Чем длиннее, тем короче
Внутренний сезон длился беспрецедентно долго – 9 месяцев. Впервые он начался зимой. 29 февраля в Костанае чемпион “Астана” и обладатель Кубка “Кайсар” разыграли Суперкубок. Заключительные же матчи премьер-лиги состоялись в последний день осени – 30 ноября. Опять же, так поздно чемпионат никогда не финишировал.
Правда, посреди сезона образовалась огромная пауза, причиной которой стал общереспубликанский карантин. Футбольные клубы фактически на 5 месяцев – с середины марта до середины августа – остались без соревнований. Так что чистое игровое время, когда чемпионат продолжался, оказалось, напротив, короче обычного. Команды КПЛ сыграли всего по 20 матчей (в сезоне-2019 – по 33), а розыгрыш Кубка Казахстана был отменен.
Алматинские отшельники
Другой особенностью сезона стало проведение его в единой локации Алматы – Талгар. Опять же, из-за жестких карантинных ограничений. В результате львиная доля сыгранных встреч приходится на Алматы, где на 3 аренах – на Центральном стадионе, “Жас Кыран” и поле академии имени Т. Сегизбаева – состоялось 76 из 110 матчей, или 83,6 процента. Еще 23 игры приняла база национальных сборных в Талгаре. В марте до пандемии большой футбол заглянул еще в 7 городов, минуя, правда, Нур-Султан, Караганду и Талдыкорган. Одна игра состоялась в Павлодаре, но ее результат был аннулирован из-за снятия с соревнований местного “Иртыша”.
Первая лига также проводила свой турнир в единой локации. 14 команд были разбиты на 2 подгруппы: одна начинала в Шымкенте, затем переехав в Павлодар, а другая – в Талгаре, сменив его после первого круга на Шымкент. Соревнования получились скоротечными. Буквально за 1,5 месяца были выявлены победители конференций – “Актобе” и “Атырау”, которые получили право сыграть в КПЛ-2021.
Мальчишка Алип, дедушка Лав
Золотые медали и звание чемпионов Казахстана завоевали футболисты “Кайрата”. Последний раз клуб из Алматы поднимался на вершину 16 лет назад, когда, к примеру, один из лидеров нынешнего состава Нуралы Алип еще даже не пошел в школу. К слову, никто из чемпионского “Кайрата-2004” в профессиональный футбол уже не играет. Дольше всех в нем задержался Ренат Абдулин, который еще год назад (в 37 лет) выступал в КПЛ за “Окжетпес”, да 44-летний Валерий Лихобабенко, отпустив седую бороду, “пылил” в одной из низших российских лиг за “Коломну”. «Стыдно за то, что происходит со сборной» — Кайрат Боранбаев
Состав нынешнего “Кайрата” оказался наиболее молодым в премьер-лиге. Самым возрастным его игроком считался 30-летний Гафуржан Суюмбаев, пока летом к команде не присоединился 36-летний “бразильский дедушка” Вагнер Силва де Соуза (больше известный как Вагнер Лав). При этом ветеран выглядел не хуже молодых, забил 7 мячей и стал третьим по результативности игроком КПЛ-2020.
“Кайрат” захватил лидерство с первых туров. Из 9 матчей на старте он выиграл 8, с каждым днем увеличивая свой отрыв от преследователей. “Астана”, “Тобол”, “Ордабасы”, увязнув в ворохе своих проблем, так и не поспели за “Кайратом”. Обыграв 3 ноября “Ордабасы” (3:1), алматинский клуб гарантировал чемпионство. После этого команда позволила себе расслабиться и сыграла 3 заключительных матча резервным составом. Как итог, 8 потерянных в них очков из 9.
Чем моложе, тем лучше
К долгожданному чемпионству “Кайрат” привел самый молодой наставник КПЛ-2020 – 32-летний Алексей Шпилевский. К слову, в этом странном во всех отношениях сезоне лучше всего получалось у тренеров с небольшим опытом.
В багаже того же Шпилевского помимо сезона-2019 в “Кайрате” были только 1,5 месяца самостоятельной работы в “Динамо-Бресте” из Беларуси. 40-летний Григорий Бабаян, завоевавший с “Тоболом” серебряные медали, только в ушедшем сезоне впервые работал главным тренером на постоянной основе. До этого он на протяжении лет 15 ассистировал в “Алма-Ате”, “Астане”, сборной Казахстана и даже время от времени подменял главного наставника, но полную ответственность за результат нес лишь теперь.
