Винить людей, что не слишком глубоко интересуются спортом в таком ответе, конечно, нельзя. Со стороны ведь действительно выглядит так — сотни людей в шлемах на шоссейных велосипедах катаются по городу плотной группой, а еще и дороги из-за этого перекрывают, сообщает медиа-портал Caravan.kz со ссылкой на Казахстанскую Федерацию Велоспорта.
Хотя, разумеется, велопробег и профессиональная велогонка — это принципиально разные явления с абсолютно разными целями, задачами и механикой.
Главное отличие: велопробег — это любительский заезд, зачастую не преследующий никаких спортивных задач: здесь чаще всего нет соревновательного элемента — нет наград за первое, второе и третье места. Да и в принципе нет здесь победителей и проигравших. Велопробеги, приуроченные к разным событиям, призваны к популяризации велосипеда, как средства передвижения. Велопробеги — пропагандируют здоровый образ жизни и единение широких масс людей вокруг какой-нибудь одной идеи. Например, отказа от загрязняющих экологию автомобилей в пользу «зеленых» видов транспорта.
Профессиональная гонка тоже ставит перед собой задачу популяризации здорового образа жизни и вовлечение масс в велодвижение, но, скорее не основным, а косвенным образом. Во главе угла здесь все же спорт высших достижений. Любителей здесь нет — каждый участник профессиональной велогонки прошел серьезную подготовку, которая началась у него с ранних лет. Для всех участников Tour of Almaty, к примеру, велоспорт — это основная профессия, средство заработка и реализации спортивных амбиций. Во Францию из Брюсселя
Человек, который немного разбирается в велоспорте — легко отличит велопробег от профессиональной гонки — хотя бы по темпу езды — скорости здесь в разы выше. Сильно отличаются профессионально подготовленные велосипеды и экипировка. Несмотря на то, что улицы для велопробегов и профессиональных гонок могут быть одними теми же, даже в их внешнем облике вы сможете найти различие.
Расскажем немного подробнее об этапах подготовки тех самых улиц и в принципе самой гонки перед Tour of Almaty:
Прежде всего, организаторам нужно заранее подготовить и утвердить маршрут гонки. В отличие от других видов спорта в велоспорте нет привычной арены для соревнований. В нее превращаются обычные автомобильные дороги. Это, безусловно, удобно для простых болельщиков, которым не приходится платить деньги за билет. Хорошо это и для гонщиков: разнообразный рельеф дает возможности специалистам самого разного профиля. Поэтому команды традиционно еще в начале сезона составляют примерный план соревнований, чтобы отправить туда спортсменов, которые могут претендовать на победу. И соответственно все велогруппы, которые приедут в Алматы, заранее ознакомились с трассой многодневки и подобрали состав. Поэтому что-то менять в маршруте за несколько дней до старта просто недопустимо. А во время гонки дистанция должна быть тщательно промаркирована, чтобы иностранные гонщики имели четкое представление, по какой дороге они должны ехать.
Далее очень серьезным является вопрос обеспечения безопасности гонки. Перекрытие дорог традиционно является одним из самых сложных моментов не только для Алматы, но и для всех городов, где проходят профессиональные старты. Здесь необходимы грамотное планирование гонки, слаженность работы городских служб и доведение необходимой информации до жителей города.
Современный велоспорт далеко продвинулся в вопросе технического сопровождения. Сейчас на официальных соревнованиях необходима электронная система фиксации результатов. Соответственно каждый велосипед должен быть оборудован транспондером, который передает результаты в режиме реального времени. При этом у всех команд должна быть в распоряжении радиосвязь. Без нее спортивным директорам практически невозможно управлять действиями своих подопечных в ходе гонки. То же самое касается машин сопровождения, машин скорой технической помощи, необходимого запаса воды и так далее. Все это является неотъемлемой частью современного велоспорта.
Отдельного упоминания заслуживает сложность телевизионной трансляции велогонки. Учитывая, что спортсмены не привязаны к одному месту, бродкастерам необходимо прибегать к помощи операторов с радиокамерами, которые передвигаются по гонке на мотоциклах, а также использовать вертолет. Это делает Tour of Almaty, пожалуй, самым сложным для производства телевизионного продукта спортивным соревнованием на территории Казахстана.
Тем не менее, все организационные трудности, безусловно, оправданы по нескольким причинам. Во-первых, проведение на высоком уровне такой велогонки, безусловно, благотворно сказывается на имидже нашей страны среди международных партнеров. Во-вторых, трансляция велогонки является отличной возможностью показать иностранным гостям туристический потенциал Алматы. В частности, аудитория лишь телеканала «Евроспорт», где будет трансляция, превышает 60 миллионов зрителей. И, наконец, что самое главное – Tour of Almaty является неотъемлемым этапом развития казахстанских велогонщиков. Традиционно в нем принимают участие большое количество отечественных спортсменов, которые с помощью этого старта могут выйти на новый уровень. А рост результатов казахстанских велогонщиков на международных гонках, безусловно, даст импульс к увеличению числа занимающихся в велосипедных секциях во всех регионах страны.