По двое не ходить, опросы не делать: какие правила должны соблюдать казахстанцы во время референдума  - Караван
  • $ 480.61
  • 534.53
+9 °C
Алматы
2024 Год
17 Сентября
  • A
  • A
  • A
  • A
  • A
  • A
По двое не ходить, опросы не делать: какие правила должны соблюдать казахстанцы во время референдума 

По двое не ходить, опросы не делать: какие правила должны соблюдать казахстанцы во время референдума 

Опросы, баннеры и видео: за что еще могут оштрафовать во время референдума по АЭС

  • 11 Сентября
  • 5468
Какие правила должны соблюдать казахстанцы во время референдума – Караван

В ходе республиканского онлайн-семинара, организованного Центральной комиссией референдума Республики Казахстан, представители политических партий, СМИ и НПО обсудили подготовку и проведение предстоящего референдума по строительству АЭС.  Напомним, что всеобщее голосование власти назначили на 6 октября текущего года. Особое внимание участники семинара уделили правилам поведения и процедурам избирательного процесса.

Журналисты могут присутствовать, но не все

Как выяснилось, при проведении референдума могут присутствовать представители аккредитованных общественных, международных организаций и СМИ. Но количество таких лиц строго регламентировано.

От каждого средства массовой информации, так же, как и общественной организации, может присутствовать только по одному доверенному лицу. При этом от телевизионных каналов могут присутствовать по три представителя. Привилегии для телевизионных СМИ объяснили тем, что с каждого телеканала приходят журналисты казахской и русской редакции, а также оператор. Поэтому у них есть право заходить втроем, чтобы снять полноценный сюжет. Что касается журналистов с медиаресурсов, которых сопровождают фотографы, то им придется заходить на участок по одному. Всем корреспондентам нужно при себе иметь служебное удостоверение и задания редакции.

Нельзя проводить опросы без уведомления комиссии

Просто так проводить опросы блогерам, журналистам, социологам нельзя. Прежде чем это делать, нужно обязательно уведомить об этом Центральную комиссию референдума.  Есть еще ряд моментов, которые следует знать. Во-первых, право проведения опросов общественного мнения дается только юридическим лицам, зарегистрированным в Казахстане. Нужно, чтобы у этих юридических лиц было не менее пяти лет опыта проведения опросов. В этих организациях должны быть соответствующие специалисты, и их опыт тоже нужно подтверждать документами.

По словам члена Центральной избирательной комиссии Анастасии Щегорцовой, все участники медийного пространства и лидеры общественных мнений должны сообщать, кто заказал и оплатил опрос, время проведения, метод сбора информации, точную формулировку вопросов, число опрошенных, а также коэффициент погрешности результатов опроса. Если такого уведомления не будет, действие по проведению опроса попадет под нарушение, указанное в статье 120 Кодекса об административных правонарушениях. То есть тех, кто делал опрос оштрафуют.

Даже если комиссию уведомят о проведении опроса, общественные мнения и прогнозы результатов голосования нельзя публиковать за пять дней до дня голосования и в день голосования. А также запрещено проводить опросы общественных мнений в день выборов в помещения или пункте для голосования.

Нельзя публиковать баннеры и видео без указания заказчика 

Каждая сторона референдума имеет право выражать свое мнение и даже агитировать граждан. Но каким образом можно это делать? По закону агитацию разрешено проводить на собраниях, митингах, сходах граждан и СМИ. Также предусмотрен выпуск агитационных плакатов, листовок, баннеров, иных агитационных материалов. Но при их выпуске обязательно должны быть выходные данные. Причем это касается не только размещения информации в печатных СМИ и медиа-ресурсах, но и агитационных материалов в видеоформате. 

