Небо и земля: почему Казахстан не сможет составить конкуренцию США в профессиональном боксе  - Караван
  • $ 494.87
  • 520.65
-1 °C
Алматы
2024 Год
22 Ноября
  • A
  • A
  • A
  • A
  • A
  • A
Небо и земля: почему Казахстан не сможет составить конкуренцию США в профессиональном боксе 

Небо и земля: почему Казахстан не сможет составить конкуренцию США в профессиональном боксе 

Эксперт Икрам Абдукаримов в интервью "Каравану" представил собственное видение развития профессионального бокса в Казахстане.

  • 27 Мая
  • 12503
Фото - Caravan.kz

Также он поделился своим мнением о пути для сохранения любительского бокса в программе Олимпийских игр и озвучил проблему, которая мешает отечественным спортсменам становиться чемпионами мира по боксу в профессионалах, передает Caravan.kz.

— Расскажите, пожалуйста, о себе, чем вы занимаетесь и как связаны с миром профессионального бокса?

— Я работаю в нефтегазовой сфере, трудился и в нацкомпаниях. Так как большой бизнес подразумевает под собой ещё социальную ответственность, всегда параллельно уделяли внимание развитию спорта. Это профессиональный бокс в моём случае. Будучи руководителем нефтяной компании, поддерживал федерацию профессионального бокса. 

Так как я сам занимался боксом со школы, видел, как развивалась федерация профессионального бокса, с детства смотрел бои первые профессиональные, которые проводились в Казахстане, наблюдал так называемую эволюцию или в каком-то случае наоборот, стагнацию, даже где-то и деградацию в данном направлении. И у меня возник огромный вопрос: а почему индустрия профессионального бокса глобально, на континентах, где это очень сильно развито, находит большое развитие и монетизацию, а наш регион, который является державой всемирной в сфере как любительского, так и профессионального бокса, так и не развился, а наоборот, постоянно у нас идут какие-то скандалы, появляются спорные вопросы, постоянно какая-то борьба между так называемыми организациями.

Коллеги и друзья попросили меня: "Давай, вот у тебя видение, ты постоянно советуешь что-то, точечно, а попробуй, пожалуйста, что-то там поменять". Я на неоднократные просьбы согласился посоветовать одному из руководителей федерации профессионального бокса, как дальше двигаться, он довольно-таки активно начал развивать это всё дело, в части юридической постарался легализовать процессы. Мною же была представлена бизнес-модель, и так я погрузился, можно сказать, на 100 % в эту индустрию.

Так какие ошибки были в нашем независимом Казахстане в профессиональном боксе? Отсутствие вообще любой информации по данной индустрии глобально. Давайте начнём тезисно, от обратного. Где это востребовано и какова цель вообще того или иного атлета, когда он решает пойти в профи? Нужно понимать, что профессиональный бокс — это только про США. Этот рынок глобально держат крупные корпорации медийные в Соединённых Штатах Америки. Нигде больше это так не развито. И весь мир старается попасть туда.

— Да, про Америку мы знаем: если ты чемпион мира, то ты им становишься в Америке чаще всего. Но, тем не менее, проводят же вечера бокса и у нас в Казахстане, например, и в Европе, понятно. Чем отличается, например, организация вечера бокса в Казахстане и в мире? И почему всегда возникает столько вопросов, когда организуют какой-то вечер профессионального бокса именно в нашей стране?

— Я рад, что проводятся вечера бокса в Казахстане. Но вопрос в том, что любое мероприятие должно производить эффект, какая-то цель у него должна быть. С чем я столкнулся? С отсутствием какой-либо информации. Я начал сам вникать, так как с детства интересовался этим и пришел к выводу, что в Казахстане не нужно развивать профессиональный бокс по той же модели, как в США.

Но нужно что сделать? Нужно подготовить какой-то "продукт", а в случае бокса — это имя атлета, профессионала будущего, и его уже дальше продвигать в Штатах. Чем пытаются все эти 30 лет у нас в стране заниматься? У нас в стране хотят построить Morgan Стенли (если сравнивать с банками), это уже заведомо ложное направление. И федерация либо сама должна была к этой модели прийти, либо создать экосистему, чтобы как раз-таки все инструменты работали бы в направлении передачи атлета более крупному промоутеру в США. Случай с Геннадием Головкиным — это селфмейд, он сам себя сделал, и я так понимаю, что тот же Жанибек Алимханулы, ребята, которые пошли по тому же направлению, они правильно сделали, потому что тропинка была пройдена, соответственно, ею надо пользоваться.

