Спортивный комментатор Данияр Каримжан рассказал корреспонденту Сaravan.kz, как происходит внедрение казахстанских бойцов в UFC.
С прошлого года в сильнейшей лиге ММА дебютировали четыре казахстанца: Шавкат Рахмонов и Сергей Морозов провели по одному бою, Мария Агапова и Жалгас Жумагулов – по два. Из шести поединков два закончились победой казахстанцев. Данияр Каримжан оценил эти бои и рассказал, чего ждёт от следующих.
— Как вы оцениваете выступления наших спортсменов в лиге UFC?
— Нужно понимать, что полноценно Казахстан открыл для себя UFC только в прошлом году. До этого лучшая, сильнейшая лига мира казалась нам далёкой, мы смотрели её только по телевизору. Надо отдать должное тем ребятам, которые первыми туда попали. Шавкат Рахмонов, Мария Агапова, Жалгас Жумагулов и Сергей Морозов – первопроходцы, они уже в любом случае вписали свои имена в летопись казахстанского ММА. Индустрия у нас сейчас на подъёме, глава лиги FightNight Global Камил Гаджиев и глава лиги ACA Алексей Яценко всегда говорят, что просмотры боёв с участием казахстанских бойцов против россиян дают наибольшее количество просмотров, потому что их смотрит очень много фанатов из Казахстана.
— Что вы можете сказать про бой Шавката Рахмонова?
— Его дебют выдался хорошим, и ему выдали неплохой гонорар. Но, как я понимаю, у всех новичков стандартный контракт. Показателями для Шавката будут следующие два боя. Если он так же хорошо проведёт их, то, думаю, у него будут шансы приблизиться к топам в своей весовой категории. Тогда можно будет претендовать на что-то серьёзное. Он уже бросил вызов Дональду Серроне после первого поединка. Следующие два боя покажут, насколько Шавкат готов биться с такими соперниками.
— На ваш взгляд, что мог сделать Жалгас Жумагулов, чтобы победить во втором бою?
— Первый бой с бразильцем был очень ровный, можно было и в ту и в другую сторону отдать. Думаю, победу не отдали Жалгасу, потому что общественность и судьи ждали какого-то глобального доминирования от Жалгаса. Он пришёл в статусе чемпиона FightNight Global, известный как боец, показывающий яркие поединки. На YouTube его бои собирают по миллиону просмотров и даже больше.
По второму – я думаю, что в третьем раунде Жалгасу надо было добавить агрессии. Бой складывался так, что если бы Жумагулов забрал третий раунд, то победу отдали бы ему. Так случилось у Блаховича и Адесаньи: они шли на равных, каждый раунд можно было отдать и туда, и туда. Но Блахович вырвал последний, пятый раунд, ещё и тейкдаун в конце… Это оказалось решающим для судейской коллегии. Если бы Жалгас так же сделал, мог бы победить.
Для него следующие два боя будут показательными, потому что контракт на четыре поединка.
— Как вы оцениваете выступление Сергея Морозова?
— Умар Нурмагомедов очевидно выиграл, это было видно и без вопросов. Но Сергей показал характер, он не постучал. Я просто знаю, что он очень хорошо готовился к этому бою. Я общался с ребятами, которые в одном тренировочном лагере с ним и работают вместе. Они говорили, что функционально и психологически он готов, но вот… Получилось как получилось.
— Как казахстанцам следует готовиться к UFC?
— Думаю, ребятам надо почаще выезжать на тренировочные сборы в США и проводить больше тренировок там. Лучшие бойцы мира, огромное количество залов, знаменитый AKA, куда приходят топовые бойцы и проводят тренировки по грепплингу, по ударной технике… Не хватает соприкосновения в тренировочном процессе с лучшими файтерами мира. Нужно находиться там постоянно, знать их лично и тренироваться вместе. Я знаю наших ребят, они и здесь проходят очень хорошие сборы, и есть достойные соперники, но всё же там уровень повыше. И нужно улучшать аспекты, связанные с борцовской техникой. В UFC очень много ребят, которые любят борьбу и являются мастерами в ней. То есть нужно подтягивать грепплинг, джиу-джитсу и саму борьбу, чтобы чувствовать соперника и комфортно ощущать себя, когда находишься под или над ним. Борцовский навык очень нужен, и его следует подтягивать.
Ребята все скромные, простые, из семей, может быть, финансово не совсем благополучных. Их карьера, судьба и благополучие только в их руках. Примеры других бойцов показывают, что только усердная работа ведёт к успеху. Например, Хабиб Нурмагомедов, с которым наши бойцы активно общаются, — яркий показатель. Человек сам себя сделал.
