Слепой “третий глаз”
Началось все с VAR. Система-видеопомощник арбитра дискредитировала себя в первый же день. На 56-й минуте матча “Туран” – “Тараз” возник спорный момент. Защитник туркестанцев Олжас Керимжанов сбил соперника вблизи своих ворот. Вот только где именно произошло нарушение – в штрафной площади или вне ее, – главный арбитр встречи Артем Кучин не разглядел. Да и надо ли? Ведь у судьи есть теперь “третий глаз”, “всевидящее око” – VAR.
Арбитр с его видеоассистентами оказался дотошным. Разбор эпизода занял… 15 минут!
Всё это время зрители скучали, футболисты бесцельно расхаживали по полю, а телекомментаторы рассказали, наверное, все истории, которые могли вспомнить. Поскольку в регламенте чемпионата не упоминается, сколько времени дается арбитру на вынесение решения, то, может, позволить командам на это время уходить в раздевалку для отдыха, а зрителей, к примеру, развлекать эстрадными номерами? Судья же пока может спокойно в видеооперационной комнате разглядывать эпизод со всех возможных точек. Правда, этих самых точек на самом деле не так уж и много для быстрого однозначного ответа.
Банальная невнимательность
Другое происшествие, которое, видимо, будет иметь печальные для одной из команд последствия, произошло в столице. Там в концовке матча с “Шахтером” на поле в составе “Астаны” вышел 7-й легионер, хотя по регламенту одновременно могут играть только 6. За 10 минут до финального свистка либериец Мохаммед Камара заменил казахстанца Абата Аймбетова. На тот момент у “Астаны” в игре уже были серб Марко Милошевич, украинец Данило Бескоровайный, француз Жереми Манзорро, бразилец Брайан, португалец Педру Эужениу и хорват Марин Томасов.
– Камара должен был выйти вместо Эужениу, – объяснил после матча ситуацию главный тренер “Астаны” Срджан Благоевич. – Но тут травму получил Денис Поляков. Могу сказать, что это произошло из-за невнимательности, и всю ответственность за произошедшее я беру на себя. Извиняюсь, если это как-то может уменьшить вину.
Поясню, что Поляков – белорус, который в КПЛ не считается легионером. Меняя его на Станислава Басманова, Благоевич не освобождал одно “иностранное” место. Вероятно, главный тренер просто не учел, что Камара теперь выходит вместо не легионера Эужениу, а своего Аймбетова. В любом случае, признание вины не освобождает от ответственности. Теперь “Астане” грозит техническое поражение со счетом 0:3 в матче, который она, к слову, и так не выиграла (0:0).
Спутали номера
Необычный эпизод произошел и в матче “Кайрата” с “Актобе”. В стартовом протоколе, как и в заявке на сезон, полузащитник Владимир Гинаитис значится под 22-м номером. Однако на поле он вышел в футболке с № 30. Соответственно, Жерар Гоу, за которым официально закреплена “тридцатка”, сидел в запасе под № 22. Странно, что никто из судейской бригады, инспекторов и тренерского штаба “Актобе” на это не обратил внимания. Истина всплыла после того, как гости решили выпустить Гоу на замену.
– Кто-то напутал в электронных вещах. Какую-то ситуацию в протоколах можно поменять, а здесь звони не звони – ничего нельзя было сделать. К сожалению, Гоу так и не вышел, – пояснил главный тренер “Актобе” Владимир Муханов.
С трибуны же Центрального стадиона Алматы это выглядело так. Жерар уже размялся и готов был вступить в игру, но вдруг потребовалось менять левого защитника Дмитрия Шомко. Гоу это стерпел, но через 4 минуты получил травму Рамазан Оразов, и запланированное появление ивуарийского форварда снова было отложено. Зная непокладистый характер игрока, не удивлюсь, если тот просто плюнул на всё и отказался выходить на поле.
А ведь Гоу очень ждали алматинские зрители. Он провел 4 замечательных года в “Кайрате”, был любимцем местных болельщиков. Трижды Жерар становился лучшим бомбардиром КПЛ, стал самым результативным игроком чемпионатов Казахстана в клубной истории (80 голов против 77 у Алибека Булешева), а во всех турнирах ему не хватило до сотни 1 мяча. После отъезда из Казахстана Гоу отыграл 2 хороших сезона в Китае, а вот в турецком клубе “Касымпаша” он практически не выходил на поле. К нам 33-летний нападающий вернулся в надежде “перезапустить” свою карьеру. А тут свои же “подставляют”.
Не без скандальчика
“Актобе” проиграл “Кайрату” со счетом 0:2, так что техническое поражение из-за казуса с игровыми номерами не будет для него трагедией. А нарушение регламента очевидно, ведь, согласно пункту 6.1, “номер игрока на футболке должен быть идентичен номеру, под которым игрок указан в заявочном листе и указан в протоколе матча”.
Кстати, и в этой игре не обошлось без скандальчика с VAR. Полузащитник “Актобе” Никита Маляров заявил, что “когда надо было поставить пенальти в ворота “Кайрата”, она (система VAR) почему-то не сработала. А в наши ворота – просто идеально”. Когда такой комментарий распространяет пресс-служба команды, это означает, что игрок, по сути, выражает клубную позицию.
И, наконец, о зрителях. Точнее, об их количестве. 7 матчей 1-го тура КПЛ, по официальным данным, посетили 19 300 человек. Из них почти половина – 9 200 – присутствовала на матче в Алматы.
А вот прийти в снегопад на стадион “Мунайши” в Атырау рискнули всего 100 любителей футбола. Таким образом, средняя посещаемость в 1-м после смены руководства КФФ туре составила 2 757 человек. В то время как новый президент федерации Адилет Барменкулов в своей программе по развитию отечественного футбола пообещал, что через 3 года на матчи КПЛ будут ходить в среднем не менее 6 500 зрителей.