Пекинские контрасты: в чем именно провалились организаторы Олимпиады-2022 - Караван
  • $ 494.87
  • 520.65
0 °C
Алматы
2024 Год
22 Ноября
  • A
  • A
  • A
  • A
  • A
  • A
Пекинские контрасты: в чем именно провалились организаторы Олимпиады-2022

Пекинские контрасты: в чем именно провалились организаторы Олимпиады-2022

Организация Олимпийских игр-2022 в Пекине полна контрастов. С одной стороны, самые современные чудеса техники: роботы-повара, роботы-официанты, “умные” мусорные ведра. С другой – полный провал в планировании расписания транспорта.

  • 11 Февраля 2022
  • 1582
Фото - Caravan.kz

Вау-эффект, который ожидаешь получить от атмосферы на олимпийских объектах, пока не ощущается. И дело даже не в малом количестве зрителей, среди которых только те местные жители, кто ради возможности вживую увидеть олимпийские соревнования согласился определенное время провести на карантине.

Корреспондент RT Алексей Ярошевский был на летней Олимпиаде-2008 и, вернувшись в Пекин спустя неполные 14 лет, до сих пор в шоке. Он рассказал, что без раздумий принял предложение снова съездить в столицу Поднебесной, поскольку в прошлый раз там было очень круто, а в свободное время надеялся встретиться с друзьями. Но Алексей представить себе не мог, что всё будет настолько жестко в плане ограничения передвижений.

Однако это – мелочи.

Главной проблемой зимней Олимпиады-2022 является не COVID-19, ПЦР-тесты или “пузыри”, а полное отсутствие понимания у оргкомитета, как нужно организовывать транспорт.

Чтобы доехать от одного объекта до другого, приходится делать пересадки. Стыковки между двумя автобусами сделаны издевательски – нужно ждать не менее получаса. А путешествия между тремя кластерами, где проходят олимпийские соревнования, превращаются в изнурительный марафон. Да, скоростной поезд едет из Пекина в Чжанцзякоу 50 минут, но на дорогу до поезда автобусами с учетом ожидания придется потратить суммарно часа 2. Ситуация возмущает журналистов всех стран. Даже польские и литовские коллеги не стесняются переходить на русский мат, а президент Международной ассоциации спортивной прессы (AIPS) Джанни Мерло написал открытое письмо в адрес оргкомитета.

4 февраля автор этих строк и еще 11 журналистов из 7 стран поучаствовали в невероятном приключении.

Это было похлеще любого из фильмов по комиксам Marvel или DC. В тот день Китай готовился к официальному открытию Олимпиады. Готовился так, что для журналистов, желающих попасть на церемонию из Чжанцзякоу и Яньциня, отменил больше половины междугородних автобусов и почти все рейсы скоростного поезда (как выяснилось, в этот день он возил исключительно спортсменов на церемонию и обратно). В условиях “пузыря”, когда за пределы зоны нельзя выйти даже на метр, доехать в столицу хоть как-то казалось невозможным. Расписание междугородних автобусов менялось каждый час, и даже волонтеры узнавали об этом последними.

Как и полагается во время больших мероприятий с участием высокопоставленных политиков, с допуском зрителей и прессы на стадион “Птичье гнездо” было очень строго. Церемония начиналась в 20.00, а последний автобус с журналистами от главного медиацентра отъезжал в 17.10. Однако по воле оргкомитета единственный дневной междугородний автобус подъехал к медиацентру Пекина в 17.20. Прибывшие на нем журналисты с билетами и пропусками оказались отрезанными от стадиона: автобуса туда больше не будет, спецтакси не пускают, пешком нельзя, всё перекрыто, потому что “президенты стран едут”, и так далее.

К журналистам, приехавшим на злосчастном автобусе, добавились и те, кто находился в Пекине, но не успел на транспорт до стадиона. Одни были на соревнованиях, другие вообще оказались не в курсе происходящего (к слову, скачать специальные информационные приложения пользователям Android крайне проблематично – в отличие от обладателей iOs). Праздник за стеклом: что творится накануне зимней "ковидной" Олимпиады

В итоге собралась настоящая интернациональная команда товарищей по несчастью – 12 журналистов из Казахстана, Азербайджана, Литвы, Латвии, Болгарии, России и Китая. Уговоры и вопросы в адрес волонтеров не дали результата. Главный менеджер медиацентра по транспорту сожалела, что ничем помочь не может. Казалось, выбраться из этой ситуации невозможно.

И тогда наш коллега из Азербайджана пошел ва-банк. Он рассказал историю о том, как на летней Олимпиаде-2012 в Лондоне кто-то из спортсменов не мог попасть на соревнования из-за опоздавшего автобуса, и члены делегации позвонили по телефону, указанному в справочниках для звонков на случай возникновения чрезвычайных ситуаций. И намекнул менеджеру по транспорту, что, если журналисты с аккредитацией, билетами и допуском не могут попасть на церемонию открытия за 2 с лишним часа до ее начала, это и есть ЧС.

Смятение и сосредоточенность были видны в глазах менеджера в тот момент, и – бум! – идея возникает буквально на ходу. “Я позвоню руководителю службы безопасности”, – почти без надежды на успех прошептала менеджер.

Это были, пожалуй, самые долгие 2 часа ожидания в жизни. Но наш азербайджанский “мессия” продолжал твердить, что у любого оргкомитета всегда есть план на случай экстренных ситуаций.

Менеджер и ее помощники периодически звонили по телефонам, запрашивали у журналистов данные, объявляя, что вызвать дополнительный автобус не так-то просто. Маленькая, как чаша с олимпийским огнем Игр-2022, надежда все же оставалась. И – о чудо! – за полчаса до начала церемонии мы празднуем маленькую победу! Пришло объявление, что автобус будет, и открытие точно увидят все, кто должен.

Путь до стадиона, подъем на трибуны, парад делегаций… Всё прошло как будто во сне, но наяву. Настоящая сказка, ставшая реальностью, дополнилась восхитительным представлением – скромным, но со вкусом, от режиссера церемонии открытия Чжана Имоу. А потом – суровая реальность: 3,5 часа на автобусе до пересадочного пункта и еще полчаса до отеля.

Шли соревновательные дни, рушились надежды у одних и вырастали крылья у других. Но неизменным оставалось ощущение, что олимпийскому празднику образца 2022 года как будто не хватает какой-то изюминки, может быть, свободы и ощущения полета, возвышения над серой действительностью. Пока, наоборот, рутина засасывает сильнее. Изменится ли что-то к концу Игр? Покажет только время.

P. S. В личной беседе с автором этих строк Ярошевский сказал: “Классная у вас, казахстанцев, форма, очень по-европейски смотрится. И теплая, наверное”. Подтверждаю его слова на 100 процентов и передаю Национальному олимпийскому комитету РК и авторам дизайна еще один лайк.

Альберт АХМЕТОВ, спортивный журналист, член AIPS, специально для “КАРАВАНА” из Пекина