Тем не менее за каждой деталью главной ночи года скрывается богатая история. Откуда же пошли новогодние традиции? В этом вопросе разобрался корреспондент медиапортала Caravan.kz.
Елки-палки!
Начать стоит с главного новогоднего атрибута – с елочки. Уже лет 10 по Интернету гуляет шокирующий ролик о том, что традиция наряжать елку в языческие времена была тошнотворной и на ветках развешивали не игрушки и мишуру, а куски мяса и кишки жертвенного животного, а иногда и человеческие. Утверждение это не то чтобы неверное, но слишком преувеличенное. Некоторые племена язычников, действительно, развешивали куски жертвенного мяса на деревьях, да и человеческими жертвами не гнушались. Но для таких обрядов использовались не только ели, а вообще все деревья. Причем жертвы чаще всего приносили дубу. Обряд мог проходить не только зимой, а в любое время года.
Если говорить исключительно о зимнем солнцестоянии, то есть даты, от которой пошли многие рождественские традиции Европы, а затем и других стран, то существовал обряд, когда в дом заносили ветки любого дерева и в урочный час вешали на него фрукты и овощи. Таким образом дерево будто бы давало плоды в лютый мороз, и недобрые духи видели это, запутывались и не вредили домочадцам. Ведь кто знает, что за люди тут живут, если могут по своему желанию заставить плодоносить сухую ветку.
Именно в этом обряде и можно усмотреть первые зачатки рождественской елки. Люди выбирали ветки посимпатичнее, а еловые хорошо пахнут и всегда зеленые. А если брать в расчет злых духов, то яблоки, выросшие на елке, должны напугать их еще сильнее. Значит, и магией хозяева дома владеют отменной, раз могут провернуть такое чудо.
Символом Рождества елку сделал святой Бонифаций. В VIII веке он прознал, что в лесу у его родного города богомерзкие язычники поклонялись дубу, который любил бог Тор. Бонифаций не стерпел такого богохульства и собственноручно срубил проклятый дуб. На его месте выросла елочка. Бонифаций увидел в этом знак свыше и повелел прихожанам украшать дома елками в знак торжества Христа над Тором.
Прихожане Христа любили, но и с Тором портить отношения не хотелось. Так они пришли к компромиссу и стали украшать елку желудями, в вдобавок еще овощами и фруктами, чтобы никому из богов не было обидно.
Ставить свечи на елке впервые придумал проповедник Мартин Лютер в ХVI веке. Никакого подтекста сначала тут не было. Лютер просто прогуливался по лесу, стемнело, и он увидел, как полная луна красиво играет на сосульках, свисающих с еловых лап. Ледышки горели будто свечки. Как только проповедник вернулся домой, так тут же захотел повторить то, что увидел, и украсил свою елочку свечами.
Гости Мартина Лютера увидели в этом скрытый смысл. Они исповедовали протестантство, а в своих речах проповедник не раз говорил, что назло католикам мы зажжем такую свечу, которую им не затушить никогда. Вот протестанты и стали украшать елку свечами, в знак протеста.
Католики же никакого скрытого смысла в свечках не увидели. Это было красиво, а разве у честного католика может быть елка хуже, чем у протестанта?
Новый год плюс электрификация всей страны
Так продолжалось до 1882 года. У инженера Эдварда Джонсона, который работал в команде Эдисона, дома были маленькие дети, а по работе приходилось отлучаться очень часто, и в ту рождественскую ночь Эдварда пригласили на важный званый ужин. Он не хотел оставлять детей без праздника, но и доверить открытый огонь малышам не мог. Так Джонсон соорудил безопасные елочные свечи, работающие от электричества, собрав всю конструкцию из отбракованных деталей в лаборатории Эдисона. Гирлянда эта прожила недолго, но дети были счастливы.
После праздников Эдвард похвастался смекалкой, и слух о чудесных огоньках разнесся по всему Нью-Йорку. Идеей заинтересовался сам Рокфеллер и согласился проспонсировать перспективный проект, но при условии, что первой будет украшена елка у Рокфеллер-центра. Лампочки того времени были очень ненадежны, кроме них требовались и другие детали, поэтому на работу ушло более 10 лет. Наконец в 1895 году у Рокфеллер-центра загорелась самая красивая елка в мире, и гирлянда успешно продержалась всю зиму.
