Свой первый международный матч «Кайрат» провел против чемпиона Финляндии — клуба «Вааса». Участники поединка говорят, что эта кандидатура была согласована с самим Леонидом Брежневым, тогдашним первым секретарем компартии Казахстана. Историческая игра состоялась в Алматы на стадионе «Спартак» 20 октября 1957-го.
— Команда спортивного клуба «Вааса» встречается с алматинской командой «Кайрат», — слышишь сегодня, видя сохранившиеся кадры кинохроники. — Стоит ли говорить, что матч привлек много болельщиков.
Из участников того матча сейчас в живых осталось лишь несколько человек. Двое из них — Борис Каретников и Владимир Болотов были тогда заметными фигурами «Кайрата».Владимир Болотов забил финнам два гола. Бориса Каретникова называли оплотом обороны.
— Вон я иду, 4-й номер, — узнает себя на кадрах тех лет Борис Каретников.
— А за ним я, ха, — подхватывает Владимир Болотов.
— Да, за мной ты идешь, — соглашается его партнер по тогдашнему «Кайрату».
В карьере Бориса Каретникова был год в московском «Локомотиве». Он всю жизнь в футболе. Работал тренером, был известным функционеров. А уже выйдя, на пенсию Каретников в 94-95 годах тренировал сборную китайской провинции Тяньнян.
— Заметно поднялось спортивное мастерство футболистов Алматы, — продолжает комментатор. — В розыгрыше команд класса Б они заняли 7-е место.
Тем временем, Борис Каретников на экране увидел себя:
— Вот я бегу за нападающим, а это — Краснов Алик контролирует мяч.
«Кайрат» тогда тренировал москвич Петр Зенкин. До приезда в Алматы он работал в знаменитом ЦСКА. Зенкин вернул в команду офицера-историка Краснова, читавшего о международном положении. Еще Краснов Альберт Краснов классно играл на саксофоне и его звал в Москву сам Юрий Силантьев, будущий культовый дирижер.
— Опасный момент — гол, — раздается с экрана.
— Это — Витя Гасилин, — подхватывает Борис Каретников. — Кстати. Я его привез с Москвы, когда играл в 56-м за «Локомотив».
— Забили, — оживляется Владимир Болотов.- Кто забил? Леонов?
— Не, не он, — не соглашается Каретников. — Гасилин забил.
Виктор Гасилин и Борис Леонов — москвичи. Гасилин вскоре вернулся домой. Леонов — остался. Работал детским тренером и умер несколько лет назад.
— Первые неудачи не обескуражили финского вратарь, — объясняет появление на экране улыбающегося вратаря «Ваасы» комментатор матча.. Потерять веру в себя — значит потерять все.
В том первом, международном матче 20 октября 57-го года «Кайрат» нокаутировал «Ваасу» — 4:0. Владимир Болотов вратаря огорчил дважды. Он десять лет работал тренером в алматинских «Кайрата» и АДК. Во второй половине 70-х пять лет тренировал сборные Сирии и Бенина. Четвертый гол «Ваасе» забил 21-летний тогда Леонид Острошко. Этот известный игрок, затем стал не менее известным тренером. В середине 90-х переехал в Санкт-Петербург.
— У Леньки футбольный характер мужской был, — вспоминает Борис Каретников. — Хоть и молодой он был.
— Настырный такой, — высказал свою точку зрения Владимир Болотов.
— А такие быстро добиваются успеха и прогрессируют, — добовляет Каретников.
Из той команды, как говорят ветераны, осталось четверо. Борис Каретников — на пенсии. В последние годы Леонид Остроушко сначала привел свою команду к победе в чемпионате Узбекистана, а в прошлом сезоне тренировал петропавловский «Есиль-Богатырь». Альберт Краснов в Алматы. Посвятил жизнь журналистике. По-прежнему пишет статьи. Владимир Болотов работает завучем в футбольной школе ЦСКА. Они — последние из могикан.