Мы вот иногда разговариваем и много споров: "Ну слушай, Икрам, ты считаешь, что вот нужно подготовить бойца и отправить его заграницу, но мы же всё-таки патриоты, мы же должны здесь…".

Я говорю: "Хорошо, без проблем, если человек хочет боксировать именно в Казахстане и делать это всё в Казахстане, ну ради Бога. Но готов ли он за эти деньги, как говорится, боксировать? КПД от боев в Казахстане и в США — это небо и земля, там ты зарабатываешь денежные средства другие, нежели здесь, но здоровье одинаково у тебя уходит, те же травмы и так далее. Готов ли ты к тому, чтобы просто пример показать такого патриотизма?". Я считаю, что это не совсем патриотизм, если боксировать только в Казахстане. В Америке благодаря нашему Геннадию Головкину все узнали, что такое Казахстан, что это действительно не просто страна, откуда вышел хороший боксёр, один из лучших боксёров, а это страна, которая действительно после обретения независимости очень сильно укрепилась и уверенно чувствует себя в регионе. Спорт — это один из показателей, один из индикаторов развития.

— Вы следите за боксёрами нашими, наверное, знаете, кто в Казахстане у нас есть перспективный. Хотелось бы знать ваше мнение. Геннадий Головкин у нас есть, раньше был Василий Жиров, сейчас чемпион мира по двум версиям — Жанибек Алимханулы. А кто за ними? Есть ли у нас такие же потенциальные звёзды, которых можно было бы отправлять, например, за границу по той же модели, хотя бы, как Жанибека Алимханулы?

— Я сейчас не хочу называть имен конкретных, потому что могу обидеть тех ребят, которые может быть менее подготовлены сейчас, но более талантливы и перспективнее, возможно. Все ребята заслуживают шанса доказать миру, что они лучшие. Мы же говорим, что побеждает сильнейший. Хочу сказать, что Федерация профессионального бокса нуждается именно в организации хорошего отбора. Что нужно для того, чтобы, как вы говорите, были имена наших атлетов на мировом подиуме в профи? Нужна хорошая площадка для отбора.

Есть боксёры, у которых хорошие атлетические данные подходят именно для цикла из трёх раундов любительского бокса, олимпийского, а есть боксёры, чьи физические атлетические данные хороши для профессионального бокса. Хороший тренер и промоутер, у кого глаз намётан, именно западные, они это и видят, отбирая боксеров в профи, чтобы меньше времени тратить на подготовку. Но любого олимпийского боксёра, боксёра-любителя, даже хорошего, нужно перестраивать для профи-бокса.

В Казахстане нам нужно чётко понимать, что не сама цель — дома закрепиться, а цель — дома подготовиться. Но я призываю Федерацию профессионального бокса, чтобы она озвучила, что за эти 30 лет, основываясь на их уставе, на их целях, задачах, было сделано и за что она взимала деньги.

Я хотел тоже объявить, что мы с коллегами, друзьями тоже сейчас будем создавать организацию, которая будет нацелена на то, чтобы ориентировать спортсменов правильно, то есть, дать направление в нужное русло, если они хотят стать боксерами-профессионалами. Второе — это полное сопровождение: медицинское, юридическое и финансовое. Боксёр порой, зарабатывая, не знает, что нужно оплатить налоги, оплачивать счета, какой контракт заключил. Он может по контракту заработать 100 миллионов долларов, но из них ни копейки даже не получить, а ему еще завтра лечиться, это уже медицинское страхование.

Быть профессионалом-боксёром — это адский труд, это очень серьёзная работа, и он подумает: может, мне лучше для себя мастером спорта стать, потом перчатки повесить на гвоздь и образование получить. Но ты же можешь, будучи образованным, и в сфере бокса также реализоваться…

— Менеджером тем же стать, промоутером...