Потом гирлянды стали заказывать себе богачи, а после того, как дело было поставлено на конвейер, огоньки появились в домах и у людей со средним достатком.
Первая советская елочная гирлянда была сделана в 1930 году. До этого гирлянды привозили из других стран. Нужно было показать всему миру, что электрификация всей страны проходит успешно. В день, когда зажглась эта гирлянда, все песенки и стишки у елочки были посвящены не Новому году, а лампочке Ильича.
Любопытно, но мишура и дождик появились на елке раньше остальных игрушек. Эту традицию породила легенда ХVII века.
Якобы одна очень бедная семья, где было много детишек, отыскала в лесу перед Рождеством елочку неописуемой красоты. Дети срубили ее, принесли в дом, но оказалось, что украсить деревце абсолютно нечем. Дети очень расстроились и плакали, потому что видели как в богатых домах елки горят разными огнями.
Детские слезы тронули пауков, и они окутали елочку паутиной, которая сверкала не хуже свечек. Дети обрадовались, горячо помолились перед сном, а утром их ждало новое чудо.
Бог услышал детские молитвы — и вся паутина превратилась в серебро и золото.
Легенда родилась в Восточной Европе, перекочевала оттуда в Германию, а затем в другие страны. Так появилась традиция украшать елочку паутинкой из ниток. Те, кто мог себе позволить, заказывал паутину из серебра или хотя бы олова. Считалось, что такое украшение принесет богатство.
Тонкая паутинка быстро рвалась, и мастера стали делать более прочные, пушитстые конструкции. Чуть позже в ход пошел станиоль. Это не такой дорогой материал как медь, латунь или олово, но мишура стоила все равно недешево. Редкая семья могла позволить себе больше двух-трех штучек. Изобретение лавсана сделала мишуру копеечным украшением, и елки стали буквально утопать в дождике.
В 1979 году, когда лавсановой мишурой стали украшать даже уличные деревья, с легкой руки немецкого комика Лорио в немецкий, а затем и в другие языки, вошла поговорка: “Раньше и мишуры было больше”. Она означает примерно то, что и наше выражение: “Раньше вода была мокрее, а трава зеленее”, но с большей долей иронии. По сюжету сценки, Лорио изображал брюзгливого старикашку, который ныл, что раньше и индейки были жирнее, и вино вкуснее, и рождественские песни приятнее, а потом уставился на елку и заявил, будто в его молодости и мишуры было больше. Это все равно, что сейчас кто-нибудь сказал бы, что при Сталине Интернет был быстрее и смартфоны лучше. В наши дни поговорка еще жива, но уже мало кто помнит, как она появилась на свет.
Висит груша — нельзя скушать
Когда на свет появились первые стеклянные елочные игрушки, известно точно. В 1848 году в Германии случился неурожай яблок, а к тому времени немцы не могли представить рождественскую елочку, не украшенную наливными яблочками. Стеклодувы из маленького города Лауша быстро смекнули, как можно исправить положение и заодно обогатиться. Они быстро наладили производство стеклянных яблок. Каждое яблочко весило как граненый стакан, ведь тонкие стенки артель делать не умела, но идея зашла на ура. Стеклянные яблоки не гнили в отличие от настоящих, и закупиться ими было выгоднее, чем каждый год покупать новую партию фруктов по завышенным ценам.
Потом яблоки стали делать и другие стеклодувы Европы, а родившаяся жесткая конкуренция заставила проявлять креативность. Так появились и другие фрукты из стекла, а затем уж и фигурки.
Лучшие елочные украшения делались в Нюрнберге и Берлине, а самыми дорогими и элитными стали… российские. Князь Александр Меньшиков заказал у стеклодувной артели в Клинском уезде пару дюжин елочных шариков и для наглядности дал мастерам парочку нюрнбергских. Но так вышло, что копия оказалась лучше оригинала. Песок из Кругловской волости , который шел на стекло, был очень богат кварцем, что позволяло делать очень тоненькие шарики, потрясающе играющие на солнце.
