Разобрался корреспондент медиапортала Caravan.kz.
Социализм плюс шаманизация всей страны
Николай Рерих пробыл в Казахстане всего 10 дней по пути в более дальние страны. Обычно об этом этапе экспедиции говорится очень мало. В основном на выставках, посвященных философу, демонстрируется несколько картин из наших степей и цитируются дневниковые записи о живописных видах. На самом же деле визит Рериха в Казахстан окутан множеством тайн, и цели его были намного глобальнее любования красотами степей.
Тут имели место и заговоры спецслужб, и задачи, поставленные на самом высоком уровне, и зарождение новой идеологии.
Сейчас увлечение философа эзотерикой воспринимается как наивное хобби, и только ярые последователи придают большое значения духовным изысканиям ученого. В мировой культуре Рерих больше оставил след как художник и писатель. Но стоит учесть, что для начала ХХ-го века эзотерические знания были такой же научной гипотезой, как сейчас теория струн или квантовая неопределенность. То есть очень образованные люди тогда не стеснялись верить в спиритизм, общение с духами, контакты с потусторонними сущностями. Это считалось не суеверным мракобесием, как сейчас, а областью науки, которую человеческому разуму только предстоит узнать. В молодом СССР 20-ых годов теософия и ей подобные науки не были популярны, потому что не вписывались в идеи марксизма с его сугубым материализмом. Именно поэтому все письма Рериха в Кремль с просьбой помочь с организацией научной экспедиции в Азию долго оставались без ответа. Так продолжалось до того времени, пока нарком Анатолий Луначарский не смог убедить власти молодой республики, что народ еще не готов к сугубо рациональному мышлению. Ему нужны обряды, ритуалы и прочие действия, не имеющие практического значения, но очень красивые и создающие иллюзию прикосновения к чему-то высокому. Именно поэтому мавзолей Ленина так сильно напоминает вавилонский зиккурат, а тело вождя решено сохранить нетленным, как мощи святых. Феликс Дзержинский вырос в семье священника, и хорошо понимал влияние ритуала на массы, поэтому начинание горячо поддерживал.

В подобных идеях Луначарский был не одинок. Западные политики к тому времени уже давно эксплуатировали образы древней мифологии, для того чтобы привлечь внимание обывателей, жаждущих чуда, к собственным программам. К 30-ым годам национал-социалистическая партия Адольфа Гитлера вовсю использовала образы языческих божеств и героев вроде Зигфрида и Барбароссы для пропаганды, да и сама свастика была позаимствована из индуистских трактатов.
В одном из писем в Кремль Рерих написал, что изучение буддизма очень важно для СССР, потому что главные идеи этой древней религии и коммунизма очень схожи. Так и родилась идея перенять какие-то религиозные обряды буддистов для проведения массовых мероприятий. Кроме того, некоторые народы на территории СССР исповедовали буддизм, а эта религия более гибка, чем ислам и христианство, так как не имеет незыблемых догм. В буддизме далай-ламой, то есть земным воплощением божества, может стать обычный человек, на которого покажут особые знаки. А если эти знаки подтасовать, и убедить верующих, что земное воплощение Будды это никто иной как Ленин? Но для этого нужно хорошо изучить не только религиозные тексты, но и народные предания.
Для уральских народов разработан вариант, где Ленин стоял в одном ряду с духами Уральских гор, таких как Великий Полоз и Хозяйка Медной горы. Эти истории можно прочитать в последних главах «Малахитовой шкатулки» Павла Бажова. Там Ильич приходит к горным старателям, когда их дела совсем плохи, и одним усилием воли решает все проблемы.
Дядя Яков, ты шпион?
Для жителей Средней Азии был заготовлен другой вариант. Тут почитались бесстрашные батыры. Народные легенды наделяли батыров сверхъестественными способностями. Изучив структуру подобных мифов, можно Ленина сделать и батыром. До наших дней сохранилась книга, записанная со слов туркестанского акына, где Ленин-батыр, вступает в неравный бой со злым колдуном, служащим богачам и эксплуататорам.
Если внимательно рассмотреть эскиз Рериха «Явление срока», где изображен дух степей, готовый спасти казахский народ, то в образе батыра нетрудно углядеть лицо Владимира Ильича, хоть и немного изменённого, монголоидными чертами.
В верования шаманов вложить новые корректировки было еще проще. Язычники готовы поклоняться любому кустику, если только все это правильно подать, а чтобы назвать Ленина самым могущественным шаманом мира, достаточно лишь собрать фольклорный материал и по этой структуре создать собственный миф.