«Мы настоятельно призываем при подготовке, изготовлении, распространении агитационных материалов, в том числе в видеоформате, а также в виде баннеров, не забывать ставить выходные данные. Что должно быть в этих выходных данных? Прежде всего, информация об организации, выпустившей данные материалы, о месте их печати и изготовления, о тираже, если речь идет о печатных агитационных материалах, и о лицах, ответственных за выпуск. В день голосования и сразу после дня голосования распространение новой агитации запрещено. При этом все ранее вывешенное остается на своих местах. Также мы рекомендуем отключить комментарии в социальных сетях, потому что комментирование выводит вверх агитационные посты в ленте. И во избежание каких-то возможных недоразумений мы рекомендуем также следить и за этим», — предупредила Анастасия Щегорцова.

По ее словам, размещение печатных агитационных материалов должно производиться в специально установленных местах, и местные исполнительные органы об этом должны позаботиться. Запрещается размещение агитационных материалов на зданиях и других объектах недвижимости без согласия собственников, а также на памятниках, обелисках, исторических зданиях, зданиях, имеющих архитектурную ценность, а также в помещениях для голосования. Что касается порядка проведения собраний, митингов, то они тоже должны быть организованы в рамках правового поля.

Члены комиссии будут ходить по домам

Члены участковых комиссий референдума будут ходить по квартирам и домам с приглашениями, в которых будет зафиксировано, в какой день, в какое время и по какому адресу данный гражданин может проголосовать. Информирование граждан должно завершиться не позднее 26 сентября.

 «В целом мы эту работу спланировали, и даже нагрузку на каждого члена участковой комиссии в целом просчитали, определились, кто по каким адресам пойдет с приглашениями. Естественно, местные исполнительные органы обеспечат условия для голосования, подготовят помещения, в том числе для лиц с ограниченными возможностями», — сообщил заместитель председателя Центральной избирательной комиссии Константин Петров.

Всего будет задействовано 10 327 участков референдума. Участки в Казахстане делятся на две категории. Первый вид – это классический, на котором голосует подавляющее большинство наших граждан. Вторая категория – это участки, образованные в местах временного пребывания, то есть воинские части, санатории, медицинские учреждения, в том числе участки за пределами республики, которые будут открыты нашими посольствами, представительствами за рубежом. В целом организацию и проведение будут осуществлять более 70 тысяч членов избирательных комиссий двух уровней. Это территориальные комиссии референдума, в которых будет задействовано 1722 человека, и участковые комиссии, в которых больше 68 000 человек.

Помимо этого, местными исполнительными органами будут организованы колл-центры, телеграм-боты, соответствующая SMS-рассылка через приложение egov.kz и банковские приложения. Граждане, увидев ссылку, могут просто вбить свой ИИН и определить, к какому участку референдума они прикреплены.

Если гражданин проживает в своем районе постоянно, не менял место регистрации, то местный исполнительный орган автоматически без его присутствия должен включить его в список избирателей. То есть постоянно зарегистрированным гражданам никаких заявлений, обращений писать не нужно.

Те люди, которые в силу обстоятельств вынуждены находиться в других городах или районах, могут обратиться по месту жительства в акимат, взять открепительное удостоверение и проголосовать там, где ему удобно.

Как будет происходить процедура голосования?

Процедура голосования такая же, как на выборах. Приходите, заполняете бюллетень, кидаете в урну. Официальное открытие референдума будет в 7.00 утра, голосование продлится до 20.00. Все представители некоммерческих организаций и общественных фондов, которые изъявят желание наблюдать, вправе присутствовать на участках с момента процедуры открытия. Но они должны заблаговременно подать заявление по форме ЦИК, документы, удостоверяющие личность и выписку из устава, подтверждающую право на наблюдение за выборами.

Бюллетени для голосования будут напечатаны на казахском и русском языках. Они будут доставлены комиссиям не ранее чем за три дня и не позднее чем за один день до голосования с резервом в 1 % от общего числа избирателей на участке.

Урны для голосования должны вскрываться членами комиссии после объявления председателем окончания голосования. До окончания голосования вскрытие урн запрещается.

Что могут наблюдатели?

