Организованный любительский велоспорт пришел в южную столицу еще при Имангали Тасмагамбетове: первый заезд с участием около 30 человек состоялся в 2007 году. Однако реально велосипедной инфраструктурой занялся акимат Ахметжана Есимова. При нем ее развитие включили в городской план мероприятий комплексной программы по снижению загрязнения окружающей среды на 2009–2018 годы. “В нашем городе сложно делать велодорожки, но они обязательно будут”, – говорил аким.
В мае 2010 года СМИ сообщили о начале строительства по нижней (северной) стороне проспекта Абая первой велодорожки в Алматы. Ее стали прокладывать в так называемой зеленой полосе между проезжей частью и территорией застройки от проспекта Достык до улицы Жандосова.
Идеи Есимова пришлись по душе его наследнику в должности акима Алматы – Бауыржану Байбеку. С каждым годом количество велодорожек росло.
Летом прошлого года произошел первый серьезный конфликт между любителями езды на велосипеде и предпринимателями.
Последние не раз намекали на то, что велодорожки мешают их бизнесу. В конце концов они добились того, чтобы эти дорожки убрали с одной из сторон на улицах Кунаева и Байтурсынова. Освободившееся место отдали под парковку автомобилей.
Акимат привел данные, согласно которым после введения в эксплуатацию велодорожек на улицах Кунаева и Байтурсынова из-за нерентабельности закрылось несколько объектов, из торговых домов ушла половина арендаторов, обороты ресторанов упали в 2–3 раза. Это привело, помимо прочего, к уменьшению налоговых поступлений в бюджет. В последних числах августа демонтаж велодорожек с одной стороны улиц начался. Пример оказался заразителен, и теперь поступают предложения отдать под парковки часть других занятых велодорожками улиц.
После описанных выше событий при управлении городской мобильности акимата Алматы (аким Бакытжан Сагинтаев) был создан экспертный совет по развитию велосипедного транспорта и микромобильности. В него вошли как представители госорганов и ассоциации предпринимателей, так и общественники, эксперты из велосообщества Алматы.
Задачи совета – создание стратегии развития велосипедной инфраструктуры города, карты будущих велодорожек, исходя из их востребованности в том или ином районе.
Согласно планам властей Алматы, велодорожки будут обязательно строиться параллельно с пробиваемыми улицами. Кроме того, в 2020 году 6 километров велополос будут проложены вдоль проспекта Абая – между улицами Момышулы и Жарокова. Они соединят микрорайоны с уже существующими велодорожками. В Алматы также работает система автоматизированного велопроката. В нее входят уже почти 1,8 тысячи велосипедов и 200 станций.