В целом этот вид человеческой деятельности является разрешенным.
Какие-то виды спорта дозволены, а какие-то даже поощряются, так как они пригодны для воспитания воина. Пусть вас не пугают формулировки. Мы должны помнить, когда появился ислам и каким неспокойным было тогда время. Хотя быть готовым защищать свою родину и веру человек должен и сейчас. К этому же призывает Пророк (мир ему и благословение Аллаха) в хадисе: «Сильный верующий любимее Аллахом, чем слабый. Хотя в обоих есть благо», делится своими размышлениями с медиа-порталом Caravan.kz магистр теологии, выпускник университета " Аль-Азхар" Марат Смагулов.
Очень часто меня спрашивают по поводу единоборств. Можно ли ими заниматься мусульманину? Сразу скажу, любой вид единоборств как способ самообороны или защиты кого-то разрешен. Но так как эти виды спорта связаны с высоким уровнем травматизма, среди ученых, специализирующихся в трактовке дозволенного и запретного, есть разногласия.
Передают от имама аш-Шафии, что состязание в разных видах оружия делится на два вида:
1) оружие, которое покидает руку;
2) оружие, которое не покидает руки.
К первому виду относятся стрела, копье, оружие разного рода, камни, гири и т.д. Ко второму — меч, сабля и тому подобное. Все, что покидает руку, является дозволенным для состязания. А вот по поводу дозволенности второго мнения алимов разделяются.
Главный аргумент запрещающих: это не состязание, а борьба с противником, который может нанести увечья. Однако, по более достоверному слову, подобное состязание разрешается, ибо этот вид борьбы является нужным на войне.
Состязания на мечах сейчас не проводятся, как ранее. Ну, может быть, в рамках турниров по фехтованию. Более распространены состязания по таким видам борьбы, как карате, бокс, самбо и др. Как относиться к ним? Разрешены ли они? Все родители хотят видеть своих сыновей здоровыми и мужественными. Поэтому и отдают детей в секции единоборств. Но хочу напомнить об одном важном нюансе: бить по лицу человека запрещено. «Если кто-то из вас дерется с братом (своим братом по вере), то пусть сторонится (избегает) ударов по лицу!» – сказал Пророк Мухаммад (мир ему) (хадис от Абу Хурайры; св. х. Муслим. См.: ан-Найсабури М. Сахих муслим [Свод хадисов имама Муслима]. Рияд: аль-Афкяр ад-давлия, 1998. С. 1050, хадис № 2612.)
Другой не менее часто задаваемый вопрос: можно ли спортсменам получать за выступления деньги?
В хадисе, переданном от Мухаммада ибн Али ибн Рукана, говорится, что Рукана боролся с Пророком. Пророк победил его несколько раз (Абу Дауд).
В другой версии этого хадиса, переданного от Сайда ибн Джубайра, говорится, что, когда Пророк был в местности Батха, к нему пришел Язид, сын Рукана, или же сам Рукана, и с ним были его козы. Он сказал Пророку: «О, Мухаммад, сможешь ли ты побороть меня?». Пророк сказал: «А что ты поставишь за поединок?». Рукана ответил: «Ставлю одну из моих овец». Пророк победил его. Рукана сказал: «Давай еще раз!». Пророк снова спросил: «А что ты поставишь за поединок?». Рукана ответил, что поставит еще одну овцу. Пророк опять победил его. Рукана сказал: «О, Мухаммад, клянусь Аллахом, никто еще не побеждал меня!», и принял ислам, а Пророк вернул ему овец (абу Давуд).
Таким образом, я полностью согласен с алимами, которые пишут, что состязания в дозволенных видах спорта и получение за это награды не принижает достоинства, набожности и благородства муслима. Но споры идут насчет профессионального бокса и ММА.
Есть мусульманские деятели, которые критикуют знаменитых спортсменов ММА и бокса, хотя официальные муфтии сохраняют спокойствие.
Но на их критику есть свой контраргумент. Спорт – это не уличная драка и не мордобой, как пишут они. Во время боя всегда присутствуют судьи и медики. В любой момент они могут остановить соревнование, если появляется угроза здоровью. Спортсмен же в свою очередь всегда может отказаться от соревнования. Никто не будет заставлять или укорять его.
