Ранее Caravan.kz сделал интервью с Алжаном ЖАРМУХАМЕДОВЫМ – первым этническим казахом, завоевавшим олимпийское золото, образ которого был представлен в этой кинокартине. Также мы взяли комментарий у известного казахстанского спортивного журналиста Несипа ЖУНИСБАЕВА.
А тем временем корреспондент «Комсомольской правды» поговорила с Александром РЯПОВЫМ, который воплотил на экране образ нашего соотечественника. Актер рассказал о том, как он попал на съемки и как ему пришлось вживаться в роль.
— Вы для себя вывели формулу, кто такой советский человек? Один был литовец, другой — украинец, третий — казах, четвертый — грузин, пятый — русский…
— В те годы национальность не имела никакого значения. Я родился на закате СССР, в 1989 году, до восьми лет прожил в Ташкенте. Там жили русские, корейцы, немцы, узбеки. И принадлежность к той или иной нации не имела первостепенного значения. Но после распада СССР вдруг изменилось отношение узбеков — к русским и так далее. Но тогда такого не было. Потому что, если бы не русские, не было бы построено такого Узбекистана и такого красивого Ташкента.
— А ветераны той самой команды дружат сейчас?
— Их осталось четверо. Анатолий Поливода живет в Украине и не поддерживает отношений с современной Россией. Его приглашали на съемки, но он наотрез отказался. Модестас Паулаускас живет под Каунасом, в Литве. Он не приезжает в Россию, у него болит спина, ему тяжело. Это же все уже немолодые люди. Иван Едешко и Алжан Жармухамедов живут в Москве. Это замечательные люди, с которыми мы общаемся.
— Банальный вопрос, но я не могу его не задать. Как вы попали на съемки?
— Это история о чуде, которое может произойти с человеком, а может и не случиться. Я был травмирован и долго не играл в баскетбол. Такая травма, после которой врачи говорят, что лучше бы не возвращаться. И вообще, нужно сделать операцию по замене коленного сустава.
Я дружу с Александром Беловым, сыном члена сборной по СССР по баскетболу-72 Сергея Александровича Белова. И он мне летом 2015 года сказал, что началась работа над кинопроектом, посвященным олимпийским играм в Мюнхене 1972 года.
В декабре 2015 года он пригласил меня на площадку: мол, приходи, заодно потренируешься. Я пришел, и там был режиссер Антон Мегердичев и оператор Игорь Гринякин.
Я поздоровался и пошел бросать мяч в корзину. Стою у штрафной, бросаю, и тут меня начинает обходить Мегердичев. Обходит, смотрит… Раз, обошел площадку, смотрит на меня с другой стороны. Потом подошел: «А вы — баскетболист?». «Да, — говорю. — Но я уже завязал». «Чудесно. Вы понимаете, что мы тут делаем?». «Да, Саша Белов мне рассказал о фильме». «Я — режиссер. Я не знаю, в роли кого, но я хочу тебя снять в кино».
Потом мне позвонила второй режиссер, и у меня оказались фрагменты сценария. Актер, который должен был играть Алжана Жармухамедова, травмировался. Нужен другой исполнитель. Я почитал реплики, попробовал их произнести. Опыта в актерской профессии у меня никакого не было, и я попробовал как получалось. Потом на студии с режиссером мы на камеру начали обыгрывать эти сцены.
— Тяжело было?
— Скажем так, не тяжело, но странно. Я никогда этого не делал. Мы записали пробы, Антон мне очень помогал, корректировал. Насколько я знаю, пробовались и другие актеры. Но выбрали меня. Но я долго этого не знал. И, несмотря на это, похудел на 12 кг. Потому что я был слишком крупный для Алжана Журмухамедова.
— А роста вы одного — 2 метра 7 сантиметров?
— Да, но мне нужно было стать чуть изящнее. Мне пришлось похудеть на 12 кг мышечной массы за два месяца… В мае 2016 года, мне позвонили со студии и предложили контракт. И это было счастье. И я понял, это тот шанс, от которого нельзя ни в коем случае отказываться. И я принял все условия.
— Я читала про человека, образ, который вы воплотили в фильме. У Алжана Жармухамедова фантастическая биография. Он родился и вырос в горном селе, много трудился с детства. Потом на производстве травмировал правую, в будущем бросковую руку, остался без двух фаланг пальцев. Я посмотрела с ним видеоматериалы. И поняла, что это человек великого спокойствия.
— Алжан Жармухамедов — это сочетание двух культур. Мама у него — казачка, а отец — казах. Это сочетание могучей русской воли и восточного спокойствия. Касаемо его физических кондиций, я знаю, что он — единственный советский спортсмен в свое время, кто сдавал сложный тест Купера на физическую выносливость. Он мог спокойно отбегать любую игру, с кем бы наша сборная не играла. Что показала и мюнхенская олимпиада. В том матче с США он заменился всего на две минуты.
— А линза у него тогда вылетела из глаза?
— Линза — это история 1973 года. В фильме притянули некоторые события по временной лестнице, чтобы обострить историю каждого. Все равно у него было плохое зрение. И все равно была эта история. Линзы были сделаны из оргстекла, периодически они у него выпадали…
— И одну он раздавил, и доигрывал в испорченной, и травмировал сетчатку глаза. Все это было. Скажите, а сейчас в какой он как себя чувствует?
— Я общаюсь с семьей Жармухамедова, с его старшим сыном Владиславом. Как-то я ему звоню, мы беседуем и я спрашиваю, а где Алжан Мусурбекович? А он отвечает: «На тренировке, с ветеранами бегает».
— Что касается экранного образа. Вам пришлось остричь ваши длинные светлые волосы и покрасить их в черный цвет.
— Да. Меня остригли, перекрасили, изменили цвет глаз. И так был создан образ Жармухамедова.
— В фильме есть момент когда наши баскетболисты схлестнулись в США на улице в стритбол с уличными игроками. И те, глядя на вашего героя, назвали его «русским индейцем»… Жармухамедов и вправду, немного похож на коренного жителя Америки…
— На самом деле такого не было в жизни, это находка сценариста. Но удачная…