Игорь Фесуненко: Футбол - это шкатулка с сюрпризом - Караван
  • $ 480.11
  • 532.25
+11 °C
Алматы
2024 Год
1 Октября
  • A
  • A
  • A
  • A
  • A
  • A
Игорь Фесуненко: Футбол - это шкатулка с сюрпризом

Игорь Фесуненко: Футбол - это шкатулка с сюрпризом

Прежде всего - огромное спасибо за доброжелательные отклики о моем интервью со знаменитым российским политическим обозревателем Игорем Фесуненко "Пеле. Гарринча. Футбол". Оно было опубликовано в конце июня, но я по-прежнему продолжаю отвечать на звонки и получать письма с теплыми словами о статье. Этот интерес и натолкнул меня на мысль о продолжении разговора с Игорем Фесуненко.

  • 26 Июля 2002
  • 758
Фото - Caravan.kz

Напомню, что первое интервью с признанным знатоком бразильского футбола, написавшем о нем три книги, было в основном посвящено звездам разных поколений — Пеле и Гарринче, Роналдо и Ривалдо. Сейчас же предлагаю вашему вниманию взгляд известного российского журналиста на знаменитых бразильских тренеров, на футбол и политику, футбольный бум в Корее и итоги последнего чемпионата мира.

— Даже несмотря на победу в мировом первенстве, я не считаю наставника сборной Луиса Фелипе Сколари супертренером, — категорично заявил Игорь Фесуненко. — Мне кажется, что во времена триумфа бразильцев на предыдущих чемпионатах мира на их тренерском мостике стояли более значимые фигуры. На их фоне Сколари не производит впечатления великого тренера.

— За что вы так на Сколари?

— Я уже почти полвека слежу за бразильскими звездами, сборными разных лет, и мне бросается в глаза, что Луис Фелипе Сколари, как это ни парадоксально, проповедует футбол, не свойственный Бразилии. Он приверженец игры, основанной на силе, беготне, ударах, а не на традиционно сильных качествах бразильского футбола — импровизации, индивидуальном мастерстве, ярких комбинациях. Все это для Сколари на втором плане, он не придает этому особого значения… А вот удачливым, или, как говорят футболисты, — фартовым тренером Луиса Фелипе назвать есть все основания.

Во-первых, вспомните о неожиданных неудачах других фаворитов — французах, аргентинцах, португальцах, споткнувшихся на самой первой стадии финального турнира. Во-вторых, в обоих матчах с турками удача тоже была на стороне бразильцев. В-третьих, сложно сказать, как развивались бы события в матче 1/8 финала между сборными Бразилии и Бельгии, если бы судья засчитал трудовой гол Марка Вильмотса в ворота латиноамериканцев.

— А кого вы тогда считаете самым-самым бразильским тренером?

— Трудно сказать. Речь идет о разных эпохах. Можно назвать и Карлоса Альберто Парейру. Он привел бразильцев к победе на чемпионате мира 1994 года. Если брать во внимание всех бразильских тренеров, то он на момент триумфа был по возрасту самым молодым. С другой стороны, в 1994-м команда Парейры победила на чемпионате мира не так убедительно, как, например, сборная, которую в 1970 году возглавлял Марио Загало… Вместе с тем тот же Загало добился триумфа с командой, которую создал другой человек… В самые великие можно зачислить и Висенте Итало Феолу, под началом которого бразильцы завоевали золото на чемпионате мира 1958 года в Швеции… То есть все зависит о того, с какой стороны посмотреть. Разные эпохи, условия… На мой взгляд, это надуманно — сравнивать тренеров различных эпох, кто лучше, кто хуже. Это точно так же, как сравнивать, что лучше: бифштекс или пирожное эклер. Это совершенно разные вещи.

— Но зато в том, кто является лучшим футболистом всех времен и народов, у вас, думаю, сомнений нет. Пальму первенства вы наверняка отдаете Пеле?

— Так это не только для меня Пеле лучший — для всего мира. Только вот аргентинцы считают лучшим Марадону. Но это на их совести.

— Во время чемпионата мира весь мир увидел, какой фантастический бум переживает сейчас футбол в Корее. Можно ли сейчас говорить о том, что сегодня футбол в этой стране пользуется большей популярностью, чем, например, в Бразилии?

— Я не могу утвердительно ответить на этот вопрос. Я хочу посмотреть на корейский футбол через полгода, год. Настоящую «футболизацию» всей страны нельзя сделать за один чемпионат мира… Должны пройти годы, смениться два-три поколения людей. Только тогда можно реально понять, что значит для корейцев футбол.

— А что вас останавливает сделать оптимистический прогноз?

— То, что мы увидели в Корее во время чемпионата мира, это, конечно, идет на пользу развития футбола — всеобщее обожание своей команды, сотни тысяч болельщиков на улицах городов, игра с красными майками, маскарады на улицах. Но это все во время чемпионата. Закончился чемпионат, и люди в Корее начали заниматься своими привычными делами: строить прекрасные автомобили, делать замечательные телевизоры, любить девушек, жениться, разводиться, умирать, рождаться… А при чем тут будет футбол, надо посмотреть…

Не забывайте, еще во время чемпионата мира было ясно, что новый кумир Кореи голландский тренер Гуус Хиддинк покинет страну. Это француз Метсю еще может остаться в Сенегале. Он женился на сенегалке, принял ислам, сменил имя. А вот то, что Хиддинк всю свою оставшуюся жизнь не проведет в Корее, — сто процентов. И это еще один момент, из-за которого я не могу категорично говорить, что футболу в Корее просто гарантирована зеленая улица. Вот если вы меня спросите о США, то здесь есть веские аргументы в пользу развития футбола.

