А если так, смогут ли их потомки проявить себя во время очередных Игр кочевников, которые начнутся в предстоящее воскресенье?
Батыры всегда были одними из главных персонажей казахского народного эпоса, чьи истории обрастали мифами и легендами так, что порой было трудно отличить правду от вымысла. И обычно слово «батыр» объяснялось как «храбрый» или «мужественный». Но, как оказалось, это было не совсем правильным пониманием значения данного термина.
То есть слово «батыр» пришло на самом деле из Монголии – там сначала оно было именем собственным, а уже потом, попав на казахскую землю, стало присоединяться к фамилии в качестве титула.
Для того же, чтобы понять настоящий, глубинный смысл этого слова, его нужно и можно сравнить со значением слова «ер», которое в казахском языке – синоним слова «батыр», и иногда употреблялось вместо него. Что запросто можно проследить в именах эпических и исторических казахских батыров, таких как Ер Кокше, Ер Таргын, Ер Тостик. Более того, у древних казахов слово «ер» означало не только мужчину, вторым его значением было «воин».
Любопытно, что много позже это слово было заимствовано древними славянами, где батыр стал богатырем. А также остальными тюрками, у которых оно превратилось, в зависимости от местной этимологии, в баятыра, багатура, батора или бахадура. И завоевать такой титул в древности можно было, лишь проявив себя доблестным воином на поле битвы.
Первым из таких батыров старинный эпос называет казахского воина Кобланды, который считался выдающимся воином и блистательным полководцем, жил во времена хана Абулхаира, являвшегося внуком знаменитого Джучи-хана.
Тогда как Карасай-батыр посвятил себя сражениям во время долгого и кровопролитного противостояния казахов и джунгар, участвовал в битвах с калмыками. И везде его верным соратником и боевым товарищем был еще один батыр – Агынтай.
Не менее знаменитым считается еще один казахский полководец, главнокомандующий армиями трех казахских жузов, не потерпевший в 103 сражениях ни одного поражения, дипломат Богенбай-батыр. Жил он во времена джунгарских нашествий, которые, говорят, одаривали людей батырами. И именно он положил конец «годам тяжелого бедствия», принеся мир на казахскую землю.
Так что военное искусство возникло и развивалось именно в среде батыров – профессиональных воинов, которые выбирали военное дело целью своей жизни. При этом их опыт и достижения, накопленные предыдущими поколениями, обобщались и передавались их потомкам, что говорило о преемственности поколений. Так же, как и постоянные систематические занятия, состязания в силе, ловкости, быстроте. Не случайно каста воинов, батыров занимала весьма высокое положение в существовавшем тогда обществе.
Более того, историк Каллиола Ахметжан отмечал, что «непрерывность традиции передачи по наследству военной профессии в роду батыров называлась «шынжыры үзілмеу» или дословно: неразрывность цепи». И то, что в устной литературе казахов постоянно используются словесные обороты «шынжырлы тұқым» — династия с неразрывной цепью, «шынжырлы туған» — рожденный в непрерывной цепи, «шынжыры үзілмеген» — неразрываемая цепь, доказывает устоявшийся характер этих понятий. По словам ученого, «у казахского народа было много таких воинских династий – шынжырлы тұқым или «династия с непрерывной цепью» профессиональных воинов, из которых выходили знаменитые батыры. Потому что ребенок, родившийся в семье батыра, обязан был стать воином».
Немалую роль во всем этом играла, как выясняется, и генетика. Говоря простыми словами, по мнению отечественных экспертов, учитывая многомерную ассимиляцию прежних времен, «найманы могли быть родней шотландцам, а адайцы — находить общие наборы хромосом даже с индейцами». Что и приводило к проявлению определенных качеств, присущих той или иной генетической группе. В данном случае – к воинственности, храбрости, стремлению к победе и т.п.
Может, поэтому титул батыра был присвоен также и Кажымукану Мунайтпасову – легендарному казахскому палуану, многократному призеру международных соревнований по французской и вольной борьбе.
А теперь вот спортсмены, которые будут принимать участие в предстоящих Играх кочевников, что начнутся в Астане уже 8 сентября, и именно по национальным видам спорта, вдруг также смогут завоевать титул, пусть даже уже и современных батыров?
Астана