В центре внимания — не просто законы и реформы, а их реальное влияние на общество, уровень вовлеченности граждан и новый формат взаимодействия с властью, сообщает Caravan.kz.
Казахстанцы больше не наблюдатели
По словам Асель Назарбетовой, руководителя представительства КИСИ в Алматы, преобразования последних лет стали катализатором для активного включения граждан в управление страной. Теперь общество не просто наблюдает за процессами, а становится их полноправным участником. Выборность акимов позволила жителям регионов напрямую влиять на местную власть, а Конституционный суд дал гражданам инструмент для защиты своих прав. Политическая система стала более открытой, а принцип «слышащего государства» обязывает власть учитывать мнение народа.

По мнению экспертов, одной из важнейших точек взаимодействия общества и государства стал Национальный курултай. Здесь представители разных социальных групп и профессиональных сообществ могут напрямую обсуждать вопросы развития страны, предлагать инициативы и видеть, как они реализуются. Это не просто символическая платформа, а механизм реального диалога, который уже дал результаты в виде конкретных законодательных решений.
Председатель «Гражданского альянса» Алматы Кайыржан Абдыхалыков также подчеркнул, что благодаря активному участию общественности именно на заседаниях курултая были инициированы законы, направленные на решение самых острых проблем общества. Это касается борьбы с семейным насилием и лудоманией, защиты животных — вопросов, которые годами оставались в тени, но благодаря инициативам гражданского сектора оказались в центре государственной политики.
Общественный контроль: закон есть, проблемы остаются
По словам члена общественного совета и «Гражданского альянса» Бекнура Кисикова, одним из ключевых изменений стала обязанность акимов регулярно отчитываться перед населением. Теперь каждый глава региона должен встречаться с жителями, объяснять принятые решения и отвечать на вопросы. Это не просто формальность, а реальный механизм, который помогает развивать гражданское мышление. Люди начинают понимать, что диалог с властью – это их право, а не исключение из правил.

Еще один значимый шаг – новый закон об общественном контроле. Он дает гражданам право следить за деятельностью государственных органов, квазигосударственного сектора и даже частных компаний, получающих бюджетные средства. Примеры уже есть: программы вроде «Арт-Спорт» и Damu Bala столкнулись с проблемами, которые выявили именно общественные активисты. Государственным органам часто не хватает полномочий, а гражданский контроль помогает выявлять слабые места и требовать исправлений.
Конституционные реформы повлияли и на избирательную систему. Теперь гражданские активисты могут баллотироваться в маслихаты и парламент без привязки к партиям. Это делает процесс более открытым и дает возможность участвовать в политической жизни тем, кто раньше был отрезан от нее из-за своей беспартийности.
И все же, несмотря на позитивные изменения, не все чиновники готовы к открытому диалогу. Многие госструктуры по-прежнему воспринимают общественный контроль, как угрозу. По словам Бекнура Кисикова, когда активисты приходят с проверкой, часто слышат вопрос: «А кто вы такие?». Хотя закон четко прописывает их право на участие в процессе, на практике приходится сталкиваться с недоверием и бюрократическим сопротивлением. Пока общественный контроль не станет нормой для всех госорганов, говорить о его полноценной эффективности рано.
Еще одна проблема – формальность деятельности самих общественных советов. В Алматы общественный совет очень активен, но в других регионах работа этого механизма часто остается фикцией.
Что мешает Казахстану двигаться дальше?
О том почему гражданская активность развивается не так быстро, рассказал в беседе в кулуарах доктор политических наук, главный научный сотрудник КИСИ Ербулат Сейлеханов.
По мнению эксперта, главная идея реформ в том, чтобы создать условия для экономической и социальной независимости граждан. Если человек занят только тем, чтобы прокормить семью, у него нет времени на участие в общественной жизни. Он не следит за политикой, не интересуется выборами и не требует изменений. И пока значительная часть населения решает насущные проблемы, говорить о высокой гражданской активности сложно.
«В мире давно доказано, что демократия и гражданская активность лучше всего развиваются там, где люди не озабочены выживанием. Экономически свободный человек больше вовлечен в общественные процессы, он понимает, что его голос имеет значение», — отметил Ербулат Сейлеханов.
Еще одна проблема — отсутствие сильных политических лидеров. Сегодня в Казахстане нет достаточного количества ярких фигур, которые могли бы претендовать на высшие государственные посты. Если ситуация не изменится к 2029 году, выборы президента могут превратиться в процесс передачи власти без реальной конкуренции.

«Политическая система долгое время была закрытой, и сейчас мы видим последствия этого. Чтобы избежать сценария, при котором преемник назначается сверху, уже сейчас нужно развивать политическую конкуренцию», — считает Сейлеханов.
По его мнению, выборность районных акимов — первый шаг в этом направлении, но без выборов на уровне областных центров и крупных городов говорить о кардинальных изменениях рано.
Реформы дают шанс на перемены, но, если общество не будет требовать их реализации, все останется по-старому. Система по привычке сопротивляется, а население зачастую не спешит пользоваться новыми возможностями.
Казахстан стоит перед выбором: двигаться вперед и менять подход к управлению или остаться в рамках устоявшейся системы. Сломать инерцию можно, но для этого нужна не только инициатива сверху, но и активная позиция самих людей.