, тренировки возобновились в спокойном темпе, потому что, когда ты несколько месяцев отдыхал от интенсивных нагрузок, трудно сразу перейти на них, организму нужно дать привыкнуть к минимальным, и потом потихоньку прибавлять.
Был момент, когда никто не мог толком сказать, когда начнутся турниры, а тренироваться просто так, а не целенаправленно, очень трудно. Тяжело планировать подготовку. Наши игроки просто держали средний уровень тренировочного процесса, чтобы оставаться в тонусе.
— Как чувствовали себя спортсмены на первых соревнованиях после начала карантина?
— Конечно, было непривычно. Очень трудно перемещаться – мало рейсов, практически невозможно купить билеты. Летаешь с кучей пересадок, сдаёшь какие-то тесты – это неудобно и тяжело. Плюс пузыри, когда ты куда-то приезжаешь и не можешь выходить из гостиницы. Тебя только возит на стадион специальный автобус, и на стадионе тоже нужно находиться в строго отведённой зоне. Непривычно, никаких зрителей — это абсолютно другой образ действия, новые условия.
— Можно ли сказать, что спортсмены уже вернулись к форме, которая была до карантина?
— Можно, потому что восстановился тур. Опять же, всё сейчас как-то вперемешку, потому что поменялся весь календарь. Турниры, которые были запланированы на одни даты, прошли в совершенно другие, всё сжали, перешли с грунтовых покрытий на хардовые… Было много сумбура, и игроки радовались просто тому, что могут хотя бы соревноваться. Но календарь очень сильно поменялся, турниров стало намного меньше. Не везде можно летать, не всё восстановилось. Но форму набрали неплохую, хотя не максимальную. Думаю, если ситуация будет улучшаться и откроют все страны, то к лету игроки будут играть ещё лучше.
— Что происходит на данный момент в казахстанском теннисе?
— Самое главное – Олимпиада. У нас есть несколько претендентов, это уже хороший результат. Мы надеемся, что до середины лета кто-то ещё сможет отобраться, один или два игрока, было бы здорово. Сейчас претендуют Елена Рыбакина, Юлия Путинцева, Александр Бублик – проходят по рейтингу. В июне пройдёт основной отбор, когда станет окончательно ясно. Мы надеемся, может, Миша Кукушкин сыграет и наберёт, или Зарина Дияс. Ещё у Ярославы Шведовой замороженный рейтинг. Возможно, она тоже попадёт.
Надеюсь, в этом году пройдёт Кубок Дэвиса, на который мы попали в финальную часть. Это будет в Мадриде, мы ещё в прошлом году прошли отбор, выиграли первый круг у Голландии, а потом его перенесли на этот год. Ещё девочки поедут играть Кубок федерации в Аргентине. Сроки много раз переносились, в итоге определили на 16-17 апреля.
Юниоры тоже поедут играть свои Кубок Дэвиса и Кубок федерации.
— Что сборной дал опыт работы в условиях пандемии?
— Мы научились пользоваться зумом, общаться онлайн, проводить так уроки, встречи с тренерами. Появилось время сделать уроки или почитать книги. Игроки развивались в разных направлениях.