В 1935 году партийный пропагандист Павел Постышев выступил с очень смелой идеей. Он предложил вернуть детям рождественскую елку, но чтобы она вся была выдержана в идеологически верных тонах. Вифлеемскую звезду на макушке пусть сменит пролетарская пятиконечная, ангелочков – рабочие, крестьяне и красноармейцы, а все шарики станут красными и на них появится серп и молот.
Аргументы Постышева были такие: при царском режиме только у буржуйских детей была елка, а сейчас пусть будет и у детей рабочих и крестьян.
В Кремле отец всех народов идею не только поддержал, но и дополнил. Если при царе шампанское пили только буржуи, то при советской власти пусть его пьют и пролетарии.
Так в СССР был налажен выпуск игристых вин, причем продавали шампанское в магазинах в разы ниже себестоимости. Тогда оно делалось по всем правилам, из хорошего виноматериала и так, чтобы пузырьки образовывались естественным путем. Такое просто технически не могло быть дешевым. Уже к 60-м процесс удешевили, и вино просто газировали, как лимонад. Но главное отличие от той бурды, что сейчас продается в супермаркетах по 2000 тенге за бутылку — исходным сырьем служили натуральные качественные вина.
А вот с главным блюдом новогоднего стола – салатом оливье — у СССР точно скопировать буржуев не получилось. Настоящий оливье подавался только в ресторане “Эрмитаж”. Само заведение отличалось дикими ценами, а уж их фирменное блюдо состояло из самых дорогих ингредиентов. Туда входили икра, трюфели, раковые шейки, рябчики, говяжий язык и даже соевый соус. В те времена эта специя стоила дороже золота.
Простому чиновнику требовалось отдать не меньше двух жалований, чтобы отведать этот салатик, а учителю или уездному врачу пришлось бы копить не меньше года. Об оливье по всей Российской империи ходили легенды.
В 1936 году, после визита Анастаса Микояна в США, Советский Союз по американским технологиям наладил промышленный выпуск популярных на Западе продуктов, в том числе вареной колбасы, зеленого горошка и майонеза. Уже в 1937 году, шеф-повар ресторана “Москва” сообразил салатик из новомодных продуктов и для солидности назвал его оливье. Те, кому довелось попробовать настоящий оливье, уже были в эмиграции, и клиенты разницу почувствовать не могли. Тем не менее салатик был необычным на вкус. Несложный рецепт стали копировать сначала клиенты, а потом он пошел по рукам. Для Москвы 30-х годов и для провинции годов 50-60-х оливье стал идеальным праздничным блюдом. Достать необходимые продукты для него в некоторых уголках страны было сложно, но все-таки можно. Речь идет, конечно, о горошке и майонезе. Уж огурцы с картофелем были всегда и везде. В крайнем случае майонез можно было сделать и дома, а колбасу заменить курицей. Чуть позже майонез и горошек можно было купить едва ли не в каждом сельпо, но отношение к оливье, как к праздничному блюду, живет до сих пор.
Досье на Деда Мороза
Сейчас кажется, что с главным волшебником Нового года все ясно. В других странах детишкам дарит подарки Санта Клаус, то есть святой Николай. Этот человек действительно жил в городе Мира, на территории современной Турции, и главным рождественским персонажем он стал потому, что в сочельник подложил сироткам в носочки у камина золотые монетки. До 1914-го к детишкам Российской империи тоже приходил святой Николай, а с начала Первой мировой вообще никто не приходил и елки ставить считалось непатриотичным, потому что эта традиция пришла из Германии, которая стала врагом России.
По инициативе того же Павла Постышева волшебный старик вернулся в Москву накануне 1936-го. Естественно, ни о каком святом речи быть не могло, и доброго дедушку нарекли именем персонажа Николая Некрасова, а уж поэт взял образ владыки зимы из народного фольклора. В оригинале старик этот был далеко не добрым, он развлекался тем, что замораживал до смерти путников и даже покойникам в могилах вымораживал кости. Просто так, как сейчас говорят, по приколу. Хотя в некоторых сказках мог смилостивиться и наградить кого-то сокровищами, как это было в “Морозко”.
