— Теперь ее будут помнить только как лгунью и нарушительницу правил, а не как великую спортсменку, — говорит президент Олимпийского комитета Швеции Стефан Линдеберг…
В мире большого спорта практикуются внезапные проверки на допинг. Например, в дверь киевской квартиры бывшей казахстанки прыгуньи в длину Елены Хлопотновой проверяющие из Европы постучались в десятом часу вечера. Энквист, сменившей легкую атлетику на бобслей, такую проверку устроили, когда она была на сборах в Норвегии. Не дожидаясь результатов проверки, Людмила заявила, что принимала допинг. Если верить прессе, то в Швеции, где спортсменку боготворили, ее откровения вызвали эффект разорвавшейся бомбы.
— Слова олимпийской чемпионки и обладательницы медали Героя Швеции Людмилы Энквист о том, что произошло с ней в последние две недели, официально названы «позором для шведского спорта», — пишет «Комсомольская правда». — Швеция ее прокляла. Никто даже не заметил, что она пыталась наложить на себя руки. Ах, она опять плачет? Так мы не верим — это «русские слезы», крокодиловы слезы.
Кстати, слова Стефана Линдеберга я прочел в «Спорт-Экспрессе». Цитируемые источники привожу из чувства самосохранения. Дело в том, что в феврале 1996 года менеджер и второй муж Людмилы Энквист-Нарожиленко швед Йохан Энквист через нашу знаменитую легкоатлетку Ольгу Шишигину потребовал опровержения на мою статью «Подсыпать можно что угодно?» Статья была опубликована в ежедневнике «Караван-блиц». По моим сведениям, статью специально переслали Энквисту. Позже я услышал несколько версий того, кто и для чего переправил материал в Швецию. Написать об этом, извините, не могу — нет документальных доказательств.
Теперь о том, что было в статье «Подсыпать можно что угодно?». Я писал, что волею судеб сложилась нелогичная ситуация: двух главных претенденток на золото Олимпийских игр 1996 года в беге на 100 метров с барьерами — Людмилу Энквист и нашу Ольгу Шишигину — опекает один и тот же менеджер Йохан Энквист.
Ольга Шишигина стала работать с Йоханом на самом высоком международном уровне в 1995 году, когда Людмила не выступала. С 1993 года она отбывала четырехлетнюю дисквалификацию по обвинению в допинге. Однако в конце 1995-го Международная федерация легкой атлетики отменила приговор. Вину на себя взял бывший муж и тренер Людмилы Энквист-Нарожиленко Николай. Он публично заявил, что от отчаяния подсыпал в пищу экс-супруге анаболики. В эту версию поверили далеко не все. «Советский спорт», например, сейчас утверждает, что Николай взял вину на себя за хорошие отступные.
Тренер Ольги Шишигиной Владимир Никитенко в статье «Подсыпать можно что угодно?» говорил, что Йохан Энквист — порядочный человек, он не пойдет на то, чтобы подсыпать что-либо сопернице своей жены.
С другой стороны, Ольга Шишигина вполне могла оказаться за одним столом со своим менеджером Йоханом Энквистом. Поэтому на мой вопрос, есть ли у человека, который часто рядом с Шишигиной, возможность при желании подсыпать ей что-либо? — Владимир Иванович ответил: «При желании можно сделать все что угодно».
Надо полагать, именно этот ответ не понравился Йохану Энквисту… Шишигина позвонила мне из Москвы спустя пару недель. С первых же слов стало понятно, что у человека серьезные неприятности. Мы договорились о том, что в «Караван-блице» выйдет статья о том, какой хороший человек Йохан Энквист. Такая статья вышла 24 марта 1996 года. А в первых числах апреля я получил официальную информацию о том, что казахстанская бегунья дисквалифицирована по обвинению в употреблении допинга.
Через несколько месяцев Людмила Энквист на Олимпиаде в Атланте завоевала золотую медаль, которую многие прочили казахстанке. У специалистов были основания для таких прогнозов. Ведь в 1999 году прежде мало кому известная Шишигина не только завоевала серебро на зимнем и летнем чемпионатах мира, но еще и показала абсолютно лучший результат того сезона…
В прошлом году Ольга на Сиднейской Олимпиаде добыла-таки желанное золото. Энквист тогда уже завершила легкоатлетическую карьеру. После триумфа в Атланте в судьбе Людмилы были победа на чемпионате мира-97, страшный диагноз врачей — рак груди, лечение, решение заняться бобслеем, четвертое место на мировом первенстве 2001 года, бешеная популярность в Швеции.
Подчеркну, что я не берусь делать выводы о том, кто виноват, а кто невиновен. У меня нет никаких доказательств. Я просто привел хронологию событий.
Добавить можно лишь, что когда в начале ноября Людмила Энквист объявила об употреблении запрещенных препаратов, она всю вину взяла на себя:
— Я делала все в одиночку, Йохан ничего не знал.
На снимке: Людмила Энквист (слева) против Ольги Шишигиной