Кроме идеологической составляющей у задачи был еще геополитический аспект. Обновленный буддизм должен был привлечь верующих из Монголии, Китая и других стран, где древнее учение является официальной религией.
Если же копнуть более глубоко и найти параллели в древних религиозных текстах с современным марксизмом, то можно перетащить на свою сторону и представителей интеллигенции по всему миру.
Проект был настолько масштабен, что его курировали такие важные персоны как Генрих Ягода, тогда еще только второй человек в ОГПУ, Георгий Чичерин и сам Лев Троцкий. Есть множество архивных записей, говорящих, что Николай Рерих не только отчитывался перед ними о ходе экспедиции, но и встречался лично до и после.
Тем не менее, есть все основания полагать, что сам Рерих в планы властьимущих посвящен не был. Судя по его дневниковым записям, философ был похож на стереотипного гениального ученого из книг и фильмов. То есть вопросы науки для него всегда оказывались важнее карьеры и политических дрязг. Например, первая идея, которую Рерих записал в дневник на казахстанской земле, чтобы затем предложить кураторам экспедиции – это издать документ, по которому писателям, поэтам, художникам и даже гидам в музеях, следует запретить касаться степной тематики если они своими глазами не видели этого великолепия.
А букинист-то засланный!
За увлечённостью своими идеями, Николай Рерих не видел очевидных бытовых вещей. Например, когда по его просьбе ему показали ассортимент книжной лавки в Семипалатинске, философ с восторгом заметил, что там нет ни одной глупой и пошлой книги. В те времена, среди интеллигенции, глупыми и пошлыми считались не только эротические издания и сборники анекдотов, но и беллетристика вроде «Графа Монте-Кристо» или «Острова сокровищ». Можно ли поверить, что едва ли не единственный книжный магазин провинциального Семипалатинска был забит трудами Аристотеля, Гомера или Эразма Роттердамского? Очевидно, к визиту философа книги на полках поменяли.

Так же Рерих восторгался, что даже грузчики, трактирщики и извозчики, которые встречались на его пути, интересовались буддизмом, теософией и Ведами. Даже сейчас в более просвещенный век, нельзя представить, чтобы каждый таксист или бариста цитировали по памяти Блаватскую, или, если взять современный пример, был хорошо осведомлен о квантовой механике или бозоне Хиггса.
Очевидно, что кураторы экспедиции старались создать для Рериха некий чудесный мир в наших степях, чтобы никто из местных не проболтался о бытовых проблемах, и ученый этому наивно верил.
А кураторы экспедиции были людьми очень весомыми в советской разведке. Большинство отчетов на Лубянку отправлял близкий друг Луначарского Яков Блюмкин, агент, которому доверяли такую ответственную работу, как устранение политических врагов. На его руках кровь немецкого посла барона фон Мирбаха. Но особенно важные документы прячутся под скромной подписью «Агент Буддист». То есть даже имя этого агента было большой государственной тайной.
В период хрущевской «оттепели», когда пошло развенчание культа личности, появилась версия, будто Николай Рерих был очень хитрым шпионом, работающим сразу на несколько разведок. Вряд ли это соответствует действительности. Есть точные сведенья, что Рериху оказывали финансовую поддержку и западные филантропы, помогая с выставками картин и публикацией трудов. Но, скорее всего, философа просто пытались использовать в политических играх за умы интеллигенции. Труды Рериха до сих пор очень популярны среди поклонников эзотерики, а теософы ставят его в один ряд с Еленой Блаватской, благодаря которой, собственно, в европейский мир и пришла восточная духовность.
Кстати, об Елене Блаватской. Сейчас ее труды интересны разве что любителям эзотерики или культурологам, как срез духовных потребностей начала ХХ-го века. А тогда эта фигура была одним из догматов науки. В России ее труды стали свободно продаваться только с 1905-го года, а собираться в кружки для обсуждения творчества Блаватской можно было лишь с 1914-го года, когда специальный указ Николая II снял запреты на деятельность духовных организаций, хоть немного отличающихся от ислама и христианства.
Гномы, золото и барханы
Неудивительно, что для Николая Рериха Елена Блаватская была таким же несгибаемым авторитетом, как для нас сейчас Стивен Хокинг. В экспедицию по Казахстану философ взял один из ее трудов и даже сделал закладки, где Блаватская говорит о наших краях. Слова «Казахстан» там нет, но фигурирует некое пустынное место, засыпанное песками, чуть западнее пустыни Гоби. Если взглянуть на карту, то становится ясно, что речь идет об Алтае, Восточно-Казахстанской области и, возможно, юге Казахстана. И так вот, что Блаватская пишет о наших краях.
«Под завывающим ветром там есть перемещающиеся пески».

