В советские годы за первые места бегунам давались большие золотые медали, а за рекорды — маленькие. И малого, и большого золота у легендарного казахстанского спринтера многократного чемпиона и рекордсмена СССР Амина Туякова пополам, потому как, устанавливая в очередной раз рекорд, в придачу к большой медали чемпиона казахстанец получал маленькую медаль рекордсмена. Медалей других достоинств у знаменитого легкоатлета и вовсе не счесть.
А начиналось все с… шариков из коровьей шерсти
Каждый раз, когда Амину Елемисовичу задают вопрос, когда же в провинциальном мальчишке начал проявляться сильный спринтер, это заставляет его сильно задуматься, закусить дужку очков, а затем, как на духу, выдать, что, когда начинали проявляться эти самые спринтерские качества, провинциальный мальчишка даже и не задумывался, что есть такое слово «спринт». Да и о качествах этих вряд ли в то время догадывался. Скоростные качества — это лотерея, они или есть или их нет. Вся жизнь Амина Туякова сплошная лотерея. А талант бегуна, что в спорте бывает крайне редко, выявился почти сразу, в одночасье. Но все по порядку.
Амин Туяков родился в тридцать седьмом году в Гурьевской области в Мангышлаке, в школу пошел только в девять лет. Максимум, что могли дать в тогдашней сельской школе, — это семь общеобразовательных классов и уроки физкультуры, которые преподавали 17-летние девчонки. Все свободное время школьники забавлялись, гоняя по дворам мячики, скатанные из коровьей шерсти. Эти игры и были первой спортивной секцией для маленького Амина Туякова.
Закончив школу в Мангышлаке и поступив в Гурьевский педагогический институт, будущий знаменитый легкоатлет, осваивая параллельно профессию, стал постепенно втягиваться в спорт. За год Туякову удалось выполнить сначала первый, а затем и второй разряд по легкой атлетике.
Точкой отсчета карьеры казахстанца стал 1956 год, когда на Спартакиаде народов Казахстана, Амин Туяков прибежал на 100-метровке пятым. Его сразу же включили в сборную страны и отправили вместе с командой тренироваться в Москву. А дальше все пошло как по накатанной. Все повышающиеся результаты неизменно отражались на выступлениях казахстанского атлета. Сначала рекорд Казахстана, потом титулы чемпиона страны на дистанциях 100, 200 и 400 метров. После — первые места на союзных чемпионатах.
В квартете с Озолиным, Косановым и Полетиковым
В сборной СССР в то время была жесточайшая конкуренция. Все были одаренные, все были лучшие и все были звезды. Отбирались единицы, лучшие из лучших. Амина Туякова поначалу в Москве называли «казахским кадром», мол, случайный человек в сборной, по блату попал в команду. Горячий и амбициозный Амин тогда дал себе слово, что обыграет всех недоброжелателей. И обыграл ведь. Побив рекорд Казахстана.
Рекорд Союза в эстафете 4 по 100 в составе «звездной» четверки вместе с Эдвином Озолиным, Николаем Полетиковым и не менее знаменитым земляком Гусманом Косановым поставил точку домыслам завистников. В том же году квартет обновил собственное достижение. Косанов, Туяков, Озолин и Полетиков получили звание заслуженных мастеров спорта. Этим же составом они выигрывали Кубок Европы, матчевые встречи с США, Англией, становились серебряными призерами Европы. Любопытно, неграмотные американцы Туякова и Косанова принимали во время этих встреч за китайцев.
А конкуренция? Между этими четырьмя спринтерами ее не было. Им нечего было делить.
Прибежал первым, а медаль отдали белорусу
Вспыльчивый честолюбивый характер не всегда играл на руку бегуну. Как-то перед очередным турниром памяти братьев Знаменских в 1967 году (ныне соревнования входят в мировую серию Гран-При) Амин Туяков повздорил со старшим тренером сборной СССР. Он финишировал первым, но золотую медаль вручили белорусскому спортсмену. В пику строптивому Туякову. Было обидно, но Амин извлек из этого «нужный» урок, переборол себя и спорить с руководством не стал. Но помнит обиду до сих пор. Это было самое незаслуженное поражение в карьере казахстанца.
«Ушел из спорта победителем»
Кому, как ни многократному рекордсмену знать, что рекорды в самом «быстром» и зрелищном виде королевы спорта бьются одни за другим. Но бегать со скоростью света невозможно, и когда-нибудь наступит предел, превзойти который будет не в силах человека. И все же, Амин Елемисович абсолютно уверен в том, что спринт всегда будет собирать полные трибуны на стадионах. Раньше ведь счет велся на десятые доли секунды, потом на сотые. Значит, теперь будет вестись на тысячные. Спринт станет просто медленнее развиваться, но все же будет. К тому же у современных атлетов появился новый стимул — баснословные гонорары.
Символично, последним профессиональным стартом Амина Туякова стала в 1967 году все та же Спартакиада. Он ушел с дорожки очень красиво, выиграв 200 метров и став вторым на 100-метровке. Именно так, наверное, должна заканчиваться карьера легенды.
Но за спортивные успехи, как и любому большому спортсмену, Туякову пришлось расплачиваться здоровьем. В 1999 году Амин Елемисович был вынужден вылететь в Китай на операцию, где ему заменили тазобедренные суставы на искусственные.
Отдав столько лет жестокой стихии спорт, чему не перестает удивляться Амин Туяков? Человеческому предательству и лицемерию, к которому никак не может привыкнуть и привыкать отказывается. Хотя, не будь плохого, нельзя было бы различить хорошее, считает он, а ведь хорошего в его жизни несравненно больше. Семья Амина Елемисовича — приветливая и теплая жена Алма, такая же амбициозная и целеустремленная дочь (видя, какие у отца со здоровьем проблемы, Сулушаш еще в детстве заявила, что станет врачом), деловой и энергичный сын Арман и двое внуков. А еще, ему не перестают сниться во сне беговые дорожки.
Наша справка:
В 1965 году на Центральном стадионе в Алма-Ате Амин Туяков побил на 200-метровке рекорд Советского Союза, принадлежавший его тренеру Борису Токареву, и установил на этой дистанции время 20, 6 секунды.
Величайшим спринтером столетия Амин Туяков считает четырехкратного олимпийского чемпиона 1936 года в Берлине Джесси Оуэнcа, достижения которого Гитлер отказался признать