На страницах отечественного аналитического портала Spik.kz появилась статья Жандоса Акылбекова, в которой он рассуждает о низком уровне читательской грамотности среди говорящих на казахском детей. В статье рассказывается о встрече в алматинской библиотеке имени Крылова, где писатели и библиотекари посетовали на отсутствие интереса к литературе среди школьников, передает Caravan.kz.
Ученики 10-х классов школы-гимназии № 81 не смогли назвать известных писателей, таких как Шекспир и Гёте. Библиотекарь подчеркнула, что учителя не мотивируют их читать литературу на летних каникулах.
Данные международных исследований подтверждают отставание по читательской грамотности. В 2016 году, по результатам исследования PIRLS, дети, обучающиеся на казахском языке, набрали на 51 балл меньше, чем их сверстники из русскоязычных классов. В 2021 году это отставание увеличилось до 53 баллов. В исследовании PISA-2018 отставание также росло, достигнув 70-83 баллов в разных регионах Казахстана.
Автор статьи указал на тенденцию: чем больше школьников обучается на казахском языке в регионе, тем ниже уровень их читательской грамотности. В аутсайдерах оказались южные области и город Алматы. Автор подчеркивает, что интерес к чтению формируется в детстве, и, если это упущено, его сложно развить в дальнейшем.
Тема, поднятая автором, предстает действительно важной, актуальной и, возможно, даже тревожащей, а потому – и требующей дальнейшего подробного обсуждения. Для этого мы обратились к казахстанскому эксперту в сфере образования, кандидату педагогических наук и директору издательского дома «Көкжиек-Горизонт» Наталье Новосельцевой.
– Статья «Почему у казахских детей низкий уровень читательской грамотности?» поднимает важные проблемы в образовании Казахстана. Как вы можете прокомментировать эту статью?
– Жандос Асылбеков в своей статье отмечает, что одним из главных факторов отставания является разница в уровне преподавания в школах с казахским и русским языками обучения. Как аргумент приводит данные исследования PIRLS, проведённого в 2016 году, когда казахскоязычные дети в Алматы и Астане набрали на 51 и 30 баллов меньше, чем их русскоязычные сверстники. Эти данные показывают, что проблемы начинаются уже в начальных классах, когда у детей закладываются основы критического мышления и навыки обработки информации. В исследовании PIRLS 2021 года разрыв увеличился, что свидетельствует о росте дисбаланса в качестве образования на разных языках. Автор говорит, что похожая тенденция наблюдается и среди старших школьников: результаты PISA показывают, что 15-летние казахскоязычные школьники продолжают отставать по уровню читательской грамотности, и этот разрыв усиливается с возрастом. Среди причин этого явления автор статьи называет не только нехватку качественной образовательной литературы и материалов на казахском языке, но и недостаточную подготовку преподавателей. На мой взгляд, самым ярким и весомым является аргумент библиотекаря, которая просто привела пример состояния книг на казахском языке: они стоят на полках библиотеки, не тронутые рукой читателя, новенькие, чистенькие.
– В 2025 году в апреле будет проходить очередное международное исследование функциональной грамотности PISA. Ваше мнение – готовы ли наши 15-летние школьники к следующему исследованию PISA?
– Нам, конечно, тяжело судить о том, готовы они или нет, но то, что мы участвуем в этом исследовании – факт. Пятнадцатилетние школьники в 2025 году по всему миру участвуют в исследовании PISA в электронном формате. Акцент в 2025 году – естественные науки. Дополнительное измерение в 2025 году – английский язык, но на этот раз Казахстан отказался в нем участвовать.
– Что значит акцент на естественные науки?
– Это значит, что из всех заданий PISA, которые будут предложены школьникам в 2025 году, большинство заданий будет на естественнонаучную грамотность. А заданий на математику и чтение будет меньше. Но это не значит, что их не будут измерять. Измерять будут все: и чтение, и математику, просто на естествознание заданий будет больше. PISA имеет так называемый цикл: в 2018 году больше заданий было на чтение, в 2021 году большинство заданий было на математику, теперь в 2025 году пришла очередь естествознания, через 3 года опять будет чтение. В 2021 году, согласно отчетам, опубликованным на сайте OECD, Казахстан улучшил свои результаты по математике и по естествознанию, но чтение осталось на том же низком уровне.
– Каковы причины стабильно низких результатов нашей страны именно по чтению из года в год?