— Конечно! По версии Forbes, индустрия UFC стоит 11,3 млрд долларов, заработали за 2023 год 1,29 млрд долларов. WWE стоит 6,8 млрд долларов, выручка в 2023 году — 1,3 млрд. И вот таких организаций (в списке Forbes) 10. Toprаnk, боксерская промоутерская организация стоит 630 млн долларов, выручка за 2023 год 100 млн долларов, то есть индустрия очень развита и она двигается вперед, то есть, никакого там спада не наблюдается. Даже если утверждают: "Ой, сейчас бокс уже непопулярен, там уже другие виды спорта"… Ну это, возможно, где-то имеет место быть, но всё это циклично, зависит от того или иного ивента, как раскачают его. Но общий тренд — индустрия только развивается, поэтому у нас есть очень большой потенциал, Казахстан исторически очень хорошую базу получил от Советского Союза. Но, к сожалению, я не вижу развития, мы просто на этой базе держимся. Я сам тренировался у прекрасного тренера Олега Аркадьевича Ковальчука, до сих пор он тренирует и, к сожалению, новых ярких тренеров таких я не вижу, а они должны быть. Я встречался в Мексике с Саулем Альваресом, с его тренером Эди Райноса, он был признан лучшим тренером мира, потому что за 5 лет воспитал более 20 чемпионов мира по среди профессионалов.

Это молодой тренер, но благодаря индустрии признание не только боксёр получает, как Сауль Альварес, но и его тренер, а это дорогого стоит.

Сразу же после той Конвенции WBC в Мексике стоимость тренировок в его залах возросла, то есть, у него было имя и признание, а сейчас он получил мировое признание. К нему обращались из заграницы, франшизы просили, тут уже сам тренер зарабатывает и как бизнесмен может выступить. 

Я призываю всех в мире профессионального бокса Казахстана поглубже погружаться в мировую индустрию, изучать, а не идти вслепую, если кто-то им что-то обещает или говорит. Нужно просто находить необходимые ресурсы и советоваться с теми, кто хотя бы был в команде таких атлетов, как Геннадий Головкин и Жанибек Алимханулы. Я надеюсь, наши молодые ребята сейчас после Олимпиады тоже будут востребованы в индустрии профессионального бокса и пойдут правильным путем.

— Все-таки не секрет, что наши успехи в профессиональном боксе связаны с хорошей школой любительского бокса. Если вдруг так получится, что все-таки бокс исключат из программы Олимпийских игр, как вы думаете, пострадает ли база для профессионального бокса и будут ли у нас новые звезды, если, например, не будет олимпийского бокса, а будет просто неолимпийский вид спорта?

— Я так думаю, что (исключить из олимпийской программы бокс хотят) из-за того, что очень много скандалов… Почему? Я не хочу обвинять олимпийский комитет или организаторов, но присутствуют какие-то непонятные решения очень часто, что влечет за собой потерю внимания и интереса к этому виду спорта.

Когда люди понимают, что, скорее всего, это необъективно, скорее всего, есть какие-то личные интересы, интерес теряется. Я так думаю, что сейчас проверяют, насколько это всё возможно переломить за счёт тех или иных действий и можно ли сохранить интерес к любительскому боксу. Но к сожалению, сейчас больше склоняются к тому, чтобы исключить его из программы Олимпиады.

-То есть, вы думаете, что бокс уже не вернуть в олимпийскую программу? Или всё-таки есть шанс?

— Вы знаете, есть шанс! Почему? У бокса любительского сейчас, я думаю, есть уникальная возможность трансформироваться. Я называю любительский бокс будущего современным фехтованием. Чтобы сохранить именно олимпийский бокс, необходимо внедрить полностью электронную систему подсчёта баллов. Нужны специальные датчики, современные технологии должны сработать, чтобы оказать помощь нынешнему судейству, которое постоянно обвиняют в необъективности. Необходимо искусственный интеллект внедрить, который тоже посредством определённых камер, 3D и так далее будет отслеживать параллельно.

Это уже есть в других видах, например, в футболе судья всегда может обратиться к технологиям и пересмотреть что-то. В любительском боксе при подсчёте можно будет обратиться к интеллекту искусственному для верификации. Если вот это всё внедрять, то будет как фехтовании, где за счёт датчиков уколы считают. Когда подсчёт идёт онлайн, сразу же ты видишь, сколько ударов прошло, бокс станет дуэлью, но еще зрелищнее, чем в фехтовании, так как раунд идет без перерыва. Тогда мы сохраним зрелищность и олимпийскую прописку любительского бокса.

Мнение, озвученное героем интервью, не отражает позицию автора статьи и редакции