— Что нужно сделать, чтобы наши бойцы могли позволить себе зарабатывать на жизнь только боями?
— На самом деле там не такие большие гонорары. Даже взять к примеру Шавката, он за бой заработал где-то тридцать восемь тысяч долларов. Но они же дерутся по рабочей визе, из-за которой как профессиональные бойцы платят налоги. Траты по приезду, билеты, расходы на членов команды, скажем, два человека, секунданты, и они тоже получают какой-то гонорар. На выходе спортсмен в лучшем случае забирает половину от этой суммы. И если следующий бой у него через три-четыре месяца, этих денег может оказаться недостаточно. К тому же даже здесь, в Казахстане, во время тренировок часть денег уходит на специальное питание, определённую диету – это большие деньги.
Рекламодатели почему-то не очень активно спонсируют наших спортсменов. Есть какой-то пул компаний, где-то пять-семь, которые заключают рекламные контракты, и это даёт дополнительную подпитку бойцам. В целом же, по моим ощущениям, только сейчас у нас идёт формирование спортивной профессиональной индустрии. Почему в Америку все стремятся – потому что там она сформирована. Основа – платное спортивное телевидение, и за поединки каналы и стриминговые сервисы платят большие деньги промоушенам, а те могут платить бойцам и организовывать шоу. Россия идёт по хорошему пути в этом плане, некоторые лиги уже монетизируются. Они видят, что есть хорошая просмотровая база, и стараются по платным сервисам всё это показывать, та же лига АСА. Нужно формировать такое и в Казахстане. У нас очень много бойцов, около двухсот, которые с разной степенью успеха выступают в разных лигах. Когда появится платформа, которая будет зарабатывать, давать что-то промоушенам и платить проценты бойцам, тогда и бойцы будут понимать всю значимость, которую они на себе несут, и это будет их мотивировать.
Скажу по секрету, я слышал, что уже такая платформа разрабатывается. Ребята обещают в течение этого года презентовать её, чтобы все промоушены могли бы транслироваться и зарабатывать на этом.
А в Америке эта культура давно сформирована, этим занимались HBO, сейчас ещё — DAZN и т.д.
— На ваш взгляд, кто ещё из казахстанцев мог бы представить страну в UFC?
— Артём Резников. Сейчас он вплотную подобрался к чемпионскому поясу в АСА. У Артёма правильный подход к тренировочному процессу. Он постоянно улучшает навыки борцовской и ударной техник. Он был мастером спорта по вольной борьбе, оканчивал спортивный интернат в своё время. И когда сборная Казахстана по вольной борьбе проводит учебно-тренировочные сборы на базе в Талгаре, он едет с ними за свой счёт и проходит трёхнедельные сборы. То есть он тренируется не с ММА, а с теми, кто практикует непосредственно вольную борьбу. На грепплинг он тоже ходит именно с грепплерами, недавно он участвовал в турнире Arlan Grip Selection и выиграл в своей весовой категории. На джиу-джитсу он ходит к ребятам, у которых пурпурные и коричневые пояса, то есть по каждой дисциплине он занимается с мастерами в ней, узконаправленно. Ну и свою работу по физической и функциональной подготовке он выполняет. У него хорошо выстроена методика подготовки и улучшения технических навыков. Мне кажется, что если ему всё-таки дадут чемпионский поединок, а он претендент номер один в своём весе, то после завоевания титула он тоже сможет прийти в UFC и хорошо там пошуметь. Ну и ещё Арман Оспанов.
— Бой Оспанова постоянно переносят. Почему?
— Подписание бойца – достаточно серьёзная процедура. С американцем или бойцом из Латинской Америки что в боксе, что в ММА намного проще, потому что за ними язык. Им проще давать интервью, к тому же латиноамериканцы берут огромной фанатской базой. С казахстанцами сложнее. Там смотрят на то, насколько боец будет интересен зрителям, как быстро сможет акклиматизироваться в промоушене? Нужно свободно владеть языком, чтобы общаться с прессой, с фанатами, ходить на шоу, участвовать в подкастах. Общение через переводчиков ни в Америке, ни в любой другой стране не приветствуется. Хабиб очень хорошо владеет английским, Головкин тоже подтянул язык и свободно общается с журналистами, посещает мероприятия и не переживает о том, что хотел через переводчика донести одну мысль, а журналисты поняли другое. Он может напрямую передать то, что хочет сказать.