Дело в том, что традиционный январский турнир Кубок чемпионов Содружества, проходящий в российской столице, стал местом встречи президентов футбольных федераций постсоветских государств. Кроме того, в Москву заглянули президент УЕФА Леннарт Юханссон и генеральный секретарь Герхард Айгнер.
— Глава Союза европейских футбольных ассоциаций Леннарт Юханссон с самого начала поддерживал усилия ФСК, — продолжает Рахат Алиев. — Он не видит причины, по которой конгресс УЕФА мог бы проголосовать против включения Казахстана в свои ряды.
— Как прошел диалог с президентами десяти постсоветских республик?
— Нормально. Они считают, что мы имеем полное право на вступление в УЕФА. Напомню, что часть территории нашей страны находится в Европе. Приятно, что все президенты поддерживают усилия Футбольного союза Казахстана и обещают отдать нам свои голоса на ближайшем, апрельском заседании конгресса УЕФА в Стокгольме.
— До конгресса в Стокгольме еще три месяца. Опасаетесь ли вы каких-то осложнений, которые могут произойти в этот период?
— Я не думаю, что у нас могут возникнуть серьезные проблемы. По крайней мере, к такому выводу приходишь, анализируя развитие наших отношений с УЕФА. Не забывайте и то, что исполком УЕФА принял в декабре решение рекомендовать конгрессу проголосовать за включение Футбольного союза Казахстана в свои ряды. Но в то же время это совершенно не означает, что мы прекращаем все действия и будем ждать, когда нас примут в Союз европейских футбольных ассоциаций. Здесь, в Москве, нам удалось заручиться поддержкой постсоветских республик, а также Польши, чье футбольное руководство прилетело на Кубок чемпионов Содружества. В ближайших планах — еще несколько поездок в европейские страны — члены УЕФА. Мы надеемся найти понимание и там.
— В кулуарах сейчас идут разговоры о том, что Узбекистан намерен пойти по пути Казахстана и будет пытаться вступить в УЕФА.
— По нашему пути Узбекистан пойти не может. Мы вступаем в УЕФА по территориальному признаку. У наших же соседей нет территории, относящейся к Старому Свету.
— Опыт выступления лучших казахстанских команд на московском Кубке чемпионов Содружества убедительно показывает, что с такой игрой нам в Европе придется смириться с ролью аутсайдеров.
— Этот еще раз показывает, что нашим клубам надо коренным образом менять свое отношение к делу. Я имею в виду и создание инфраструктуры, и организацию тренировочного процесса, и заботу о резерве. Ведь талантливых мальчишек в нашем футболе очень много. Но беда многих казахстанских клубов в том, что они не могут из талантливого, перспективного мальчишки вылепить звезду… Я разослал во все филиалы Футбольного союза Казахстана письма о том, чтобы как можно быстрее акционировать наши команды. Наша задача — привлечь в футбол крупный бизнес. Тогда хозяева клубов будут жестче спрашивать и с тренеров, и с игроков результаты работы. Я уверен, что команды могут сами зарабатывать себе деньги, а не сидеть на шее у государства. Когда же появится профессионализм, придут и успехи. Будут у нас свои Зиданы, Роналдо и Марадоны.
— А сколько времени вы отвели себе на осуществление этих планов?
— Новое руководство ФСК было выбрано в сентябре 2000 года на четырехлетний срок. Мы не обещали сиюминутных успехов. Напомню, что на той перевыборной конференции ее делегаты говорили о переходе в УЕФА как о первостепенной задаче нового руководства. Сегодня мы можем заявить, что близки к решению этой задачи. Главная цель — поднять казахстанский футбол на гораздо более качественный уровень. Надеюсь, что за четыре года мы добьемся этого. А потом передадим эстафету другим.
— В январе вас избрали новым президентом Национального олимпийского комитета. Означает ли это, что НОК, как и Футбольный союз, пойдет по европейскому пути?
— По какому пути идти, должны решать федерации тех или иных видов спорта. Нельзя всех стричь под одну гребенку. Футбольный союз, например, сначала провел референдум по всему Казахстану среди болельщиков и специалистов и только потом принял окончательное решение.
— Еще один вопрос к вам как лидеру казахстанского олимпийского движения. Что вы считаете первостепенной задачей НОК?
— С момента моего назначения прошло очень мало времени для того, чтобы делать категоричные выводы. Прежде всего надо хорошенько разобраться в нашем олимпийском движении, а уж потом ставить задачи.
— А довольны ли вы своей работой на посту президента Футбольного союза Казахстана?
— Надеюсь, что мы все почувствуем удовлетворение в апреле, после конгресса УЕФА.