От мяча хоккейного до мяча футбольного
В этом лишний раз на своем примере убедилась “Алма-Ата”. Клуб, существовавший исключительно на частные деньги, прожил яркую, но короткую жизнь. За пять лет он проделал путь от новичка суперлиги до обладателя Кубка страны и участника Кубка УЕФА, однако по финансовым причинам исчез с футбольной карты республики.
А начиналась история “Алма-Аты” с создания футбольной школы “Цесна”. Произошло это в 2000 году. Впрочем, открывшая этот проект корпорация “Цесна” вышла на спортивный рынок десятью годами ранее. Тогда она еще носила простой статус коммерческой фирмы. К ней за помощью обратилось алма-атинское “Динамо” по хоккею с мячом. Команда претендовала на первое место в чемпионате СССР, но имела серьезные финансовые проблемы.
Лихие времена кооперативов и хозрасчета
Начало 1990-х было эпохой кооперативов и хозрасчета. Тогда спортивные клубы, не в пример нынешним, старались заработать сами. То же “Динамо” на втором этаже своего стадиона открыло швейный и столярный цеха, вело активные переговоры с возможными спонсорами.
Весь хоккей с мячом в Казахстане был сконцентрирован на одном “Динамо”. С распадом Союза у клуба не осталось другого выбора, кроме как играть в чемпионате России – своего первенства в республике не было. Однако с введением национальных валют жить в “зоне тенге”, а выступать в “зоне рубля” стало невероятно трудно. Осенью 1993 года команда снялась с чемпионата России, а вскоре была расформирована.
Новое дело Джаксыбекова
За спортивные проекты в корпорации “Цесна” отвечал Эдуард Бабаян. Именно он был связующим звеном между спонсором и хоккейным “Динамо”, занимая должность исполнительного директора клуба. Вслед за хоккеем в жизнь корпорации пришел футбол.
– В школе я занимался футболом на стадионе “Локомотив” в Алма-Ате, – рассказывает Эдуард Гетенович Бабаян, в настоящий момент входящий в совет директоров “Цеснабанка”. – В корпорации спорт любили, проводили соревнования. И вот в какой-то момент глава “Цесны” Адильбек Джаксыбеков предложил создать футбольную школу. В качестве базы выбрали “Локомотив” с его тремя полями стандартных размеров, получили финансирование. У нас работали известные в недавнем прошлом футболисты Игорь Утробин, Аркадий Бакулин и Эльдар Гасанов. Они вместе с уже опытным тренером Игорем Романовым возглавили новое дело. Для начала решили набрать две группы – 10-летних и 14-летних ребят. Почему Даниал Ахметов разлюбил футбол
Пятые среди сотен
– В одной из них, 1986 года рождения, было немало в будущем известных футболистов…
– Да. Игорь Матвеевич (Романов. – Прим. ред.) предложил обратить внимание на Сергея Остапенко. Парень, говорит, со сложным характером, но способный: высокий, дерзкий, быстрый – настоящий нападающий. Владимир Плотников, который сейчас играет в воротах в “Кайрате”, начинал у нас защитником. В какой-то момент он уже хотел уйти из футбола, но ему предложили переквалифицироваться в голкипера. Сергей Ларин, Андрей Шабанов, Абзал Жумабаев, Арман Болатбек, Иосиф Дильман, Владимир Иванов – все из того выпуска. Ежегодно ездили в шведский Гётеборг на Кубок Готии, в котором участвовали сотни команд со всего мира. Однажды мы заняли там пятое место, проиграв только сборной Ганы. Из той африканской команды половина пацанов играла потом в первой сборной. Они уже тогда действовали как взрослые: техника, скорость мышления. Наша команда тоже не затерялась: в юношеской сборной из 18 ребят 14 представляли “Цесну”. В отборочном турнире чемпионата Европы мы уступили при равной игре Италии и Португалии, а Боснию победили: Абзал забил со штрафного.
Талантливые киргизы
– Немало заигравших потом ребят было и в наборе 1990 года рождения. Бауржан Джолчиев, к примеру…
– Он приехал из Киргизии с родителями, которые искали работу. Его приметил один из наших тренеров. Семью Джолчиевых мы поселили в общежитие, которое открыли рядом с “Локомотивом”, отца устроили к нам охранником. Из Киргизии еще и Данияр Кенжеханов приехал. Мы его тоже сразу к себе забрали. Видя результаты своей работы, захотелось большего. Стали увеличивать количество групп. Вскоре у нас занимались уже 500 детей. Взяли в управление СДЮШОР на Магнитной, засеяли там поле. Построили базу на Майлина. В общем, получили настоящую академию.
– С чего вдруг решили создать отдельную команду для участия в чемпионате страны?
