В рейтинге IQ мы застряли между Египтом и Непалом: повод для гордости или звонок для реформ - Караван
  • $ 524.75
  • 540.6
-13 °C
Алматы
2025 Год
9 Января
  • A
  • A
  • A
  • A
  • A
  • A
В рейтинге IQ мы застряли между Египтом и Непалом: повод для гордости или звонок для реформ

В рейтинге IQ мы застряли между Египтом и Непалом: повод для гордости или звонок для реформ

Если верить обновлённому рейтингу IQ 2024 года, Казахстан уверенно расположился на 66-м месте среди 127 стран.

  • 9 Января
  • 5728
Фото - Caravan.kz

Средний показатель IQ наших соотечественников составил 97,27 балла. На первый взгляд, всё вроде бы в порядке: казахстанцы по-прежнему знают, что дважды два — это четыре. Но задуматься есть над чем.

Тестирование, организованное платформой «Международный реестр IQ», проходило в 2024 году. В нём приняли участие 5732 наших гражданина. Как выяснилось, показатель вырос на 0,01 балла по сравнению с 2023 годом. Мы обогнали Непал (67-е место) и совсем чуть-чуть не дотянули до Египта (65-е место). Хорошо это или плохо? Ответ на этот вопрос лежит за рамками сухих цифр.

Что такое IQ? Это индекс, который определяет нашу умственную одаренность в сравнении с другими людьми. Для его определения существуют тесты. Они проверяют всё: от логики и памяти до способности концентрироваться, анализировать информацию и даже играть словами. Но можно ли этот результат назвать зеркалом реальной жизни? Вопрос остаётся открытым.

Как показали тесты, Китай снова лидирует в этом рейтинге. Кажется, их дети рождаются с таблицей умножения в одной руке и дипломом инженера — в другой. А что же мы?

Наш результат — это зеркало системы образования. В последние годы мы много говорим о модернизации, цифровизации и прочих громких реформах. Но если посмотреть на реальность, то сельские школы всё ещё страдают от нехватки учителей, учебников и компьютеров. При этом уже с первого класса наша школьная программа больше напоминает подготовку к Олимпиаде, чем базовое обучение. А выпускники вузов порой смотрят на дипломы, как на загадочный артефакт: вроде есть, но как применить — неясно.

И вот, сидя между Египтом и Непалом, невольно задумываешься: как сделать так, чтобы наши граждане не просто учились, а получали качественное образование? Вроде все просто: нормальные школы, учебники, учителя, которые не мечтают сбежать в соседнюю страну за зарплатой. Дети, которые не захлебываются в ворохе бесполезных заданий, а учатся тому, что реально пригодится. Глядишь, и IQ вырастет.

Но не будем драматизировать. Ведь 66-е место — это тоже своего рода достижение. Да, Китай далеко впереди, но давайте честно: умение обойти пробки, договориться с чиновниками или приготовить бешбармак из ничего — это тоже интеллект. Просто он не попадает в привычные тесты IQ. Так что тренируем логику и не забываем о житейской смекалке. А может быть, в следующем году Казахстан удивит всех и ворвётся в топ-20.