— И что конкретно убеждает вас в том, что футбол в США имеет заманчивые перспективы?

— Например, по данным одного очень серьезного социологического опроса, для детей Соединенных Штатов от 7 до 16 лет самым любимым видом спорта является европейский футбол. По популярности он обогнал даже столь обожаемые виды спорта, как баскетбол, бейсбол, американский футбол…

Лидерство европейского футбола в сознании детей и молодежи — залог того, что футбол в США будет развиваться на очень серьезной основе… Правда, чтобы прийти к этому, понадобилось почти полвека… Ведь футбола в Штатах по-настоящему не было очень долго. Отдельные проблески не в счет. Например, на чемпионате мира 1950 года команда США, собранная из непонятно каких любителей, взяла и обыграла родоначальников футбола — англичан. Это же была шумиха на весь мир. Но все равно футбол в Америке продолжал оставаться на задворках. Потом благодаря приглашению бразильца Пеле, немца Беккенбауэра и ряда других известных мастеров в 70-е годы в США появилась такая интересная профессиональная команда — «Космос». Была создана профессиональная лига, появились высокопоставленные болельщики типа Генри Киссенджера, и начался взлет американского футбола. Это стало хорошим фундаментом и одной из причин того, что, когда в 1994 году чемпионат мира проводился в США, сборная этой страны выступила неплохо. Она вышла в 1/8 финала и проиграла там будущим чемпионам мира бразильцам с минимальным счетом — 0:1… Но после этого в Америке наступило охлаждение к футболу. В результате на финальном турнире чемпионата мира 1998 года во Франции команда этой страны вообще ничего не выиграла.

Сейчас в США вновь наблюдается подъем в развитии футбола. Одним из свидетельств его стало успешное выступление американцев на чемпионате мира 2002 года в Японии и Корее. Они не только пробились в восьмерку сильнейших, но и на равных в четвертьфинале играли с будущим серебряным призером чемпионата мира сборной Германии. Скажу больше: будь фортуна более благосклонна к футболистам США, то не немцы, а они играли бы в полуфинале. То есть с американцами сейчас вынуждены считаться даже гранды. И этот факт — важный козырь для развития футбола в Соединенных Штатах. Но главным из козырей я все же считаю ту неслыханную популярность, которой пользуется футбол среди детей школьного возраста.

— Сможет ли Корея в футболе сделать за считанные годы то, на что Америке потребовались целые десятилетия?

— Я не удивлюсь, если именно так все и произойдет.

— На чем держится ваша уверенность?

— Корея — это Восток. Организованный и дисциплинированный Восток. После второй мировой войны Япония была в полной разрухе. А посмотрите, что она представляет собой сейчас. Или возьмем Корею. Это была нищая страна. Сейчас это мощная индустриальная держава. Причем столь поразительных успехов она добилась в рекордно короткие сроки.

Всяческое уважение вызывает то, чего корейцы добились в электронике, автомобилестроении и вообще в экономике. Так почему они не могут добиться крупных успехов в футболе?! Корейцы очень организованы и сплочены. А еще подкупает то, что у миллионов корейских болельщиков на почве футбола нет ни скандалов, ни драк, ни ссор, нет убийств. В отличие, например, от Италии, где еще во время чемпионата мира кого-то убили. В Бразилии на почве футбола непрекращающиеся самоубийства, драки. Или вспомните беспорядки в Москве после матча сборных России и Японии. Я уже не говорю об английских футбольных хулиганах. А в Корее, несмотря на то что во время матчей своей сборной на площадях перед громадными экранами собирались сотни тысяч человек, несмотря на сплошной рев и гул, ни бумажники не пропадали, никому на ногу не наступили, никого не побили.

— Насколько выгодна корейскому государству всеобщая любовь народа к футболу?

— Думаю, что мир сегодня может только позавидовать Корее. Даже во время войн в этой стране не было такого единения, сплочения, как сейчас. А во внутренней политике государства это один из самых важных моментов. Да и президент страны сразу сориентировался, став «футболистом». Думаю, это стратегический шаг в деле развития футбола.

— Вы считаете, что подобные шаги глав государств — гарантия успеха?

— Безусловно. Пристрастия президентов мгновенно играют на развитие того или иного вида спорта. Это прекрасно видно на примере России. Сначала пришел к власти Ельцин, взял в руки ракетку, и все принялись играть в теннис. Сейчас у нас бурный подъем переживают горнолыжный спорт и восточные единоборства. А все потому, что ими увлекается нынешний российский президент Путин.

Вообще спорт играет серьезную роль в жизни любой страны. Не зря говорится, что народу прежде всего нужно хлеба и зрелищ. А спорт сейчас — самое популярное и доступное зрелище. В особенности футбол.

— А что вы назвали бы главным итогом прошедшего чемпионата мира?

— Что футбол — шкатулка с массой самых сногсшибательных сюрпризов. Футбол — вещь непредсказуемая. Кто до чемпионата мог предположить, что французы проиграют сенегальцам и даже не смогут пробиться в 1/8 финала? То же самое могу сказать и про аргентинцев. А взлет корейцев или турок? Этого тоже никто не ожидал. Но то и интригует, что мы никогда не знаем, кто выскочит на свет, когда открываем шкатулку под названием «футбол».