С винтовкой на врага
“В спорте я иду одним из первых. Сейчас мы бегаем на дорожке стадиона. Когда нужно будет, мы с такой же скоростью побежим с винтовкой на врага!” – эта патриотическая фраза принадлежит Хамзе Мухамеджанову. Будущий ректор Казахского института физической культуры произнес ее на одном из митингов еще в 1936 году, за 5 лет до начала Великой Отечественной войны.
Мухамеджанов отправился на фронт в 1942 году, в звании старшего лейтенанта командовал взводом 969-го артиллерийского полка 60-й стрелковой дивизии и дошел до Берлина. Он был награжден медалями “За победу над Германией в Великой Отечественной войне 1941–1945 гг.”, “За освобождение Варшавы” и “За взятие Берлина”, орденами Красного Знамени и Отечественной войны II степени.
Мухамеджанов стал одним из тысяч казахстанских спортсменов, защищавших Родину от фашистов.
Как писал в книге “Казахстанской легкой атлетике – 100 лет” известный отечественный специалист Алексей Кондрат, “одним из первых участие в боях принял неоднократный рекордсмен Казахстана Кирилл Ветлицкий. В самом начале войны он принял боевое крещение. С первых дней войны ушли на фронт Сергей Стуге, Иосиф Россошанский, Василий Гершунов, Николай Колокольников, один из основателей легкой атлетики Казахстана Алексей Огородников. Григорий Виноградов командовал лыжным батальоном, а до ухода на фронт обучал военному делу молодых бойцов… Совсем молодыми отправились на передовую ставшие после войны лидерами казахстанской легкой атлетики Владимир Сухарев, Федор Григораш, Михаил Громов. В легендарном дивизионе реактивных установок, знаменитых “катюш”, дошел до Берлина Владимир Гржибко. Боевой путь прошел Виктор Руцкий и многие другие”.
Пал смертью храбрых
До войны Сергей Стуге был одним из сильнейших легкоатлетов республики, выигрывал чемпионаты и ставил рекорды Казахстана сразу в нескольких дисциплинах, включая многоборье. На фронт он ушел в 1941 году добровольцем, будучи призванным Сталинским районным военным комиссариатом (РВК) города Алма-Аты.
Стуге погиб, сражаясь в рядах прославленной Панфиловской дивизии (27-й гвардейский артиллерийский полк), и был посмертно представлен к награде орденом Отечественной войны I степени.
Его подвиги описаны в наградном документе, хранящемся в Центральном архиве Министерства обороны России и опубликованном на сайте “Память народа”.
В ноябре 1941 года в боях за Истринское водохранилище на Волоколамском направлении под губительным огнем наседающих танков Стуге умело руководил как командир штаба отражением атаки противника и вывел из огненного кольца людской состав и материальную часть целого дивизиона, нанеся огромный урон врагу. В феврале 1942 года на Холмском направлении гвардии старший лейтенант Стуге в бою за деревню Подцепочье выкатил на прямую наводку пушечную батарею и в упор расстреливал огневые точки и живую силу врага, расчистив путь наступающим стрелкам и обеспечив тем самым захват этой деревни нашей частью. В этом ожесточенном бою гвардии старший лейтенант Стуге, как и во всех предыдущих боях, личной храбростью и неистощимой энергией увлекал всех бойцов и командиров на совершение героических подвигов и пал смертью храбрых от авиационной бомбы врага.
Как говорится в наградном документе, “любимец всех бойцов и командиров гвардии старший лейтенант Стуге навечно зачислен в списки личного состава 1-й батареи, первым командиром которой он являлся. На героических делах товарища Стуге воспитываются в борьбе и ненависти к немецким поработителям прибывающие новые пополнения”.
Стуге дважды представлялся к правительственной награде, но наградные листы были утеряны. Свой орден он получил посмертно летом 1943 года.
Ленинград – Варшава – Берлин
Владимир Гржибко был призван на фронт Фрунзенским РВК г. Алма-Аты в августе 1941 года. “Из Алма-Аты перевели в Ташкент, а из Ташкента – в Челябинск. Там сели в поезд и поехали под Ленинград, – приводит рассказ его внука официальный сайт движения “Бессмертный полк”. – Первый раз под Волховом получил пулевое ранение в руку. Кто мог ходить пешком, тот отправился в госпиталь. Через 3–4 дня объявили, что вся власовская армия сдалась под Волховом. После того как дед подлечился в госпитале Череповца, его определили в Череповецкое минометное училище. Позже поехал на Дон, где в августе 1942-го его ранило в ногу. После выздоровления направили в Москву командиром расчета орудия М-33, снаряд которого весил 125 килограммов. Затем он поехал в Ленинград, где в 1943 году его опять ранило, теперь уже в грудь, но несильно. В Ленинграде он был командиром орудия, они стояли под Пулковскими высотами”.
