– Думаю, что начать нужно с 2006 года, когда мы с Львом Цоем, по сути, открыли сноуборд в Казахстане, – говорит Александр Чиликин. – Поставили канатную дорогу в Алтайских Альпах, наладили освещение, закупили снаряжение.
Лет семь сноуборд развивался, в 2013 году Валерия Цой – дочь и воспитанница Льва – на этапе Кубка мира в Сочи заняла четвертое место, обойдя чемпионку мира россиянку Екатерину Тудегешеву и будущую олимпийскую чемпионку Патрицию Куммер из Австрии.
Однако на самой Олимпиаде Валерия выступила неудачно. Одна из причин заключается в том, что у нас в Восточном Казахстане нет трасс с искусственным оснежением. Искусственный снег – это практически лед, особенно после дождя и мороза, как это произошло в Сочи. И те, у кого есть опыт езды по нему, проявили себя, а Цой заняла только 23-е место. Но для Казахстана само попадание на Олимпиаду – а отечественный сноуборд никогда ранее не был представлен на Играх – уже успех.
После Олимпиады, как это у нас заведено, о зимних видах спорта благополучно забыли, все деньги были переброшены на летние дисциплины. Однако Лев Цой молчать не стал.
На встречах в министерстве спорта он постоянно поднимал вопрос о продолжении финансирования “зимников”. Нашим чиновникам это, естественно, не понравилось. Они отодвинули его от сборной, доверив ее Леониду Димакову – бывшему горнолыжнику, не умеющему даже кататься на сноуборде. Вот вам и результат. Никаких олимпийских лицензий у нас нет и не будет, а об успехах на Азиадах и Универсиадах можно вообще забыть. Валерия Цой: меня убило бездушие чиновников
– Вы, как президент федерации, можете повлиять на эту ситуацию?
– Я ходил к вице-министру спорта, объяснял ему все. Но с тренерскими кадрами у нас беда, а в отношении Цоя он был категорически против.
– Но ведь не от тренера, наверное, зависит отсутствие сборов для национальной команды?
– Да что там сборы?! У детей нет инвентаря, сноубордов.
В Усть-Каменогорске – кузнице нашего фристайла и сноуборда – нет трассы с искусственным снегом.
В свое время аким Усть-Каменогорска Ислам Абишев поручил мне заняться строительством в городе канатной дороги, что я и сделал в течение лета. Но в связи с запуском одного нового производства в Усть-Каменогорске почему-то перестал выпадать снег. Тогда от Ислама Алмахановича поступило предложение сделать проект искусственного оснежения и ТЭО. Я это выполнил, заплатил деньги проектировщикам, но аким ушел на повышение в комитет по водным ресурсам минсельхоза, и мы снова остались без снега и без трассы.
– Взять инициативу в свои руки не пробовали?
– Нашей федерации просто не дают работать. Мы с тремя другими федерациями – лыжного, горнолыжного спорта и прыжков на лыжах с трамплина – входим в так называемую Ассоциацию лыжных видов спорта Казахстана. Руководит ею, как правило, “свадебный генерал”, которого назначает комитет по делам спорта и физической культуры. Происходит это так.
“Хочешь руководить лыжами?” – “Хочу!”. Собирают толпу, говорят: “Поступило предложение избрать большого человека. Кто “за”?” Все дружно “за”.
А тот уже потом подбирает себе генерального секретаря, который, по идее, должен вести реальную работу. Наши предложения по кандидатурам никого не волнуют. Все финансы, выделяемые Международной федерацией лыжного спорта (FIS), идут в ассоциацию. Я же, как президент федерации, не могу распоряжаться ни одной тиынкой. Мы никто и звать нас никак. Мы ни на что не влияем. Полный бред. Я в шоке от всего, что творится в нашем спорте. Удивляюсь, что при этом есть какие-то результаты. У двух казахстанских спортсменок отобрали гранты в ВУЗе из-за слабого выступления на Универсиаде
– Видите выход из этого?
– Только в реформах. Нужно, чтобы спортивные сооружения строило не только государство, у которого других забот полно, но и частный бизнес. К примеру, заключили предприниматели договор с тем же акиматом, построили канатную дорогу, трассу, всю инфраструктуру, после чего потом на государственные деньги готовят спортсменов.
Мы же зарываем миллиарды непонятно куда, получая в итоге непонятно что. Пример, Шымбулак. Где в Алматы спортсмены? Тренеры, которые там числятся, просто получают зарплату, по факту никого не тренируя.
Если все так будет продолжаться, то ни у сноуборда, ни у других видов не будет перспектив. На самом деле мы не так далеко отстали от конкурентов. Пример Валерии Цой показателен. Но сноуборд развивают не те, кто может это делать.