Фольклорист Владимир Пропп считает что в народных преданиях о Деде Морозе скрывается описание древнего обряда инициации юношей и девушек. Они должны показать свою самостоятельность, выжив в лесу в лютый мороз. Так что тут дедушка не злой и не добрый. Он просто стихия, оживший символ лютой зимы. Но для детских утренников такие сложности не требуются.
Чисто драматургически прописать сценарий для единственного персонажа очень сложно, вот выбор и пал на персонажа Александра Островского, на дочку Деда Мороза. Но в сценарий 1937 года закралась ошибка, и Снегурочку Дед Мороз стал называть почему-то внучкой. Видимо, сценарий писался впопыхах и некогда было проверять источники, тем более театры не ставили “Снегурочку” уже 20 лет. Получается, Снегурочка в том виде, в котором мы ее знаем, родилась 31 декабря 1937 года, и милой девчушке уже 87-й годок.
В 1948 году, когда страна уже немного оправилась от ужасов войны, вышло распоряжение проводить в союзных республиках утренники не только на русском, но и на других языках. Переводчики не сильно мудрили с собственными именами — и на свет появились казахский Аяз Ата, татарский Тыш Бабай, калмыкский Зул или узбекский Корбобо. В некоторых республиках переводчики нашли аналогичных персонажей, сказочных духов зимы. Так, например, в Грузии к детям стал приходить Товлис Бабуа. На утренники он приходил в белой бурке, в огромной папахе и с кинжалом.
Взрослых Дед Мороз со Снегурочкой стали поздравлять с 1950 года, по крайней мере, официально. В перестроечные времена образ Снегурочки стал кардинально меняться. Из скромной девчушки она превратилась раскованную девицу в мини-юбке и глубоком декольте. Казалось бы, дальше падать ей уже некуда, но в 2018-м в Новом Уренгое разразился скандал. Режиссер местного ДК решил, что и в детском представлении нужны новые формы. В результате Снегурка станцевала стриптиз перед ошалевшими детишками. Хоть актриса разделась только до нижнего белья, разгорелся огромный скандал на федеральном уровне, и злополучное представление было первым и последним.
Вот тебе, дедушка, и джингл беллс!
С западным Сантой тоже не все так просто. До принятия христианства у каждого народа был свой персонаж, олицетворяющий зиму. В Испании детей поздравлял Оленцеро, в Швеции — гном Томте, в Италии — фея Бефана, а в Финляндии — вообще говорящий козел Йоулопукки. Все они были схожи в одном: послушным детям дарили сладости и деньги, а непослушных пороли розгами. Некоторые одаривали и пороли всех детей, для профилактики.
С развитием христианства местные зимние волшебники или становились одним из воплощений святого Николая, или хотя бы его помощниками. Так, например, стало со злобным Крампусом, который в Саксонии крал и пожирал непослушных детей. Он стал помощником Санты, и теперь ему дозволено разве что легонько ударить розгой совсем уж наглого ребенка, да и то если родители попросят.
Сам же святой Николай одевался по моде того региона. Он мог носить и длинную шубу, и короткую курточку, и просто свитер. Хотя чаще всего являлся в монашеском плаще с капюшоном, то есть в одежке настоящего Николая из Миры.
Единый образ появился только в 30-х годах ХХ века, когда небезызвестная компания использовала его. Производители этого лимонада очень активно использовали образ Санты в рекламной кампании и одевали его в корпоративные цвета — красный и белый. Кроме того, они дарили ресторанам, кафе, магазинам и просто покупателям фигурки Санты всех размеров — от брелочка до трехметровой статуи. Рекламная кампания вышла успешной, и теперь Санта у всех ассоциируется только с таким образом.
Тут обнаружилась еще одна забавная деталь. Всем известно, что Санта летает по небу на упряжке с оленями, один из которых особенный. Это тоже придумали производители напитка, но способ передвижения они позаимствовали у бога Тора. Да-да, у того самого, чей дуб срубили, заложив новые традиции зимних праздников. Неизвестно, было ли это сделано намеренно или так совпало, но получилось, что рождественские традиции снова вернулись к языческим истокам.