А потом урезали бюджет
В октябре 2019 года Кызылорда ликовала. Местный “Кайсар”, победив в дополнительное время в финале Кубка Казахстана “Атырау” (2:1), завоевал первый за два десятилетия трофей и начал готовиться к дебюту в еврокубках. Отпустив в “Астану” своего лидера Тиграна Барсегяна, “волки” усилили состав рядом известных игроков. В частности, арендовали у “Тобола” футболиста сборной Казахстана Максима Федина, заполучили лучшего бомбардира “Шахтера” Ивана Пешича и самого меткого игрока “Тараза” Элгуджу Лобжанидзе. Последний сразу начал отрабатывать свой контракт: его голы принесли “Кайсару” победы над “Иртышом” (1:0) и “Окжетпесом” (1:0). Владелец Кубка Казахстана выдвинулся в лидеры премьер-лиги. А потом ему урезали бюджет…
На 2020 год “Кайсар” должен был получить, по разным данным, от 4 до 4,5 миллиарда тенге.
Однако случилась пандемия, и клуб лишили примерно трети этих средств. Поговаривают, что “волкам” придется довольствоваться вообще 1 миллиардом тенге. Естественно, сократились и зарплаты. Футболистов, тренеров и персонал поставили перед фактом, что получать они будут на 40 процентов меньше, чем раньше. Не все согласились с этим решением руководства “Кайсара”.
Возмущенный Пешич
Громче всех возмутился Пешич. С ним разорвали контракт, и футболист пригрозил клубу пожаловаться в ФИФА. В интервью хорватским СМИ игрок говорил, что недовольство выразили еще 8 иностранцев и 3 человека из тренерского штаба. Однако наставник команды Стойчо Младенов заявил, что никуда уходить не собирается, а клуб помимо Пешича также отзаявил только российского защитника Алексея Шумских и 35-летнего голкипера с казахстанским паспортом Александра Григоренко.
Что касается задач клуба на сезон, то они, конечно, подкорректировались. Если сначала говорили о первых в истории “Кайсара” медалях премьер-лиги (команда дважды была четвертой, три последних года финишировала в шестерке, но ни разу не пробивалась в призовую тройку), то теперь, по словам Младенова, “цель – достойно выступить в чемпионате”. От получки до получки: почему футбольные клубы Казахстана надо срочно "лечить"
Столичная потеря
Неизменный на протяжении вот уже шести сезонов чемпион Казахстана, “Астана”, иной задачи, кроме подтверждения титула, не ставит. Правда, делать это ему приходится в стесненных финансовых рамках (хотя многие клубы, наверное, были бы счастливы иметь столько средств, сколько есть у столичной команды).
В прошлом году бюджет “Астаны” составил 9 миллиардов тенге.
Формировался он из нескольких источников, основные из которых – акимат Нур-Султана и Фонд “Самрук-Казына”. Ежегодно заводятся разговоры о том, что расходы на футбольный клуб надо оптимизировать, но те финансовые обязательства, что берут приведенные выше структуры, в принципе выполняются.
Тем не менее в этом месяце прозвучал очередной тревожный звонок: столичный клуб снял с турнира первой лиги свою молодежную команду “Астана-Жас” и объединил ее с “Астаной М”. Новая команда будет играть во второй лиге.
“Розовые очки”
Во время вынужденной паузы в чемпионате неожиданно сменился тренер в “Шахтере”. Перед началом сезона карагандинский клуб возглавил Вячеслав Грозный. Это было третье, и самое короткое, появление украинского специалиста в премьер-лиге. С “горняками” Вячеслав Викторович успел поработать всего два тура, в которых его подопечные набрали 3 очка (1:3 – с “Тоболом” и 1:0 – с “Кайратом”).
За этот непродолжительный срок Грозный успел запомниться не только победой над вице-чемпионом страны, но и неоднозначным интервью украинским журналистам. В нем он представил наш футбол в ярко-розовом цвете.
Мол, и “выполнение контрактных обязательств на высочайшем уровне”, и “контролируется каждый тенге”, и “тренеры и футболисты получают положенную зарплату день в день”. Более того, “бюджетное финансирование исключает банкротство клубов и дает возможность планировать работу на длительную перспективу”. В общем, в свете финансового краха “Иртыша” (в этом клубе, к слову, Грозный работал в 2017 году) и перманентных проблем с деньгами у большинства клубов слова иностранного тренера вызвали только улыбку. Впрочем, на момент интервью он еще был тренером “Шахтера”, что многое объясняет.