Пока все верно. В Джунгарском Алатау барханы не редкость, а Поющий бархан в 138 км от южной столицы до сих пор является одной из самых интересных туристических достопримечательностей. Читаем далее:
«Тут были богатейшие империи, какие когда-либо видел мир. Под поверхностью пустыни лежат такие богатства, заключающиеся в золоте, ювелирных изделиях, скульптуре, оружии, сосудах и всем, что относится к человеческой роскоши и изящным искусствам, что ни одна из ныне существующих столиц христианского мира таким не обладает».
Вот тут уже спорно. Конечно, находки археологов в Казахстане имеют большое культурное значение, взять хотя бы «Алтын Адама» Но следов самой развитой цивилизации за историю человечества тут не было обнаружено. По крайней мере пока. Но дальше Блаватская пишет вообще нечто фантастическое:
«Ужасающим ветром гонимые, пески регулярно движутся с востока на запад. Временами некоторые из этих скрытых сокровищ обнажаются, но ни один туземец не осмеливается прикоснуться к ним, ибо вся эта область под запретом мощных чар – смерть была бы наказанием. Бахти – уродливые, но верные гномы, охраняют сокрытые сокровища доисторических народов, дожидаясь того дня, когда вращение циклических периодов снова раскроет людям их историю в назидание человечеству».
Комментарии тут излишни. Получается, в казахстанских степях Николай Рерих надеялся найти страшных гномиков, охраняющих бесценные сокровища.
Я построю свою Шамбалу. С кумысом и юртами
Именно поэтому одной из точек, которую Николай Рерих запланировал обязательно посетить во время экспедиции, стала Восточно-Казахстанская область. Путешественник решил, что Елена Блаватская, говоря о гномах и сокровищах, имела в виду или окрестности Усть-Каменогорска или Омскую область. Ведь не случайно в названии города есть мантра Ом.

Но вместо гномиков, стерегущих золото, Рерих нашел там нечто гораздо более ценное. По крайней мере, ему тогда так казалось.
Не секрет, что главной задачей экспедиции Рериха были поиски сказочной страны Шамбалы. Казахстан был лишь коротким маршрутом по пути к ней. Если верить старинным текстам, Шамбала находится в Гималаях, скорее всего в Тибете. Именно там она встречается на древних картах. После того как Генрих Шлиман отыскал Трою, которая тоже считалась выдуманным городом, доверия к старым текстам, где упоминались несуществующие города или страны, стало больше.
Если бы Шамбалу или хоть какие-то признаки древнего города в этих местах получилось бы найти, то это говорило бы не только о сенсационном успехе советских археологов. По преданиям Шамбала — духовная столица всего мира, обитель гуру и мессий. Это означало, что любая проповедь или философское изречение, прозвучавшее из этого места, автоматически становилось религиозной догмой. То есть, если найти хотя бы руины, которые теоретически могли быть следами Шамбалы, а потом зачитать оттуда публике тексты Маркса и Ленина, то практически вся интеллигенция мира, настроенная на духовные поиски себя, посчитала бы марксизм-ленинизм главной мудростью человечества.
Именно с этой же целью потом Шамбалу искали и нацисты из «Аненербе».
В Николае Рерихе все-таки больше говорил философ, а не политик. Увидев гору Белуха, ученый испытал огромное потрясение. Точно не известно, почему его поразила именно эта гора, но под сильным впечатлением ученый решил, что главная цель экспедиции достигнута. Именно Белуха и является центром мира. А если под ней нет Шамбалы, то советская власть сама должна ее тут построить. В записках Рериха это едва ли не единственный грандиозный план, который он собирался предложить в Москве.

