Немецкий легион в степях Казахстана - Караван
  • $ 498.34
  • 519.72
-6 °C
Алматы
2024 Год
25 Ноября
  • A
  • A
  • A
  • A
  • A
  • A
Немецкий легион в степях Казахстана

Немецкий легион в степях Казахстана

На минувшей неделе футбольная сборная Германии без главных своих звезд заняла первое место на Кубке конфедераций, а молодежная команда этой страны выиграла чемпионат Европы.

  • 6 Июля 2017
  • 2776
Фото - Caravan.kz

Как подметили наши российские коллеги, в России не хватает игроков для сборной, а в Германии – сборных для игроков. К слову, еще совсем недавно создать своеобразный филиал немецкой команды пытались в Казахстане. “КАРАВАН” рассказывает, как все происходило и что вышло из этой затеи.

Гипертрофированная натурализация

Натурализация в спорте вообще и в футболе в частности вещь уже обыденная. Времена, когда цвета флага защищали исключительно доморощенные игроки, давно позади. Во многих странах вполне резонно считают, что если футболист давно играет в их чемпионате и на законных основаниях получил новое гражданство, то нет ничего постыдного в том, чтобы включить его в сборную. Однако в Казахстане это по традиции переросло в какую-то гипертрофированную форму.

Впервые идея привлечь в ряды национальной команды для ее усиления игроков из-за рубежа возникла в умах наших футбольных чиновников в 2000 году. Ненадолго возглавивший сборную Владимир ФОМИЧЕВ называл фамилии россиян Олега КОРНИЕНКО и Юрия АКСЕНОВА, а также бразильца Нилтона МЕНДЕСА. Все трое на тот момент играли в нашем чемпионате.

Паспорта направо и налево

В смене футболистами-легионерами гражданства всегда заинтересованы несколько сторон: сам игрок, его агент и тренер. В первую очередь возможностью обойти лимит на иностранцев и попадать в состав на общих с местными игроками правах. Агенты смотрят еще дальше: у футболиста сборной, как правило, выше трансферная стоимость, и ему легче заключить в будущем более выгодный контракт. Вот и появились в нашем чемпионате игроки, которые при попустительстве соответствующих контролирующих госорганов получали казахстанские паспорта, даже не успев пересечь границу и не сыграв ни одного матча в премьер-лиге, уезжали на сборы с национальной командой Казахстана. В 2010 году в официальных матчах в стартовом составе сборной на поле выходили по 4 натурализованных футболиста, а в октябре 2012 года в домашней игре с Австрией их число превысило количество своих воспитанников – 6 (Сидельников, Дмитренко, Рожков, Богданов, Коробкин, Хайруллин).

Нейштеттер и Нойштедтер

В то время скауты из федерации уже вовсю обрабатывали немецкий рынок. Там они искали игроков с казахстанскими корнями – тех, кто родился в нашей республике, но в детском возрасте вместе с родителями эмигрировал в Германию. Таких ребят оказалось немало. Шансов попасть в одну из сильнейших сборных планеты у них не было никаких, зато двери в нашу команду были для них открыты.

Справедливости ради отметим, что первый футболист из бундеслиги появился в нашей сборной еще в 1996 году. Это был Петр НЕЙШТЕТТЕР – уроженец Киргизии, три сезона (1985, 1989, 1990) отыгравший за “Кайрат”.

В начале 1990-х он уехал играть и жить в Германию, но в Казахстане о нем не забыли. Правда, сыграл за сборную полузащитник “Майнца” только два отборочных матча Кубка Азии, после чего завершил свою карьеру в первой команде страны: после порядка и дисциплины немецкого футбола ему трудно было привыкнуть к бардаку, творившемуся у нас.

В следующий раз Нейштеттер пригодился Казахстану только прошлым летом уже в качестве спортивного директора “Кайрата”. Сейчас он возглавляет департамент детского футбола (7–13 лет) алматинского клуба.

Одно время в Казахстане пытались склонить на свою сторону сына Петра Нейштеттера – Романа. Но тот нашу республику не рассматривал даже в качестве запасного варианта – родился он в Днепропетровске, а всю сознательную жизнь провел в Германии. Сначала Роман НОЙШТЕДТЕР горел желанием играть за Украину, затем его амбиции выросли до немецкой команды, но в конце концов он был ангажирован Россией. Поехал на чемпионат Европы-2016, получил негативную прессу, вызывался на последующие товарищеские матчи, но на Кубок конфедераций в сборную не попал.

Жертва № 1: Сергей Каримов

Активным сторонником “немециализации” сборной Казахстана был ее наставник Бернд ШТОРК. Тренер из Германии на фоне успехов с молодежкой осенью 2008 года был назначен главным в первой команде страны. Не имея авторитета среди ветеранов, огорченных увольнением Арно Пайперса, Шторку пришлось сделать ставку на ребят из молодежной сборной. Результат получился удручающим – 1:5 от Англии на “Уэмбли”.

Ждать, пока “пионеры” повзрослеют и наберутся опыта, в федерации не стали. Именно тогда началась повальная натурализация для нашей сборной. Новый же ее рулевой в свободное время летал на родину и присматривал для нее футболистов, имеющих казахстанские корни. Особенно Шторку приглянулся левый защитник Сергей КАРИМОВ. Уроженцу Сарани тогда было 22 года, и он являлся ключевым игроком второй команды “Вольфсбурга” с перспективами пробиться в первую команду, которая выступала в бундеслиге.

