Вопрос об НДС в стране поднимался давно. И, к слову, неоднократно. В вопросе разобралась корреспондент медиапортала Caravan.kz.
В предыдущий раз о нем упомянул премьер-министр РК Олжас Бектенов 23 января 2025 года, подчеркнув, что «правительство предлагает снизить нагрузку на фонд оплаты труда путем переноса ее на продажи».
— Для этого необходимо повысить ставку НДС, одновременно снизив социальный налог и обязательные пенсионные выплаты работодателем. Это повысит конкурентоспособность предприятий, создаст для них необходимый финансовый резерв, — заявил премьер.
На расширенном заседании правительства с участием главы государства вице-премьер, министр Нацэкономики Серик Жумангарин впервые официально представил налоговую реформу с поднятием НДС.
— Правительство предлагает снизить порог для постановки на учет по НДС до 15 миллионов тенге. Сейчас этот порог составляет 78 миллионов тенге. Предполагается повышение ставки НДС, которую будем обсуждать с экспертами в парламенте. В случае увеличения НДС до планируемого уровня, мы планируем снизить нагрузку на фонд оплаты труда, — пояснил он, не озвучив, кстати, размер этого самого увеличения.
Хотя, по некоторым данным, ставка НДС может вырасти от 12 до 20%. По словам Жумангарина, «ставка НДС в 20% — самая распространенная в мире». Вот только министр Нацэкономики не добавил, что приемлема она, по сути, для тех стран, в которых присутствует почти полное самообеспечение по части продукции и услуг.
Как бы там ни было, «членам правительства, депутатам парламента и бизнесу предстоит предметно обсудить комплекс вопросов».
— Предложения по Налоговому Кодексу с изменением ставки НДС правительство представит в парламенте не раньше 15 – 20 февраля, — подчеркнул вице-премьер.
Между тем некоторые эксперты считают, что при росте ставки НДС по цепочке может произойти рост на все товары и услуги. Что в свою очередь может привести к замедлению роста экономики страны и даже, возможно, ее приостановке, поскольку покупательская способность у населения и без того невысока.
В подтверждение специалисты также напоминают о том, что в плане налоговой политики в предыдущие несколько лет было введено несколько видов налогов. Например, отчисления в ФОМС, отчисления пенсионных взносов с работодателя и т.п. Вот только, хотя правительство и заявило о росте экономики на 4,8%, бюджет, тем не менее, от этого полнее вроде как не стал.
Тогда как, если оглянуться на первое десятилетие 2000-х годов, когда НДС был снижен с 20% (принятый в ходе Налогового кодекса 1995 года) до 12%, то этот шаг привел к росту производительности. И, как следствие, к строительному буму, а затем и росту экономики, причем более чем на 6%. И налоги при этом тогда никто не поднимал.
Между тем, по мнению экспертов, сегодня в Казахстане несколько секторов экономики также показывают неплохие результаты. Например, считается, что хороший рост идет у общепита – причем предполагается, что это «благодаря применению розничного налога». Выравнивает свои позиции и строительный сектор, который пошел в рост после того, как был упразднен НДС при покупке жилья физическими лицами. Однако что может с ними произойти, если НДС сюда не только вернут, но и поднимут?
Может быть, стоит подумать о каких-то других, более действенных мерах, нежели увеличение ставки НДС, тем более, в ходе брифинга вице-премьер признал, что «одними налогами бюджет не пополнишь».
Своим мнением с Caravan.kz поделился экономист-эксперт Марат Абдурахманов.
— НДС – это налог, целью которого является прекращение перепроизводства. Возник он давно, еще в XVIII веке, применяясь к тем товарам, которых было слишком много. Но когда сегодня наши «специалисты» выходят с такими предложениями, и у них нет фактических расчетов, при этом говоря, что они поднимут НДС – к чему это приведет? Ведь в Казахстане почти 40% питания – это импорт. То есть, по факту, нет производства. Тогда как в Швеции поступили очень грамотно – после второй мировой войны этот налог они отменили вообще. И 20 лет его не было. До тех пор, пока не восстановилось производство внутри их страны. Таким образом, все это нужно было для того, чтобы стимулировать развитие технологий и производства. Тогда как для того, чтобы ставка НДС была в РК 12%, производство товаров и услуг в стране должно превышать потребление на 12%. А оно есть? Поэтому независимые экономисты говорят, что «все это заранее ненужный шаг, который будет сильно бить по экономике». Вспомним, что в предыдущий раз нечто подобное уже происходило в декабре 1993 года, когда были предложены ложные конструкции, на основании которых был принят Налоговый кодекс 1995 года. В нем говорилось о 20% НДС, о 30% корпоративно-подоходного налога, причем для всех. И не было деления по рентабельности. Итог – если в марте 1995 года в стране было более 1,14 миллиона ИП, то к июню 1997 года их едва можно было насчитать 340 тысяч. Кроме того, в середине 1990-х насчитывалось около 210 тысяч предприятий, в том числе, частного характера. Из которых к концу 1990-х осталось не более 11 тысяч. Бюджет республики после девальвации 1993 года насчитывал около 650 миллиардов тенге. Однако после нововведений поступления в него только по налогам на тот период упали с 245 миллиардов тенге до менее, чем 100 миллиардов. И, ввиду того, что стало невозможно выполнять обязательства перед гражданами – выплачивать пенсии, зарплату госслужащим и т.п., Казахстану пришлось взять деньги в долг в размере 5 миллиардов долларов. Да, сегодня мы в другой тактической ситуации, но зачем повторять то, через что когда-то прошли? — заключил эксперт.