Если бы его удалось реализовать так, как представлялось Рериху, на месте Усть-Каменогорска или рядом с ним появился бы лучший город не только в СССР, но во всем мире. Туда бы переехали жить лучшие умы человечества: ученые, поэты, писатели, композиторы. К ним за знаниями потянулись бы ученики, и появились бы университеты, по сравнению с которыми Оксфорд и Сорбонна — церковно-приходская школа. Лучшие художники писали бы тут шедевры для местных музеев, лучшие режиссеры ставили бы спектакли, балеты и оперы с самими талантливыми артистами. Соответственно там развивались бы и практические науки: астрономия, химия, физика, медицина. Этому бы активно помогала и советская власть и энергетика горы Белухи. Постепенно в ВКО переехала бы столица СССР, а потом чудо-город стал бы столицей всего мира.
Будущему городу мечты Николай Рерих дал имя — Звенигород.
Кураторы экспедиции, то есть агенты Лубянки в свою очередь вынесли резолюцию. Дескать, про духовную столицу всего мира пока говорить рановато, а вот построить городок, пусть даже Звенигород, в этих краях очень желательно. Он бы мог принести пользу советской промышленности уже в ближайшие годы, потому что тут хватает и рабочей силы, и полезных ископаемых. Жителей городка надо будет учить горному делу, а когда появятся Вузы и техникумы, то можно будет и о столице всех студентов задуматься.
Казахстан для экспедиции Рериха был лишь транзитом по пути к Тибету, поэтому в Гималаях забылись и мечты о Звенигороде на месте Усть-Каменогорска. Тибет открылся для иностранцев совсем недавно, и для любого ученого буквально каждый камушек там был почвой для размышлений, а Казахстан к тому времени этнографы уже неплохо изучили. Потом Николай Рерих кидался и в другие крайности, находя вселенскую мудрость не в восточной, а в древнерусской культуре, поэтому локации для Звенигорода постоянно менялись.
Очень не хотелось бы осуждать такого талантливого ученого, философа, писателя, как Николай Рерих в легкомыслии и приверженности лженаукам. В первую очередь нужно сделать скидку на время. Даже такие ученые как Мария и Пьер Кюри, Никола Тесла, убежденный сторонник теории эволюции, биолог Уильям Крук верили в возможность существования духов и призраков, а Томас Эдисон пытался создать аппарат, вроде телефона для связи с миром мертвых. А ведь все они добились успехов в точных науках, где можно верить лишь результатам экспериментов, а не домыслам. Философия же — наука более абстрактная. Шамбалу, потусторонних сущностей, места силы она не подтверждает, но и не опровергает. И в наши дни гипотеза Владимира Вернадского о ноосфере, то есть о мыслящем Космосе, не является устаревшей.

Свое место в рядах великих ученых Николай Рерих занял благодаря трудам по философии, культурологии, этнографии, а совсем не потому, что когда-то имел слабость и отправился ловить гномиков в Усть-Каменогорск. Его картины поражают даже на репродукциях особым, неповторимым стилем, а философские труды похожи на поэзию. Творческим людям легко прощаются невинные чудачества, а ученым — неприспособленность к быту. Известно, что сам Альберт Эйнштейн, шутя справляющийся со сложными формулами, пасовал перед простой бытовой задачей – выбрать одинаковые носки или вовремя сменить сорочку.
Стать марионеткой в руках спецслужб может и человек с очень развитым критическим мышлением.
Единственное, от чего становится грустно после изучения деталей казахстанской экспедиции Рериха, это лишь то, что планам по строительству Звенигорода в ВКО так и не удалось воплотиться в жизнь.