Диас Доскараев: Ситуация в женском теннисе еще плачевнее, чем в мужском - Караван
  • $ 494.87
  • 520.65
0 °C
Алматы
2024 Год
22 Ноября
  • A
  • A
  • A
  • A
  • A
  • A
Диас Доскараев: Ситуация в женском теннисе еще плачевнее, чем в мужском

Диас Доскараев: Ситуация в женском теннисе еще плачевнее, чем в мужском

Отечественный теннис оказался в патовой ситуации. С одной стороны, натурализованные для сборной игроки, благодаря которым у нас не единожды были четвертьфиналы Кубка Дэвиса, себя исчерпали, с другой – свои, доморощенные теннисисты пока не могут достойно заменить сходящих ветеранов.

  • 3 Августа 2017
  • 2768
Фото - Caravan.kz

Набирать новый состав, раздавая бирюзовые паспорта россиянам, – значит признать собственную неспособность вырастить за десять лет игроков хорошего уровня. Довериться молодым казахстанцам – значит опуститься в рейтинге и вернуться на исходные позиции, с которых новая команда Республиканской федерации тенниса (ФТК) во главе с Булатом Утемуратовым стартовала в конце прошлого десятилетия.

Диас Доскараев – один из немногих, кто видит сложившуюся ситуацию с обеих сторон. Как бывший теннисист и нынешний капитан мужской и женской сборных, он осведомлен обо всех проблемах наших лидеров. Как функционер, занимающий должность вице-президента ФТК, Доскараев может оценить перспективы подрастающего поколения игроков.

Ветераны прошли пик своей формы

– В сентябре мужской сборной предстоит матч плей-офф Мировой группы Кубка Дэвиса против Аргентины. Несмотря на то что игра пройдет в Астане, шансов у хозяев на победу, откровенно говоря, немного. В чем причина того, что наши теннисисты, еще недавно регулярно игравшие в четвертьфинале Кубка Дэвиса, ныне пребывают за пределами Мировой группы?

– Основная причина в том, что игроки сборной прошли пик своей карьеры. В этом году им всем, за исключением 20-летнего Дмитрия Попко, исполнится или уже исполнилось 30 лет. Андрей Голубев решил играть только в парном разряде, где ищет для себя новые вызовы. Однако что-то у него не получается. Если игрок в течение года ничего не показывает, то трудно надеяться, что он здорово выступит в Кубке Дэвиса. Так что в отношении Голубева иллюзий мы не питаем. Александр Недовесов уже два года лечит травму бедра. Из-за этого в начале сезона он пропустил четыре месяца. Более или менее здоров только Михаил Кукушкин. Если еще два-три года назад все названные теннисисты входили в сотню мирового рейтинга, то сейчас там никого нет. Отсюда и результат в Кубке Дэвиса. Сколько заработали казахстанские теннисисты на Roland Garros-2017

Ветеранам нужна замена. Это одна из причин натурализации Александра Бублика. Ему 20 лет, и в России к нему не было должного внимания.

Теннисист же он яркий, интересный. Бублик на пару с Попко должны помочь Кукушкину в сборной, поскольку наша местная молодежь – Денис Евсеев, Тимур Хабибулин, Роман Хасанов – пока не дотягивает до нужного уровня.

– Резервы для сборной продолжите искать в соседних странах?

– Не хотелось бы. Болельщики не поймут, если после десяти лет работы федерация все так же будет комплектовать национальную команду приезжими теннисистами. Мы продолжаем финансировать Евсеева, Хабибулина и Хасанова, надеемся на них, а за их спинами тем временем уже подрастают Достан Ташбулатов, Родион Пак, Малик Омарханов, которые по своему потенциалу могут оказаться в сборной.

– Чем сейчас занимаются завершившие карьеру Алексей Кедрюк, Юрий Щукин, Евгений Королев? Федерация заинтересована в их опыте?

– Конечно. Щукин занимается с нашей юниорской сборной, а также входит в штаб нацио­нальной команды в Кубке Дэвиса. Его задача – следить за выступлениями ведущих казахстанских игроков, выезжать на турниры Большого шлема, участвовать в сборах перед Кубком Дэвиса. Кедрюк является личным тренером Хабибулина. Тимур хорошо играет в паре, и цель Алексея – подготовить для сборной сильного именно парного игрока. Королев живет в США, работает в теннисной академии города Далласа. Мы с ним постоянно на связи, предлагаем ему вернуться. Но Евгений пока к этому не готов. У него молодая семья, недавно родился сын.