Еще имеет смысл напомнить критикам и о нынешних реалиях. Они существенно отличаются от тех, что в мусульманских странах. На улицах стран СНГ всегда есть опасность подвергнуться нападению пьяных дебоширов, оскорблению или ограблению. Так что защитить человека в такой ситуации – поступок достойный. А благодаря известным спортсменам-мусульманам в России перестали нападать на рабочих-мусульман. Даже один гастарбайтер стал чемпионом UFC. Это факт.
Не могу не упомянуть и распространенную ситуацию в армии, которая называется «дедовщина». Те, кто категорически отрицает занятие единоборствами и критикует спортсменов, обращаясь лишь к заученным текстам из книг по шариату, отказываются учитывать реальность стран СНГ. И, скорее всего, они не служили в армии. Есть моменты в юношеской жизни, когда надо выходить «один на один» и отстаивать свои права кулаками, защищая свою честь и мужество.
Таким критикам я хочу напомнить, что есть «фикх акаллият», который пересматривает положение мусульман в неисламских странах. Поскольку жизнь там во многом отлична. Ну вот сами подумайте.
Что делать муслиму, если в его стране нет исламского банкинга, который помогал бы, не нарушая шариата, купить квартиру или начать свой бизнес? Если нет исламской федерации единоборств, что делать талантливым спортсменам? Бросить все и не действовать? Разве в этом будет смысл? Но тогда казахстанская школа бокса, к примеру, благодаря нашим боксерам не стала бы известна всему миру. Ровно так же, как и кавказская школа борьбы и ММА. Глава UFC: Макгрегор недостоин реванша с Нурмагомедовым
Тем, которые обвиняют спортсменов в жажде наживы, хочется напомнить, что все области жизни сейчас монетизируются. Медицина платная, образование и искусство платные, все услуги платные. Большая часть наших современников, вне зависимости от профессии, являются блогерами, соревнуясь по числу подписчиков. И тоже не с учеными, двигающими науку вперед; не с космонавтами, открывающими для человечества новые горизонты и не с врачами, спасающими людские жизни. Да, и к слову сказать, в соцсетях таких мало.
Поэтому не надо критиковать нашего брата Хабиба Нурмагомедова за его присутствие в соцсетях или участие в ММА. Люди со всего мира проявляют к нему интерес, и Хабиб должен отвечать им. Он вынужден использовать свой талант во благо мусульман, по правилу «ахаффу дарарайн», то есть «выбора из двух зол наименьшего». Дилемма в данном случае такова: бросить спорт и зарабатывать мизер; либо, тренируясь и выступая в ММА, помогать своей семье и мусульманам. Все мы знаем, что Хабиб мечтает построить больницу, школу и детсад в родном селении. А скольким нуждающимся мусульманам он помог и помогает? Кто из критикующих проповедников и «коучистов-триллионеров» сделал то, что делает Хабиб из добрых дел? «Не судите и не будете судимы!»
Прежде чем критиковать своего брата по вере, надо изучить реальную жизнь мусульман в наших странах. У нас даже нет единой и сильной бизнес-структуры мусульман, которая своими проектами помогала бы людям. Я уверен, если бы такие же гонорары, как в ММА, платили мусульманские миллиардеры за вольную борьбу, то Хабиб там был бы первым чемпионом.
Напоследок скажу, что проще всего заклеймить талант и мешать ему развиваться. Проще всего изображать из себя ярого и бескомпромиссного идейного борца за шариат, зарабатывая на этом очки. Только что стоит за таким пиаром? Сейчас стало модно выезжать на волне чужой славы.
Есть четкие составляющие, чтобы публикация имела успех:
1. Яркая новость.
2. Известный человек.
3. Скандал.
И вот имя обличителя у всех на устах. А что потом? Какую пользу принесла подобная публикация, кроме разочарования и горечи? Неужели нет более важных тем для мусульман? С чем мы остаемся: «спорами о длине усов и штанов»? Что будет с нашими талантливыми людьми?
Не продуктивнее ли, если бы ярые критики, в нашем случае занятий единоборствами, начали действовать сами? Начали бы писать обращения к мусульманским правителям и бизнесменам, чтобы те поддерживали и культивировали дозволенные в исламе виды спорта. Создали бы Исламскую федерацию спорта (ИФС) вместо UFC. Это пошло бы на пользу исламу и показало всему миру нашу любовь к спорту и здоровому образу жизни!
Магистр теологии, выпускник
университета " Аль-Азхар"
Марат Смагулов