– Ребята закончили обучение, но не у всех была возможность продолжать карьеру. Вот и пришла идея собрать всех в одном клубе. Взяли Ерлана Уразаева, вернувшегося из Германии Григория Бабаяна, еще пару игроков и в 2003 году заявились 17-летними пацанами в первую лигу. Сразу заняли второе место, выиграли стыковой матч у “Екибастузца” и вышли в суперлигу. Такой футбол им не нужен
“Цесна” vs акимат
В компании сильнейших клубов страны “Цесна”, сменившая название на “Алма-Ату”, провела пять сезонов. Первые два ушли на знакомство со спецификой суперлиги. Прорыв произошел в 2006 году, когда “Алма-Ата” финишировала на пятом месте в чемпионате, а в финале Кубка Казахстана обыграла “Астану” – 3:1. Это дало ей право летом 2007-го стартовать в Кубке УЕФА. В первом круге “Алма-Ата” уступила дорогу словацкому “Виону”, проиграв ему в Злате-Моравце (1:3) и сыграв вничью на своем поле – 1:1. Между тем футбольную академию и ее первую команду продолжала спонсировать исключительно корпорация “Цесна” – городские власти помогали только многострадальному “Кайрату”.
– Я продолжал плотно заниматься нашей футбольной школой, – продолжает Эдуард Бабаян. – Количество занимающихся детей росло. Мы изучали разные программы подготовки юных футболистов, побывали на стажировках в таких клубах, как “Челси”, “Барселона”, “Ювентус”, смотрели, как они выстраивают систему “школа – клуб”. Мы хотели идти по этому пути. Одной из главных проблем было отсутствие футбольной среды. Если в Англии, Германии, Испании всё буквально дышит футболом, то в Казахстане такого нет. Ребенок же должен воочию, а не по телевизору видеть первоклассный футбол. Но мы очень старались. За время работы школа выпустила порядка трехсот детей. Пусть большинство из них не стали профессиональными футболистами, но зато все получили хорошее образование и не потерялись во взрослой жизни.
Спринтер Шторк
– Что тем временем происходило в “Алма-Ате”?
– Клуб развивался. К нам пришли сильные менеджеры, опытные футболисты. Очень помог Саян Хамитжанов, у которого был победный опыт работы с “Астаной”. Что бы там ни говорили про Бернда Шторка, это хороший тренер. Просто он спринтер, который дает результат на коротком отрезке времени. Шторк удивлял тем, насколько скрупулезно работал с ребятами на тренировках, выверяя каждый нюанс, вплоть до постановки ноги, корпуса. Так что меня нисколько не удивил выход сборной Венгрии на чемпионат Европы-2016 под его руководством.
– “Алма-Ата”, по сути, вернула в большой футбол Олега Литвиненко. Как решились взять в команду футболиста с не самой положительной репутацией?
– Олег – отличный парень и сильный футболист. Такой игрок был нам очень нужен. Мы поверили ему, и он нас не подводил. Думаю, что к печальному итогу привели определенные психологические проблемы. В каких регионах и почему хуже всего посещают футбольные матчи
Большой палец Бобби Чарльтона
– А участь Джолчиева, который в расцвете сил вместо футбола занимается непонятно чем, вас не удивляет?
– У него “звездная болезнь”. Бауржан сильно переоценивает себя. Да, он классный футболист и мог бы заиграть где-нибудь в России или Европе. Но для этого ему надо спрятать свою гордыню и начать работать. Джолчиев выбрал не тот путь. То же самое, наверное, можно сказать и про другого талантливого парня – Жамбыла Кукеева. У него тоже были все задатки – спортивная злость, техника, скорость. Когда он забил на “Уэмбли”, сидевший рядом легендарный Бобби Чарльтон поднял вверх большой палец. Однако спортсмен должен оставаться профессионалом не время от времени, а круглые сутки.
Сожалений нет
– В 2008 году “Алма-Ата” заняла в премьер-лиге восьмое место, но на следующий сезон такой команды уже не существовало…
– Мы слишком стремительно пошли вверх. Наверное, стоило продолжать играть своими воспитанниками. Мы же рано сфокусировались на результате. Расходы резко выросли, и стало ясно, что без господдержки нам такую команду не потянуть. На нее уходили практически все наши ресурсы. Поэтому мы решили избавиться от нее, чтобы сохранить школу.
– Но и та через несколько лет перешла в структуру “Кайрата”…
– Считаю, что мы сделали правильный шаг, передав нашу академию “Кайрату”. Для реализации своих планов Кайрату Боранбаеву требовалась база – материальная, инфраструктурная, кадровая, на которую можно было в первом время опереться. Мы посчитали, что Кайрат Советаевич даст новый импульс развитию детского футбола. Мы не жалеем вложенных в школу “Цесна” денег. Главное, повторюсь, это то, что воспитанные нами ребята нашли свое место в жизни.