Только по ходу сезона принял “Шахтер” 43-летний Константин Горовенко и в свой дебютный в КПЛ год вернул футбольную Караганду в еврокубки. Общую картину подпортил 39-летний Андрей Карпович. Если в сезоне-2019 он превратил новичка премьер-лиги “Окжетпес” в крепкого середняка (7-е место), то на следующий год команда из Кокшетау выступила откровенно слабо, финишировала последней и опускается классом ниже.
“Золотая перчатка” Мокина
Ровесник Карповича, голкипер “Тобола” Александр Мокин, вешать перчатки и бутсы на гвоздь в 39 лет еще не собирается. Хотя в какой-то момент показалось, что он не прочь и отдохнуть. В 2016 году, наигравшись вволю (а профессиональную карьеру он начал еще в прошлом веке), Александр Валерьевич перешел в “Астану” дублером Ненада Эрича. Да и в “Тоболе” перед сезоном-2020 он рассматривался в качестве резервиста основного вратаря Игоря Шацкого. Однако тот большой надежностью не отличался, и после 7-го тура в раму встал Мокин. Из 13 последующих матчей в 10 “Тобол” не пропускал голов.
В английской премьер-лиге для вратарей существует приз “Золотая перчатка”. Ее вручают голкиперу, который по итогам сезона отыграл больше других матчей “на ноль”. Так вот, в КПЛ-2020 по числу сухих матчей – 10 – равных Мокину не было.
Охотники-иностранцы
Когда в 2009 году Мурат Тлешев в третий раз стал лучшим бомбардиром чемпионата Казахстана, не верилось, что следующие 11 лет самыми меткими игроками отечественной премьер-лиги будут исключительно легионеры.
Узбекистан, Беларусь, Центральноафриканская Республика, Кот-д`Ивуар, Армения, Украина, Хорватия – представители этих стран, но только не нашей, выигрывали “Золотую бутсу”.
Время от времени к “стреляющим легионерам” подбирались и казахстанские снайперы. К примеру, в прошлом году Абату Аймбетову не хватило всего 3 выстрелов, чтобы догнать Адеринсолу Эсеолу и Мартина Томасова. В сезоне-2020, сменив “Актобе” на “Кайрат”, Аймбетов вновь вмешался в гонку бомбардиров. Однако оставить в Казахстане приз самого меткого ему не удалось.
Конкуренцию Абату составил бразилец Жоао Пауло из “Ордабасы”. По ходу сезона шымкентский бомбардир выдал уникальную серию из 7 результативных матчей. Всего же Жоао Пауло забил 12 мячей, последний из которых – в заключительной атаке “Ордабасы” сезона-2020. Аймбетов с 10 голами остался вторым. Следом за ним по списку – бразилец Вагнер Лав, грузин Элгуджа Лобжанидзе, киприот Пиерос Сотириу, исландец Рунар Сигурьонссон, россиянин Арсен Хубулов. Наступление охотников-иностранцев продолжается.
Лжелегионеры
В минувшем сезоне в КПЛ футболистов из-за рубежа было как никогда много. Причиной тому: решение не считать игроков из стран Таможенного союза – России, Беларуси, Армении и Кыргызстана – легионерами. Вероятность того, что в матче на поле не окажется ни одного казахстанского футболиста, была, но на самом деле такого ни разу не случилось.
С другой стороны, места многих нелегионеров вполне могли занять и местные футболисты. В том же “Окжетпесе” толком не играли, а лишь занимали строчки в протоколах россияне Александр Шепляков, Исламнур Абдулавов, Магомед-Эми Джабраилов, Всеволод Нихаев, Даниил Чертов. Полагаю, что это – одна из причин провала кокшетауской команды.
Место для шага назад
В сезоне-2021 Казахстан на международной арене будет представлен 4 клубами.
“Кайрат” сыграет в Лиге чемпионов, а “Тобол”, “Астана” и “Шахтер” – в новом турнире под названием Лига конференций УЕФА. Он – третий в иерархии еврокубков после Лиги чемпионов и Лиги Европы.
Лига Европы теперь является своеобразным симбиозом Лиги чемпионов и старого Кубка кубков. В ней сыграют клубы, которые по ходу сезона будут вылетать из главного евротурнира, а также обладатели национальных кубков 15 лучших по рейтингу УЕФА стран. Казахстан сейчас на 27-м месте и в их число, естественно, не попадает. Поэтому наш удел – соперники из таких же “мелких” чемпионатов, а также “лузеры” Лиги Европы.
УЕФА продолжает свое дело по своеобразной футбольной сегрегации. Сначала он придумал Лигу наций, лишив сборную Казахстана возможности лишний раз сыграть против немцев, англичан или итальянцев.
Теперь и на клубном уровне мы остались без шансов испытать свои силы во встречах с европейскими грандами.
“Манчестер Юнайтед”, “Атлетико”, “Бенфика”, видимо, останутся в прошлом.