Как говорится в наградном листе, боевые задачи Гржибко выполнял быстро и качественно благодаря своему умением руководить людьми и личной работе. “Несмотря на беспрерывный огонь противника, товарищ Гржибко сам лично носил матчасть и боеприпасы, четко руководил своей группой. В трех минах не оказалось ободков на стабилизаторах. Тогда т. Гржибко проявил инициативу, сам быстро их сделал, и мины полетели на врага”.
Гвардии сержант Владимир Гржибко был награжден медалями “За боевые заслуги”, “За победу над Германией в Великой Отечественной войне 1941–1945 гг.”, “За оборону Ленинграда”, “За освобождение Варшавы” и “За взятие Берлина”, орденом Отечественной войны I степени.
Владимир Гржибко. Фото с официального сайта движения “Бессмертный полк”
“Армия” из восьми человек
Одним из важных моментов Великой Отечественной войны стала битва за Кавказ. Баку и Северный Кавказ были основным источником нефти для всей экономики СССР. Его потеря могла оказать заметное влияние на общий ход войны, поэтому Гитлер выбрал это направление в качестве основного. Группа армий, созданная для наступления на Кавказ, получила код “А”. В ее состав помимо прочих вошла 1-я горнострелковая дивизия вермахта, укомплектованная выходцами из горных районов Южной Германии, Баварии и Австрии. В дивизию набирали солдат не моложе 24 лет с опытом ведения боевых действий выше снеговой линии. Многие ее боевые стрелки до войны в период развития советского альпинизма работали на Кавказе инструкторами. Поэтому эти горы они облазили вдоль и поперек, знали там каждую кочку. В Советской армии тоже существовали горнострелковые части, однако должной подготовки они не имели – СССР не был готов к войне с Германией.
В этой ситуации фронту очень пригодились действующие альпинисты. К тому времени в Казахстане было много сильных спортсменов, которые имели за плечами не одно высотное восхождение.
На базе Всесоюзной школы инструкторов горной подготовки в “Горельнике” по приказу Сталина стали готовить инструкторов и горных стрелков.
История этой школы послужила основой для скандального фильма Александра Атанесяна “Сволочи”. В картине рассказывалось о том, что “Горельник” якобы представлял собой диверсионный лагерь, в котором малолетних преступников готовили для заброски в фашистский тыл.
На самом деле в “Горельнике” обучались не трудные подростки или уголовники, а обычные красноармейцы. И об этом постоянно говорили те из фронтовиков, кто работал в школе. Среди них – Юрий Менжулин. В 20 лет он стал первым начальником учебной части школы. Впоследствии Менжулин попал на фронт, с боями прошел всю Европу, был дважды ранен и закончил войну в Праге.
Сам Юрий любил вспоминать взятие Русского перевала осенью 1944 года. Тогда группа из 8 человек во главе с ним незаметно обошла охраняемый со всех сторон узкий участок шоссейной дороги, которая вела в Закарпатье, и сделала вид, будто в тыл противника зашла целая армия. Шума было наделано много. Немцы запаниковали, и многих из них удалось уничтожить.
Не только мужчины
Среди инструкторов военной школы в “Горельнике” были не только мужчины. Лейтенант Татьяна Торянова готовила курсантов к боям в горных условиях. До войны она была начальником Илийского ОСВОДа и по совместительству работала водолазом в Госпароходстве. Интересно, что эта далеко не женская профессия помогла Татьяне познакомиться с ее будущим мужем. Тот уронил винтовку в реку Или. По тем временам это могло обернуться расстрелом, но Торяновой удалось найти оружие.
После прохождения курса подготовки горных стрелков Торянова в составе группы из 60 человек была отправлена на Кавказ.
Это произошло накануне его освобождения от немцев. О своем покорении Кавказа фашисты заявили в середине августа 1942 года, водрузив на Эльбрусе нацистский флаг. Однако в феврале 1943-го советские альпинисты сняли с вершин немецкие знамена и установили флаги СССР. Легендарными стали имена участников той акции. Их было 20 человек, в том числе и алмаатинец, учитель физики Леонид Кельс.
Казахстанские альпинисты отметились и на других участках войны. Трудная судьба сложилась у участника первого восхождения на Хан-Тенгри Анвара Бекметова. Он попал в плен, и для того, чтобы избежать принудительного зачисления в национальный батальон, взял документы погибшего бойца. Так, Бекметов превратился в Алексеева. Зимой 1942 года он вместе с группой альпинистов, среди которых был Менжулин, совершил восхождение на безымянную вершину Заилийского Алатау, которую назвали именем 28 гвардейцев-панфиловцев. После войны Бекметов-Алексеев занимался воспитанием молодых альпинистов, совершая с ними восхождения на пики Заилийского Алатау.