В каком казахстанском чае обнаружили запрещённые красители - Караван
  • $ 489.15
  • 533.47
+1 °C
Алматы
2025 Год
13 Марта
  • A
  • A
  • A
  • A
  • A
  • A
В каком казахстанском чае обнаружили запрещённые красители

В каком казахстанском чае обнаружили запрещённые красители

Чай, который невозможно отмыть с посуды? Оказывается, такое бывает.

  • 13 Марта
  • 7900
Фото - Caravan.kz

Национальная лига потребителей провела независимую экспертизу в лаборатории ТОО «Нутритест» и выявила, что в ряде популярных марок чая содержатся запрещенные красители. В ситуации разобралась корреспондент медиапортала Caravan.kz.

Под подозрением оказались три бренда: Qazakhstan Shai, «Аль-Кайрат» и «Апамнын чай». Исследования показали, что производители используют красители Е110 («Солнечный закат») и Е102 (тартразин), которые придают напитку насыщенный цвет.

Лидер по содержанию красителей — «Апамнын чай». В нем уровень «солнечного заката» составил 24,6 мг/кг, тартразина — 11,46 мг/кг. В Qazakhstan Shai обнаружено 20,6 мг/кг «солнечного заката» и 9,7 мг/кг тартразина, а в «Аль-Кайрате» — 18,7 и 8,4 соответственно.

Красители в чае: можно или нельзя?

Тут есть проблема: существуют два стандарта — для сухого чая и для жидкого напитка. В бутилированных напитках они разрешены, но вот в сухом чае — категорически запрещены. Это четко прописано в Техническом регламенте Таможенного союза 029/2012. Производители использовали эту лазейку, говоря, что после заваривания чай становится напитком, а значит, претензий к ним быть не может.

Почему люди выбирают именно эти марки? Все просто. Красители делают чай эффектнее. Добавьте в него молоко — и получите красивый, насыщенный оранжево-коричневый оттенок. Покупатель ведется на внешний вид, не подозревая, что в чашке — искусственно подкрашенный напиток. И, по всей видимости, красители не указаны на упаковке. По крайней мере, на маркетплейсах об этом не сказано.  А такая информация важна для аллергиков.

Почему решили провести экспертизу?

По словам президента Национальной лиги потребителей Светланы Романовской, все началось с жалоб. Люди звонили на горячую линию и рассказывали, что не могут отмыть посуду от налета после чая. Лига решила отдать образцы на экспертизу.

Хотя наличие красителей можно определить и в домашних условиях. Метод прост. Сыплешь чай на салфетку, прыскаешь холодной водой — если остается оранжевый развод, значит, чай подкрашен.

По этому поводу были даже судебные иски, но производители уходили от ответственности, потому что по стандартам для жидких напитков красители допустимы, а заваренный чай считается жидкостью.

Теперь этот пробел устранен. Лига потребителей доказала наличие запрещенных веществ в сухом чае, что автоматически делает его нелегальным.

Что дальше?

Светлана Романовская уверена, что действовать нужно не через суды, а через информирование людей.

«Мы будем максимально распространять эту информацию. На основании 41 статьи Закона «О защите прав потребителей» мы имеем право делиться результатами лабораторных исследований, и мы это сделаем. Экспертиза проводилась в аккредитованной лаборатории, все данные официально подтверждены. Мы не будем подавать коллективный иск, потому что, как показывает судебная практика, даже если мы выиграем, нам не возместят издержки. Это затратно, а эффект минимальный. Намного эффективнее рассказать об этом потребителям», — считает она.

Теперь решение за самими покупателями. Если люди перестанут покупать этот чай, производители или уйдут с рынка, или изменят состав.

«Если они исправятся, им придется это доказать. У нас есть факты. Если появятся новые исследования, мы их рассмотрим. Но пока мы видим, что это чай с запрещенными добавками», — пояснила Светлана Романовская.

Черный чай и белый список

После этой истории с чаем Национальная лига потребителей объявила, что запускает новую рубрику, в которой будет выявлять добросовестные и недобросовестные компании. По словам Светланы Романовской, знак качества будет присваиваться на безвозмездной основе, при этом ответственность Лига потребителей берет на себя.

«Если продукт получил этот знак, но у потребителя возникли проблемы, мы гарантированно вернем деньги. А дальше уже будем разбираться с производителем, — сообщила Светлана Романовская, — Сегодня самая большая проблема — это недоверие. Люди не верят в гарантии, в качество, в честность бизнеса. Мы хотим изменить эту ситуацию, чтобы покупатели ориентировались в мире товаров, а не терялись в потоке подделок».