В большом интервью Шахрам рассказал, бывают ли в боксе легкие бои, почему никогда не стоит нацеливаться на нокаут, и как к нему относятся неистовые фанаты бокса из Казахстана.
— 17 июня вы провели бой против непобежденного Кальдерона, победив единогласным решением судей. Но был ли бой так прост, как показали судейские записки? И были ли вообще в вашей боксерской карьере легкие бои?
— Последний бой сложился для меня непросто. Было очень мало времени на подготовку. Когда Dazn и Matchroom предложили поединок, до него оставалось всего 35 дней. Но мне сказали, что это будет eliminator (отборочный бой за титул чемпиона мира. – Авт.), и я согласился. Подготовка получилась сложной: я шел вперед, гонял вес, а потом вышел на ринг. И, да, легких боев не бывает! На каждый поединок я выхожу, как на последний, и тренируюсь как в последний раз. Потому что на ринге может быть все. Там соперник такой же, как я: у него тоже голова, две ноги, две руки, туловище. И кто лучше тренируется, тот в итоге и побеждает.
— В начале профессиональной карьеры вы часто побеждали досрочно. Но в последних трех поединках выиграли по очкам. С чем это связано? Соперники стали сильнее? Или тренеры просят больше поработать в ринге?
— Чем ты выше поднимешься, тем лучше соперники. Я никогда никого целенаправленно не собираюсь нокаутировать: выхожу в ринг, чтобы выиграть, показать класс, красивый бокс. А нокаут приходит сам по себе. Если ты выходишь с настроем нокаутировать — то все: уходит быстрота, приходит скованность, ты зацикливаешься на ударе и не работаешь в ринге. Я не боксер одного удара.
— Вы провели в последний раз двенадцатираундовый бой. Насколько тяжело быть в ринге столь продолжительное время?
— Если честно, то 10 или 12 раундов — для меня разницы нет. Последние раунды сложные. И не важно, шесть их или семь. Я стараюсь выиграть каждый! А последние два — особенно. Надо действовать так, чтобы зрителям нравился мой бокс и получалось красивое шоу.
— Любительский бокс и профессиональный часто называют двумя разными видами спорта. Вы с этим согласны?
— Однозначно согласен. В любителях три раунда, ты должен быстро бегать и забирать очки. Ты можешь выиграть два раунда, а в третьем убежать и выиграть! В последнее время стало так. В профи же надо распределять силы на весь бой. Тут больше тактики, стратегии, комбинаций. Каждый раунд необходимо держать план в голове. В любителях такого нет. Там времени нет думать.
— Вы проводили спарринги с нашим боксером Русланом Мадиевым. Что скажете о нем?
— Это мой хороший друг! Мы много тренировались в Лос-Анджелесе. Я сильно уважаю его. Он очень хорошо ведет себя, профессионально готовился к боям. Это достойный казах. Грустно, что он завершил карьеру. Но это значит, что ему так надо. У каждого свой путь. Он, наверное, достиг своей мечты и хочет тренировать. Когда мы спарринговались, то чувствовал его удар. Это классный боец!
— Вас многое связывает с Казахстаном в плане бокса: вы часто выигрывали бои у казахстанских боксеров и также регулярно уступали. Как вы охарактеризуете боксеров из Казахстана?
— Да, было много соперников. Но и друзей в Казахстане у меня очень много. Казахский бокс — хороший бокс. У ваших ребят есть быстрота, ум, на ногах классно двигаются, работают. Самое главное, они пашут и любят бокс.
— Часто вспоминаете финал Олимпиады 2016? Чего тогда вам не хватило для победы? Вы согласны с решением судей?
— Ха-ха. Конечно, я вспоминаю это! Незабываемые моменты! Это же моя первая Олимпиада, и сразу первый финал! Я ничего не могу сказать о решении судей тогда. Данияр Елеусинов мой хороший друг. Мы с ним часто на связи. Я надеюсь, что он скоро получит интересный бой. Уверен, что он себя покажет так, как он показал себя на Олимпиаде. У него хорошая техника, удар и самое главное — что он умно работает.
— В 2021 году вы, уже будучи боксером-профессионалом, выступили на любительском первенстве мира в Белграде. С чем это было связано? Вы хотели выступить на Олимпиаде?
— И то и другое. Хотел завоевать золотую медаль в Токио, так как после Рио чувствовал, что не реализовал себя. Но к тому моменту я уже много лет был в профи, провел бой, и через месяц после него меня отправили в Белград. Хотя в планах участвовать там у меня не было. Но мне предложили, и я не смог отказаться. Внутри меня горело желание снова попробовать свои силы в любителях! Но в Сербии я понял, как отличается любительский бокс. Я только начинал бой, а он уже закончился!
— Что скажете о бое в 2021 году на чемпионате мира с Асланбеком Шымбергеновым?
— Он молодец. Красавчик! Он долго шел к своей цели и в этом году завоевал золото. Я всегда хвалил его за красивый бокс.
— Руслан Мадиев рассказал интересную вещь: пока боксер находится в любительском боксе, он очень остро переживает соперничество с боксерами из других стран. В частности, Казахстан – Узбекистан. Но когда человек боксирует в профи, он относится ко всему спокойнее. Так ли это, на ваш взгляд?
— Да. В профи все хладнокровнее. У всех свои мечты, желание биться за пояса. Там все иначе.
— Сейчас казахстанские поклонники бокса получили репутацию неистовых фанатов. Они атакуют соцсети многих соперников наших боксеров. Как себя ведут фанаты из Казахстана по отношению к вам? Пишут ли они вам комментарии в соцсетях? Хейтят или поддерживают?
— Казахи красавцы. И боксеры, и фанаты. Последние меня поддерживают, часто пишут, что болеют за меня. Им нравится мой стиль. Так что я их очень уважаю и благодарю за поддержку. Они умеют болеть.
— Смотрели ли вы чемпионат мира по боксу в Ташкенте?
— Смотрел. Отличный результат показали наши страны: почти все золотые медали забрали! Но и раньше всегда казахи и узбеки были лидерами в мире. Я надеюсь, что и дальше будет так.