— Наша цель — заручиться поддержкой делегатов предстоящего конгресса Союза европейских футбольных ассоциаций, который состоится 25 апреля в Стокгольме, — говорит Тлек Акпаев. — Конгресс будет решать вопрос о принятии Футбольного союза Казахстана 52-м членом УЕФА. В оставшееся время мы постараемся добиться понимания со стороны большинства делегатов, которым предстоит решить судьбу нашего футбола. Например, в ходе этой поездки по Европе мы рассчитываем пополнить ряды своих сторонников президентами федераций футбола еще шести стран — Англии, Шотландии, Боснии и Герцеговины, Югославии, Словении и Хорватии. Маршрут такой: Лондон — Глазго — Сараево — Белград — Любляна — Загреб.
— Кого уже сегодня можете назвать сторонниками Футбольного союза Казахстана?
— Еще в прошлом году мы провели переговоры с Федерацией футбола Германии. В конце января нынешнего года встретились в Москве с футбольными президентами десяти европейских, постсоветских республик и Польши. В феврале руководство ФСК пригласили в качестве почетных гостей на международный турнир на Кипр. Затем был визит в Швецию. В ходе февральского турне мы встретились с президентами футбольных федераций Кипра, Северной Ирландии, Венгрии, Швейцарии и генеральными секретарями национальных ассоциаций Чехии и Швеции…
— Все они обещают в апреле проголосовать за вступление Казахстана в ряды УЕФА?
— Они говорят, что поддержат Казахстан на конгрессе УЕФА в Стокгольме. Особым можно назвать только мнение швейцарца Ральфа Цлосовера. Он не обещал проголосовать «за», но в то же время заявил, что Швейцария точно не будет голосовать против вступления Футбольного союза Казахстана в УЕФА.
— В чем вы видите необходимость таких поездок по Европе? Ведь исполком УЕФА в декабре уже рекомендовал конгрессу принять Футбольный союз Казахстана в свои ряды…
— В декабре это решение приняли 15 членов исполкома. А утверждать его предстоит делегатам от 51 страны, входящей в УЕФА. Если члены исполкома за последний год основательно познакомились с нашей аргументацией, то встречи с остальными делегатами предстоящего конгресса показали, что они имеют поверхностное представление о том, почему и зачем мы стремимся в европейскую футбольную семью. Кстати, одним из людей, посоветовавших нам проехаться по Европе и постараться завязать контакты, был такой искушенный и опытный футбольный функционер, как президент УЕФА Леннарт Юханссон.
— Значит, встречи с президентами футбольных федераций различных европейских стран носят в основном ознакомительный характер?
— Да. Мы говорим о своем географическом праве на вступление в УЕФА. Согласно уставу, претендовать на место в этой организации может любая страна, имеющая территорию в Европе. У нас такой территории больше 10 процентов. Зная щепетильность европейцев, мы представили на этот счет заключение специалистов из германского и российского географических институтов. На этих встречах мы также говорим, как велико влияние в Казахстане европейской экономики, культуры, образования. Да и футбол у нас все время опирался на европейские образцы. Советский Союз входил в УЕФА, поэтому наши тренеры и игроки учились футболу по трансляциям матчей с престижных клубных турниров — Кубка чемпионов, Кубка кубков, Кубка УЕФА, а также встреч сборной СССР с европейскими командами. Ну а самое главное — все собеседники единодушны в том, что если мы всерьез хотим поднять уровень казахстанского футбола, то должны учиться на лучших образцах. А самые сильные команды и игроки именно в Европе.
— Как на все эти аргументы реагируют ваши собеседники?
— С пониманием. Рад, что к нам относятся доброжелательно.
— Есть ли все-таки моменты, которые настораживают президентов футбольных федераций европейских стран?
— Я бы не сказал, что их сильно что-то настораживает. Скорее по инерции они продолжают упоминать о длительных перелетах. Мол, они не привыкли так долго находиться в воздухе.
— И что вы на это скажете в ответ?
— Хотя бы то, что добраться из Алматы на Кипр ничуть не дольше, чем долететь с Кипра в Швецию. Проверено на себе.
— Что вы еще намерены предпринять по возвращении из поездки в Великобританию и Балканские страны?
— В Минске пройдет встреча руководителей восточно-европейских стран. Затем планируем встретиться в Турции с футбольным руководством этой страны. Но вполне возможно, что ситуация потребует дополнительных встреч.
— Как я понял, ваша задача-минимум — получить до конгресса не менее 30 голосов из 51.
— Да. Человеческий фактор везде имеет большое значение. Если для большинства делегатов наши лица будут незнакомы, то они нас просто не будут воспринимать. Но даже если с кем-то мы и не сможем встретиться, то они все равно будут видеть — большинство нас знает, доброжелательно к нам относится. А это ведь тоже снимает агрессию, раздражение и настраивает на мирный лад.
— Ваши переговоры посвящены только предстоящему переходу Футбольного союза Казахстана в Союз европейских футбольных ассоциаций?
— Нет. Например, на встречах с президентами федераций футбола Балканских стран обязательно будут подняты вопросы о товарищеских матчах на уровне национальных, юниорских и юношеских сборных. Будем зондировать почву об организации турниров для клубных команд. Что касается же встреч с президентом Английской федерации футбола, членом исполкома УЕФА Джефри Томпсоном, то мы заранее предупредили, что хотим обсудить всевозможные пути сотрудничества.
— Что вы конкретно имеете в виду?
— Прежде всего, различные варианты обучения наших тренеров — стажировки, семинары, курсы. Попытаемся получить «добро» на организацию товарищеских матчей между нашими сборными в Казахстане и в Англии.
— Вы считаете, это реально?
— Надо в любом случае пытаться. Будем стараться использовать любой ход и любые контакты, если они способствуют повышению уровня казахстанского футбола. Ведь с сегодняшним багажом и постановкой дела, которая сложилась в казахстанских клубах сейчас, нам сложно рассчитывать на какие-то серьезные успехи. Нам надо учиться очень многому.