Вадим Кравченко — личность в велоспорте, можно сказать, легендарная. Поколения приходят и уходят, а Кравченко остается. Он уже пять лет тренируется в Турции самостоятельно, отдельно от сборной Казахстана. Однако руководители нашей команды все равно из года в год приглашают Вадима помочь сборной на важных стартах. Он и выступает, и приносит команде победы. Так было и на последних Азиатских играх 2002 года в Пусане. Между тем врачи уже давно запрещают Вадиму заниматься велоспортом. У нашего гонщика сильная близорукость — минус семь.
В Турцию Вадим Кравченко отправился пять лет назад поднимать турецкий велоспорт. Казахстанские специалисты и гонщики там вне конкуренции. Вначале Кравченко крутил педали как простой гонщик, зарабатывая себе авторитет, и вот третий год Вадим — третий человек в клубе после менеджера и его заместителя. Должность Кравченко — спортивный директор. На его плечах весь тренировочный процесс.
— Руководство клуба мне полностью доверяет, — говорит Вадим Кравченко.
По протекции Кравченко в «Брисса спор» выступают трое казахстанцев. Сергей Третьяков и Павел Невдах в Турции третий год. С этого сезона к ним присоединился бронзовый призер чемпионата мира 1995 года на треке, победитель Азиатских игр 32-летний Сергей Лаврененко. Ранее Лаврененко выступал за «Бриссу», но затем покинул клуб.
— Наш бюджет немного увеличился, — говорит Кравченко, — мы получили возможность содержать еще одного гонщика. Я рекомендовал Сергея. Руководству клуба прекрасно известно о его возможностях, поэтому проблем с трудоустройством Лаврененко не возникло.
— С каким настроением уезжаете в Турцию?
— С хорошим. За пять лет я привык к Турции. Знаю всю команду как облупленную. Я и по-турецки изъясняюсь довольно сносно. Был такой период, что целый год работал в Турции один. Поневоле заговоришь. Благодаря знанию турецкого стал понимать и по-казахски.
С помощью казахстанских гонщиков «Брисса спор» стала сильнейшей командой страны. Даже сборная Турции не может соперничать с «Бриссой». По этому поводу у клуба и Федерации велоспорта Турции вечные конфликты.
— В Федерацию велоспорта на наше имя приходят приглашения на различные гонки, — продолжает Кравченко, — часто бывает так, что чиновники федерации об этих приглашениях нам не сообщают. Самая главная гонка — Тур Турции — проходит в мае. Мы ее постоянные победители. Федерацию и тренеров сборной это злит и тревожит. Ведь деньги для сборной Турции тоже выделяются немалые.
Финансовых проблем «Брисса спор» не испытывает. Спонсор клуба — одна из самых богатых компаний по производству автомобильных шин в мире. Владелец ее считается самым богатым человеком в Турции. Впрочем, «Брисса» — команда только третьего профессионального дивизиона. Это вполне устраивает спонсоров. По мнению Кравченко, видимо, все дело в турецких гонщиках, которым до уровня наших велосипедистов еще работать и работать.
— Не знаю почему, но турецкие гонщики не переносят высоких нагрузок, — говорит Вадим, — в велоспорте часто надо терпеть. Например, ехать в гору через не могу, когда ноги уже, казалось бы, не крутят. Надо терпеть и продолжать крутить педали. Мы к такой работе привыкли, а вот они в этом плане слабаки. Впрочем, постепенно, глядя на нас, и они повышают свой уровень мастерства.
— Есть уверенность, что и в этот раз получится победить на Туре Турции?
— У нас есть резервы. Мой старый друг — чемпион Азиатских игр 1998 года иранец Кадыр Низбани. Он помогал нам не раз в особо важных гонках. Если какая-нибудь команда усилится кем-нибудь, то мы пригласим Кадыра. Он не откажет. С ним же никто с «Бриссой» соперничать на равных просто не в состоянии.
— Как-то вы говорили, что собираетесь купить в Турции квартиру и перевезти туда свою семью?
— Было такое желание. Но команда базируется в Измите. Это портовый город на берегу Мраморного моря. Там много магазинов, а вот музыкальных кружков, как оказалось, нет. Мой сын Владлен, ему десять лет, в Алматы уже несколько лет занимается музыкой. Не хотелось бы, чтобы он бросил это дело. А полтора месяца назад у нас родилась дочка Велина. Так что сейчас точно не до переездов.
— Врачи вам запрещают выступать, а вы все равно участвуете в гонках. Это потребность или нужда заставляет?
— Дело не в деньгах. По контракту выступать за «Бриссу» в мои обязанности не входит. В гонках участвую исключительно по собственному желанию.
На снимке: Вадим Кравченко