– О причинах частично рассказал Жандос Асылбеков в своей статье, но есть еще много факторов, указывающих на то, что мы не поднимемся выше относительно своих же собственных результатов PISA 2015, 2018 и 2022 года. Мы на страницах «Каравана» поднимали проблему разницы в ответах между школьниками по языкам обучения, цитировали отчеты OECD в качестве аргументов, предлагали помощь педагогам в виде книг на эту тему, изданных нашим издательством.
Я периодически делаю публикации и перепосты интересных статей у себя на странице в Facebook. Последняя публикация на эту тему, кстати, тоже на статью Жандоса Асылбекова, в Facebook вызвала неоднозначный отклик. Один комментатор даже обвинил меня в шовинизме. Но были и вот такие конструктивные комментарии:
Полностью согласна с этим комментарием. Я сама бывший учитель. Последний класс, в котором я была классным руководителем, состоял из 36 учеников. Из них трое русских, трое корейцев, один азербайджанец, остальные казахи, да и несколько детей от смешанных браков, где кто-то из родителей казах. И такая ситуация повсеместно в «русских» классах. Таким образом, национальность ребенка тут ни при чем.
И, как учитель, могу привести массу примеров, когда на учителей давят, заставляют показать высокие результаты внутренних итоговых тестов, например, во время МОДО. Особенно этим грешат классы с казахским языком обучения и казахские школы. Учителя там более послушные, для них авторитет руководителя неоспорим, и, если сказали, что нужен высокий результат – они «сделают» этот результат. Знаете, в школе, как в том крылатом выражении юмориста: «Султан сказал «Рахат!» – народ сказал «Лукум!». А с увеличением зарплаты педагогов эта зависимость от руководства стала еще ощутимее. Обратите внимание: в диаграмме отчёта PISA не отмечен результат Казахстана за 2015 год, нас вообще из рейтинга исключили, официальная причина – грубые ошибки маркировщиков. А по сути, это была попытка и результаты PISA фальсифицировать: было много ответов с завышенной оценкой. Конечно, это сразу вскрылось… Плохие результаты исследований PISA 2018 и 2022 годов министерство объясняло тогда тем, что ещё не все ученики перешли на обучение по типовым учебным программам обновлённого содержания образования (ОСО), отсутствием опыта сдавать такой тест в электронном формате, COVID-19 и массой других причин.
– Итак, мы подошли к 2025 году, уже 9 лет как в школах программы ОСО, за компьютером будем сдавать уже не в первый раз, массового дистанционного обучения нет уже 5 лет. Получается, есть все перспективы сдать наконец-то этот тест лучше и показать себя страной с высоким уровнем школьного образования.
– Да, правда, очень хочется, чтобы наши ученики школ и колледжей показали в PISA-2025 результат выше, особенно по чтению. Но боюсь, чуда не случится. Если честно, то не вижу перспективы для Казахстана улучшить свой результат по чтению. Осталось 5 месяцев до нового исследования, скорее всего, список школ-участниц уже определен. А список формируется на основании общей картины типов школ по стране. То есть опять будут участвовать в исследовании школы и с казахским, и с русским языком обучения, городские и сельские школы. Максимальная перспектива с учётом проекта «PISA для школ» — плюс 10-15 баллов, то есть выход на уровень 2012 года.
– Можете вкратце рассказать о проекте «PISA для школ»?
– Это проект, который реализуется Министерством просвещения, а организаторами выступает PISA. Ежегодно 1000 школ в стране проходят тестирование в формате PISA. То есть в 2023 и 2024 годах 1000 казахстанских школ участвовали в исследовании. Участвуют в проекте несколько стран. Отчет получает каждая школа индивидуально, а министерство – общий отчет. В 2025 году будет проводиться общее цикличное исследование PISA, затем опять два года подряд в 2026 и 2027 годах «PISA для школ». Вот это очень хорошая идея – ежегодно получать сведения об уровне функциональной грамотности именно от организаторов PISA! Кроме того, организаторы PISA давно опубликовали примеры тестовых заданий, причём впервые есть возможность потренироваться на казахском языке. Вот ссылки, по которым можно пройти «тренировку» на русском и на казахском языке – здесь и здесь.
Чем можно подытожить? Давайте пожелаем нашим ученикам успехов в предстоящем исследовании PISA-2025, а учителям — стойкости и автономности, особенно в выборе средств и методов формирования навыков функциональной грамотности. От себя могу предложить серию методических комментариев именно по формированию навыков функционального чтения – думаю, это будет только на пользу и учителям, и ученикам. Пусть это будет наш небольшой вклад в общее дело, в грамотность наших детей.