Королева Уимблдона: так чья же она, в конце концов? - Караван
  • $ 494.87
  • 520.65
-1 °C
Алматы
2024 Год
22 Ноября
  • A
  • A
  • A
  • A
  • A
  • A
Королева Уимблдона: так чья же она, в конце концов?

Королева Уимблдона: так чья же она, в конце концов?

Выступление Елены Рыбакиной на Уимблдоне стало самым обсуждаемым событием отечественного спорта в 2022 году.

  • 14 Июля 2022
  • 635
Фото - Caravan.kz

Казахстанская девушка выиграла один из самых престижных турниров мирового тенниса. Однако успех Рыбакиной восприняли у нас неоднозначно. В обществе уже не первый день муссируется вопрос, считать ли результат Елены, всего пятый год выступающей под флагом Казахстана, победой нашего спорта? Или это достижение человека, воспитанного чужими тренерами, а к нам приехавшего только за солидным гонораром?

В ОДИН ДЕНЬ С УИЛЬЯМС

Елена Рыбакина родилась в Москве 17 июня 1999 года. В тот же день на другом конце света свое 19-летие отмечала американская теннисистка Винус Уильямс – будущая 11-кратная победительница Уимблдона в одиночном и парном разрядах и 4-кратная олимпийская чемпионка. Встретиться двум Близнецам по гороскопу на корте пока не довелось, зато в прошлом году Рыбакина первой из казахстанских теннисисток обыграла Уильямс-младшую, Серену, обладательницу 14 чемпионских трофеев Уимблдона. До этого наши спортсменки потерпели в матчах с ней 15 поражений подряд.

– Конечно, по телевизору я не раз смотрела матчи Серены. Только на экране и на корте – это две большие разницы. Больше всего опасалась ее очень сильной подачи. Но я с ней справилась и потом уже чувствовала себя уверенно, – заявила после той исторической победы Елена.

ПРОСТО ХОББИ

Для 23-летней Рыбакиной в последнее время многое происходит впервые. К примеру, на прошлой неделе она первый раз сыграла на Центральном корте Всеанглийского клуба лаун-тенниса и крокета, где проводится легендарный Уимблдон. А начинался путь теннисной чемпионки на динамовских кортах Москвы, куда ее однажды привел папа Андрей.

– У меня сначала ничего не получалось, да и вообще первые недели две я теннисом заниматься не хотела, – вспоминала потом Рыбакина. – До этого я вместе со старшей сестрой ходила на художественную гимнастику и фигурное катание. Однако на теннис идти она категорически отказалась, и меня отправили одну. Я была маленькой, плакала. Потом потихоньку стало получаться. Хотя занятия проходили редко, они были интересные, и мне постоянно хотелось играть.

По признанию будущей звезды мирового тенниса, в ее семье никто не предполагал, что она станет заниматься спортом профессионально.

– Изначально это было просто хобби, полезное занятие для ребенка, – рассказывала Рыбакина. – Папа в принципе всегда меня развлекал – и лыжами, и коньками, и роликами.

Андрей Рыбакин долгие годы работал продюсером на “НТВ-Плюс”, но после того, как Лена стала часто выступать, начал сопровождать ее на турнирах. Мама тоже ездила по соревнованиям, но реже.

С ОПОЗДАНИЕМ НА 15 ЛЕТ

– Родители Лены работают в обычных организациях, где по теннисным меркам получают копейки, – вспоминала известная в прошлом теннисистка, а затем комментатор и руководитель “НТВ-Плюс” Анна Дмитриева. – Помню, как отец Лены мучился, страдал, не мог найти денег. Как она, в отличие от своих сверстниц, участвовала только в турнирах, оплачиваемых федерацией. В то время как другие играли почти каждую неделю. Так что Рыбакина, не имея условий, всегда давала своим соперницам фору.

В 18 лет Рыбакина занимала 3-е место в мировом рейтинге среди девушек, ее отмечали как известные тренеры (“Думаю, что ее ждет большое будущее”, Владимир Камельзон, заслуженный тренер России), так и знаменитые спортсмены (“Лена Рыбакина: запомните это имя”, Евгений Кафельников, олимпийский чемпион-2000). Однако конкуренция в российском женском теннисе в то время была велика – Мария Шарапова, Светлана Кузнецова, Елена Веснина, Анастасия Павлюченкова, Дарья Касаткина, Екатерина Макарова.

В июне 2018 года Рыбакина решила сменить спортивное гражданство и выступать за сборную Казахстана. На тот момент она была среди взрослых только 191-й ракеткой мира.

Такое большое количество сильных теннисисток, как и теннисистов, в России – результат бума начала 1990-х, когда ракетку в руки взял президент страны Борис Ельцин. Его казахстанский коллега Нурсултан Назарбаев также не прочь был размяться на теннисном корте, но отечественному виду спорта это не принесло дивидендов. Мы задержались лет на 15.

БОЛЬШОМУ ТЕННИСУ – БОЛЬШИЕ ФИНАНСЫ

Солидные финансовые вливания в большой теннис начались с 2007 года, когда федерацию возглавил Булат Утемуратов, на тот момент управляющий делами Президента РК. Однако корты можно построить, тренеров – обучить, но как заманить туда детей? На примерах заморских Роджера Федерера или сестер Уильямс? Приток занимающихся обеспечивают победы своих игроков. В той же России в начале 1990-х были Андрей Чесноков, Кафельников, Андрей Ольховский, Александр Волков, Андрей Черкасов.