Каримов несколько раз пропускал сборы, но Шторк был настойчив.

Долгожданный дебют состоялся в августе 2010 года в товарищеской встрече с Оманом. Правда, тот матч так и остался единственным в международной карьере Каримова. По странному стечению обстоятельств, у всех, кто принимал предложения из Казахстана, в дальнейшем карьера шла на спад. Каримов стал первой жертвой: защитника замучили травмы, и в возрасте 28 лет он, по сути, завершил карьеру где-то в низших немецких лигах.

Жертва № 2: Генрих Шмидтгаль

На тот момент в сборной появился настоящий немецкий герой.

Генрих ШМИДТГАЛЬ, который был старше Каримова на один год, удачно влился в коллектив, где его прозвали Геной.

Родившийся в Есике Алматинской области футболист оказался игроком неплохого уровня. Его физическая форма помогала держать весь левый фланг, действуя от одного углового флажка до другого. За пять лет – с 2010 по 2015 год – Шмидтгаль провел за нашу команду 14 матчей. Самым памятным для него стал мартовский поединок 2013 года в Нюрнберге, где он забил немцам. Два года спустя Генрих в последний раз сыграл за Казахстан.

К сожалению, его постигла та же участь, что и Каримова, – травмы. Из клуба первой бундеслиги “Гройтер Фюрт” он перешел рангом ниже – в “Фортуну” из Дюссельдорфа. Летом 2015 года его за смешные для игрока сборной 300 тысяч евро приобрел “Франкфурт”. Правда, ни одного матча в том сезоне Шмидтгаль так и не сыграл, а в прошлое межсезонье был выставлен на трансфер, но ни один клуб он не заинтересовал.

Жертва № 3: Константин Энгель

В памятном для Шмидтгаля матче в Германии на поле в футболке сборной Казахстана вышел еще один немец – Константин ЭНГЕЛЬ. Его универсальность позволяла ему играть и слева, и справа, и в опорной зоне. Энгель родился в Караганде, а в Германии выступал за “Энерги” из Коттбуса во второй бундеслиге.

Удачным представлялся для него трансфер в “Ингольштадт”, с которым он дебютировал в первой бундеслиге. 15 августа 2015 года он провел матч с “Майнцем”, а уже спустя десять дней… пополнил клубный лазарет. Травмированное бедро Энгель залечил, но на свой прежний уровень так и не вернулся. Когда Константин оказался на распутье, его позвала “Астана”, где он провел только один матч за дубль. Сегодня Энгель – игрок “Оснабрюка” в третьей по силе немецкой лиге.

Жертва № 4: Александр Меркель

В июне 2012 года департамент сборных команд федерации футбола возглавил Владимир НИДЕРГАУС. Одной из главных его задач была работа на немецком рынке, который он знал достаточно хорошо: Владимир Викторович жил в Германии несколько лет, открыл небольшой торговый бизнес.

Самым громким результатом работы Нидергауса стал Александр МЕРКЕЛЬ. Талантливого в юности игрока удалось привлечь в сборную Казахстана.

Впрочем, принять предложение от нашей сборной его заставила не только настойчивость казахстанской федерации, но и сама жизнь. Карьера Меркеля, мечтавшего о сборных России и Германии, медленно, но верно шла на спад – от итальянского “Милана” до швейцарского “Грассхопперса”.

В марте 2015 года в Астане впервые была организована пресс-конференция с участием “мессии отечественной сборной”.

Уроженец поселка Первомайский говорил много красивых слов: “Казахстан – моя родина. Для меня большая честь надеть майку сборной. Да, я в шесть лет уехал с родителями жить в Германию. Но никогда не забывал о том, откуда я родом. И рад, что мне выпала эта возможность – сыграть за Казахстан”.

В сентябре, после того как были улажены все формальности, Меркель сыграл один тайм против сборной Исландии. О том, что было дальше, можно легко догадаться: через пару недель на тренировке итальянского клуба “Удинезе” футболист порвал крестообразные связки колена. Из-за этой травмы он пропустил больше года. Сейчас Меркель пытается вернуться в большой футбол, изредка играя во второй бундеслиге за “Бохум”.

– Мы следим за Меркелем, – заявил главный тренер сборной Казахстана Александр БОРОДЮК. – Однако нас беспокоит, что на данный момент он не имеет игровой практики. В сборную же вызываются те, кто является основными в клубах.

Последний призыв

Пожалуй, Меркель стал заключительной попыткой наших футбольных чиновников предоставить место в сборной тем иностранцам, кто по своему уровню не может играть в национальных командах Германии, России и других стран.

Последний массовый привоз в Казахстан немецких талантов произошел в марте 2015 года. Тогда на сборы молодежки в Эстонию прилетели сразу четверо футболистов из Германии.

Как заявил на тот момент старший тренер молодежной сборной Саулюс ШИРМЯЛИС, вызванные игроки имеют казахстанские корни “и, что самое главное, огромное желание выступать за сборные своей исторической Родины. Если ребята по своим данным усилят нашу команду, а в перспективе национальную сборную, то будут и в дальнейшем вызываться”. Однако максимум, чего добились эти игроки, – еще один сбор летом 2015-го.