Девушки не оправдали вложенные средства

– Если мужская сборная несколько лет поиграла на топ-уровне, то женская, несмотря на сильный состав, так и не пробилась в Мировую группу Кубка федерации…

– Да. Девушки, к сожалению, не оправдали вложенные в них средства. Конечно, пробиться из Азии в женском теннисе гораздо сложнее, чем в мужском, но это нельзя считать оправданием, учитывая, что Ярослава Шведова и Юлия Путинцева входят в первую сотню мирового рейтинга, а Галина Воскобоева и Зарина Дияс в свое время тоже там были. В этом году сборная упустила отличную возможность попасть в Мировую группу, проиграв стоящей ниже в рейтинге команде Канады. Вину за поражение, как капитан, беру на себя. Я не сумел правильно подготовить команду. Повлияло, в частности, совмещение должностей капитана двух сборных: женская команда готовилась без меня, поскольку я в то же самое время руководил мужской сборной в матче с Китаем.

Еще один фактор неудач женской сборной – это отсутствие командных игроков. На роль лидера именно в матчах Кубка федерации тянет только Зарина Дияс.

В командных турнирах она чаще побеждает, чем проигрывает. Этого нельзя сказать про Шведову, которая лучше играет в личных соревнованиях. Данный психологический момент гораздо сильнее проявляется в женских командах, чем в мужских. Не будем забывать и о травмах. Шведова перенесла операцию, у Путинцевой больная спина, Дияс только набрала форму, а Воскобоеву, к сожалению, сложно рассматривать как полноценного игрока сборной. Ей уже 32 года, и последние сезона два она играет непостоянно. Так что в женском теннисе ситуация плачевнее, чем в мужском. Зарина ДИЯС: Лучше бы в Мельбурне встретилась с Шараповой попозже

Агенты предлагают нам теннисисток

– Выход есть?

– Хотим в ближайшее время постепенно подтягивать в сборную Камилу Керимбаеву, Жибек Куламбаеву, Гозаль Айнитдинову. Не скрою, агенты продолжают предлагать нам теннисисток из России, Украины, других стран Восточной Европы, но мы видим потенциал у наших игроков.

– К этому есть предпосылки?

– Конечно. У нас существует проект Team Kazakhstan, в котором участвуют самые талантливые молодые игроки. Команда базируется в Астане, иногородним мы построили специализированное общежитие. Ребята из Team Kazakhstan участвуют в международных турнирах, набирают рейтинговые очки, а Айнитдинова стала чемпионкой Азии в возрастной группе до 14 лет. Первостепенной задачей федерации было поднять массовость нашего вида спорта через строительство теннисных центров и повышение доступности занятий им. Сейчас специализированного центра нет только в Северо-Казахстанской области, где он будет открыт в Петропавловске в феврале 2018 года. В дальнейшем федерация продолжит строительство таких центров в тех регионах, где есть в них потребность, – в Алматы, Астане, Актобе.

Десять миллионов тенге на одного игрока

– Сколько детей сейчас занимаются теннисом в Казахстане?

– Свыше трех тысяч. Из них больше одной тысячи занимаются серьезно, ежедневно посещая тренировки и участвуя в соревнованиях. По регионам лидерство держат Алматы и Астана, на долю которых приходится две трети занимающихся. Но вектор постепенно смещается в сторону областей. Так, в детские и юниорские сборные входят не только игроки из Алматы и Астаны, но и из Шымкента, Караганды, Тараза, Актобе.

– Насколько доступным для детей стал теннис в Казахстане?

– Заниматься им сейчас, пожалуй, не дороже, чем другими видами спорта. Цена месячных абонементов варьируется в зависимости от региона. К примеру, в Таразе и Шымкенте такие абонементы стоят 6 000 тенге. Максимальная цена – в Астане (16 000 тенге) и Алматы (22 000 тенге), где большой спрос и пока недостаточно кортов. Федерация обеспечивает теннисные центры инвентарем: мячами, ракетками и т. д. Отдельно мы помогаем способным детям, чьи родители не имеют возможности оплачивать ежедневные тренировки. На эти цели у федерации есть отдельный бюджет – от двух до десяти миллионов тенге в год на одного теннисиста.