Потенциальные города-призраки: на что тратят налоги казахстанцев - Караван
  • $ 494.87
  • 520.65
+1 °C
Алматы
2024 Год
22 Ноября
  • A
  • A
  • A
  • A
  • A
  • A
Потенциальные города-призраки: на что тратят налоги казахстанцев

Потенциальные города-призраки: на что тратят налоги казахстанцев

Магистр экономики, урбанист Дмитрий Лебедев скептически относится к строительству городов-спутников близ Алматы.

  • 27 Октября
  • 18641
Фото - Caravan.kz

Об этом он рассказал во время своей лекции по истории градостроительства, которая прошла в алматинском открытом пространстве «Лекторий кочевников», сообщает корреспондент медиапортала Caravan.kz.

Возведение сателлитов — не новая идея. Такие проекты периодически реализуются в разных странах, но далеко не все из них становятся успешными. Алматы, как и другие мегаполисы, растёт за счет миграции населения из регионов. Места для строительства нового доступного жилья почти не осталось, город уже «задыхается» от хаотичной застройки. И создание нового города-спутника вроде Алатау выглядит логично. Но только на бумаге.

Лебедев подчёркивает, что успешный город-сателлит — это не просто набор многоэтажек с красивыми вывесками, а полноценный и самодостаточный город. Там должны быть рабочие места, инфраструктура и досуг, чтобы жители не искали лучшей жизни в мегаполисе. В противном случае по утрам они будут уезжать в Алматы, а вечером возвращаться, усиливая пробки на дорогах и увеличивая нагрузку на экологию.

Такой сценарий вполне реален для города наукоград Академ Алатау, который планируют построить в Алматинской области. По расчётам разработчиков, население наукограда составит более 61 тысячи человек. Для них планируется построить университеты на 20 тысяч мест, общежития на 14 500 студентов, школы, детские сады и спортивные комплексы. Будут даже технопарк и бизнес-центр. Но на бумаге всё выглядит красиво, а вот в жизни всё сложнее.

Дмитрий Лебедев сравнил наукоград с городом-спутником Иннополис в Татарстане. Там тоже были амбициозные планы. Этот город задумывался как передовой научно-технологический центр, где должны были комфортно проживать 60 тысяч айтишников и члены их семей. В городе есть многоквартирные дома, учебные заведения, технопарк. Только людей там практически нет. По данным премьер-министра Татарстана, в 2023 году в Иннополисе ежедневно находится 7,8 тыс. человек, при том что постоянно заселено было лишь 1,8 тысячи человек.

Как показал опыт, айтишникам вовсе не обязательно жить рядом с офисом — работать они могут откуда угодно, лишь бы был Интернет и кофе в кофемашине. В итоге Иннополис выглядит, скорее, как технологическая пустыня: вокруг красивые дома, роботы-доставщики от Яндекса повсюду стоят, размышляя о своём искусственном интеллекте. Мест для отдыха с семьёй или друзьями почти нет, торговый центр тоже пока только на этапе планирования. На практике это означает, что за покупками жителям приходится ездить в Казань.

По мнению Лебедева, наукоград Академ Алатау может легко повторить судьбу Иннополиса, если не учесть все риски и проблемы. Город-спутник должен быть местом, где люди хотят жить и работать, а не только ночевать после очередного трудового дня и пребывания в пробках.

«Хорошие примеры таких решений можно найти в Германии, Нидерландах и Швеции. Там соблюдаются два ключевых условия. Первое: скоростные электрички курсируют с тактовым расписанием, минимум раз в час, развивая скорость до 150 км/ч. Это позволяет за час пути охватить обширные территории с удобным жильём. Второе: такие города уже обжиты и заселены. Жители могут наслаждаться природой в выходные и при этом пользоваться всеми благами городской инфраструктуры. В такие города-спутники можно перенести бизнес, приезжая в мегаполис только для встреч, как это делают многие предприниматели в Германии.

В алматинских проектах, к сожалению, отсутствует железнодорожное сообщение, и они возводятся с нуля, преимущественно для демонстрации проектов первым лицам государства. В итоге акцент делается на эффектные макеты микрорайонов и гигантоманию», — считает он.

Чтобы справиться с проблемой гиперурбанизации в Алматы, урбанист предлагает отказаться от создания призрачных городов-спутников и сосредоточиться на развитии уже существующих городов, таких как Павлодар, Усть-Каменогорск, Семей или Уральск. Размещение студентов на окраинах в конечном итоге не принесёт выгоды ни Алматы, ни другим городам.

«Какие выгоды получает город от академгородков и концентрации студентов? Молодые люди активно включаются в экономику и жизнь сообщества. Они обладают высоким потенциалом для роста и развития. Важно понимать, что демографическая ситуация в Алматы ухудшается — уровень рождаемости снизился настолько, что население больше не воспроизводится естественным образом. Со временем Алматы будет напоминать Москву, Санкт-Петербург, Екатеринбург или Новосибирск, город будет «пылесосить» молодёжь из сельской местности и малых городов.

Кроме того, некоторые отрасли требуют раннего старта — например, науку, культуру или архитектуру невозможно освоить, начав в зрелом возрасте. Эти сферы опираются на молодых специалистов, которые получают поддержку от родителей на начальном этапе. Для людей среднего возраста стартовые зарплаты в таких сферах становятся непривлекательными, поскольку часто не покрывают даже ежемесячные ипотечные платежи.

Попытка вынести студентов за пределы города не принесёт пользы. Они всё равно вернутся в Алматы после окончания учёбы, но процесс интеграции станет для них сложнее. Важно создавать условия для их развития в самом городе, чтобы они могли легко влиться в сообщество и экономику», — пояснил он.

Между тем планы у чиновников наполеоновские. К примеру, к 2050 году в городе-спутнике Алатау население по прогнозам достигнет более 2 млн человек. Агломерацию планировали поделить на 4 части – Gate, Golden, Growing и Green. В зоне Gate City уже выросли первые многоэтажные дома. Но, как считает Дмитрий Лебедев, велика вероятность, что они останутся пустыми.

Он отмечает, что город Алатау напоминает китайские проекты городов-призраков, которые заселены лишь на 10 %. В их числе — Ордос, Кангбаши и Тяньдучэнь, где возводились огромные жилые комплексы и инфраструктурные объекты без реального спроса со стороны населения. Эти города стали символом избыточного строительства, они служили, скорее, инструментом искусственного поддержания роста ВВП, чем пространством для жизни.

Урбанист уверен, что, если наукоград и город Алатау не дадут людям реальных причин остаться, они рискуют превратиться в города-декорации — красивые, но пустые. Как и в случае с Иннополисом.