Наблюдатели могут следить за ходом голосования, процедурой подсчета голосов, оформлением результатов. Они могут даже сопровождать избирательные урны во время их транспортировки, то есть находиться в машине и следить за тем, чтобы подтасовка голосов не произошла во время перевозки бюллетеней. Но здесь есть один нюанс. Если так случится, что 15 человек от НПО захотят сопровождать урну, а машина одна, то обеспечивать их транспортом комиссия не сможет.

У наблюдателей есть право обжаловать действия или бездействие соответствующей избирательной комиссии, обращаться в вышестоящую комиссию или суд. Участники семинара отметили, что, у нас есть такая порочная практика — все нарушения публиковать в социальных сетях. Но представители ЦИК РК настоятельно просят в таких случаях обращаться либо в вышестоящие инстанции, либо в суд.

«По этим публикациям зачастую невозможно установить, какая это область, какой участок. Видно, что какая-то конфликтная ситуация, какие-то недовольства высказываются, но трудно установить, где конкретно это происходит. Мы должны понимать, что выборы и референдум – это процессы правовые. Здесь каждое действие должно быть закреплено надлежащим образом и решено в правовом поле. Правовое поле для выявленных нарушений – это обращение в вышестоящую избирательную комиссию либо в суд. Именно для этого закон наделяет вас правом делать фото- и видеофиксацию, не мешая ходу голосования и подведению его итогов», — пояснила член Центральной комиссии референдума Анастасия Щегорцова.

Можно ли фотографировать бюллетени?

В связи с тем, что кабинок для тайного голосования во время референдума не будет, установлены следующие правила.  Ни наблюдатели, ни члены комиссии не имеют права следить за тем, какую галочку в какой квадратик ставит гражданин. В тот момент, когда человек голосует, все присутствующие должны отойти в сторону и отвернуться.

Каждый гражданин должен голосовать абсолютно свободно, лично, самостоятельно, без вмешательства со стороны организаторов или наблюдателей. Персональные данные не подлежат разглашению, соответственно, никакие списки голосующих, никакие заполненные бюллетени по закону фотографировать нельзя. При этом наблюдатели имеют право обращаться в комиссию за информацией, сколько граждан включено и сколько проголосовало.

Почему нельзя поставить видеокамеры на каждом избирательном участке и не сделать онлайн-голосование?

По словам Константина Петрова, видеотрансляция — это дорого и сопряжено с нарушением закона о тайне голосования. К тому же у нас нет нормы закона по ее обеспечению. Законодательно закреплено только право национальных наблюдателей и доверенных лиц по ведению фотовидеофиксации на участках референдума. Поэтому сплошное транслирование видеоконтента на данный момент недопустимо и противоправно.

«Если речь идет об онлайн-регистрации явки, то это очень сложный процесс, который сопряжен с передачей персональных данных, шифрованием дорогостоящим. То есть изначально надо отметить гражданина, удостовериться, что именно он пришел на участок референдума, потом сообщить об этом системе. То есть это достаточно дорогостоящие мероприятие, к тому же в конституционном законе нет соответствующей нормы. Некоторые страны пошли по пути, когда регион сообщает, сколько людей пришло на участок, и информация об этом в онлайн-доступе размещается. У нас более традиционный подход. Мы каждые два часа информируем о явке избирателей, голосующих на референдуме. Есть разные способы информирования, не обязательно они должны быть такими дорогостоящими. Ну и они возможны только после достижения консенсуса в этом вопросе. Сейчас в обществе нет единого мнения, переходить к электронному голосованию или не переходить, так же как — использовать IT в избирательной сфере или нет. Далеко не однозначно это воспринимается разными участниками избирательного процесса. Кто-то говорит, что это современно, позволяет нам двигаться в ногу со временем, кто-то говорит, что это открывает гораздо большие возможности для злоупотреблений, утечки персональных данных и иных негативных факторов. Поэтому пока это не используется», — объяснил он.