Российский женский теннис приехала из Алматы поднимать Елена Лиховцева.

В Казахстане в середине 2000-х игроков такого уровня просто не было. Так что натурализация стала одним из пунктов стратегии развития тенниса в нашей республике.

Мужчины дали результат достаточно быстро. Уже в 2011 году Андрей Голубев, Михаил Кукушкин, Евгений Королев и Юрий Щукин дебютировали в четвертьфинале Кубка Дэвиса. С девушками оказалось труднее. В командных турнирах они не блистали, а в личных заметные успехи были только у Ярославы Шведовой – чемпионки Уимблдона и US Open 2010 года в парном разряде с американкой Ваней Кинг.

СПАСЕНИЕ ОТ ЗАВЕРШЕНИЯ КАРЬЕРЫ

Нельзя сказать, что в РФ очень уж ревностно относились к переходу своих теннисистов под знамена Казахстана. Президент российской федерации Шамиль Тарпищев успокаивал всех тем, что, мол, у ушедших перспектив на родине всё равно не было, и в соседней стране их просто спасли от преждевременного завершения карьеры. Исключения в настроении бывали эпизодически, к примеру, когда мужская сборная Казахстана поднималась в Кубке Дэвиса выше российской или когда теперь уже наши теннисистки забирались высоко в личном мировом рейтинге.

Интерес к Рыбакиной проявился года через полтора после смены гражданства, когда она из игрока второй сотни рейтинга WTA превратилась в 25-ю ракетку мира.

Свой прогресс Елена объясняла тем, что теперь она полностью погружена в теннис, не отвлекаясь, к примеру, на учебу.

На тот момент Рыбакина уже сотрудничала со своим нынешним тренером Стефано Вуковым. “Он проводит со мной всё время – 24 часа в сутки. Это что-то новое для меня. Раньше я тренировалась в группах, так что со мной особо по турнирам не ездили”, – говорила Елена. Тренироваться она стала в Словакии, где “много кортов и можно полноценно посвятить себя теннису”. Всё это обходилось недешево, и такую финансовую помощь в России Рыбакина, конечно, не получила бы.

ДЕРЕВЯННАЯ МЕДАЛЬ ТОКИО И БРИТАНСКИЙ ТРИУМФ

Прошлым летом Рыбакина едва не выиграла для казахстанского тенниса первую олимпийскую медаль. В Токио Елена дошла до полуфинала женского одиночного разряда, где проиграла Белинде Бенчич из Швейцарии, а затем в матче за бронзовую медаль – и украинке Элине Свитолиной, заняв четвертое место.

Впрочем, Рыбакина могла вообще не попасть на Олимпиаду-2020, поскольку не выполняла одно из основных условий для этого – сыграть хотя бы раз за свою сборную. Однако пандемия отложила Игры на год, и Елена за это время успела дебютировать в национальной команде.

Исторический Уимблдон-2022 Рыбакина начала непростыми победами над американкой Коко Вандервэй, Бьянкой Андрееску из Канады и китаянкой Чжэн Цзиньвэнь. Каждый из этих матчей мог в любой момент пойти по сценарию ее соперниц, но Елена в ключевые моменты не дрогнула. Выигрыш у Петры Мартич из Хорватии получился уже более ярким, как и победа, пусть и в трех сетах, над Айлой Томлянович из Австралии в четвертьфинале. Два же заключительных матча Уимблдона – с румынкой Симоной Халеп и Унс Джабир из Туниса – стали, пожалуй, одними из лучших в карьере Рыбакиной.

ПУСТАЯ ДИСКУССИЯ

Пока в Казахстане спорили, насколько эта победа наша, в соседней России не сомневались – Рыбакина их воспитанница. Желание к таким утверждениям легко понять – российские теннисисты не были допущены к Уимблдону. К слову, останься Рыбакина в Москве, она тоже пропустила бы эти соревнования.

– Елена – наш продукт, – заявил Тарпищев, втянув в дискуссию своих казахстанских коллег.

– Считаю неуместным использовать термин “продукт”, поскольку мы говорим о личности, – отреагировал вице-президент Федерации тенниса РК Юрий Польский. – Эту личность не штампуют на заводе, к ней нужно найти подход и ключи. Этим много занимались тренеры и даже лично президент федерации. Огромную работу проделала сама Елена, а также родители. Заслуги ФТР в этом отношении минимальны, хотя конкурентная среда России, безусловно, сыграла свою роль на ранних этапах. Постоянно спрашивают про национальность, обвиняют в поддержке Путина: что известно о новом герое Казахстана Рыбакиной

– Какие минимальные заслуги, если она у нас занималась с 6 до 18 лет? – удивился Тарпищев. – Не умаляю вклад Казахстана, но она – продукт нашей школы. Этого никто не может отрицать. Не будь этих 12 лет в России, то что бы было?

Дискуссия, на самом деле, пустая. Правы обе стороны. Главная заслуга здесь – самой Рыбакиной, которая воспользовалась возможностями с обеих сторон. В России, где детская тренерская школа сильнее нашей, она заложила отличный фундамент, на котором благодаря казахстанскому финансированию начала успешно строить свою взрослую профессиональную карьеру.