Лотерея на взлете: как FlyArystan продает больше билетов, чем мест - Караван
  • $ 478.96
  • 533.03
+6 °C
Алматы
2024 Год
19 Сентября
  • A
  • A
  • A
  • A
  • A
  • A
Лотерея на взлете: как FlyArystan продает больше билетов, чем мест

Лотерея на взлете: как FlyArystan продает больше билетов, чем мест

Почему министерство транспорта РК уже пять лет закрывает глаза на нарушения прав потребителей? Есть какое-то лобби?

  • 3 Сентября
  • 155
Факты продажи FlyArystan «двойных» билетов впервые обнаружились несколько лет назад – Караван

Претензий пассажиров к этой авиакомпании с каждым годом все больше. Уже лет пять люди жалуются, что иногда билетов продают больше, чем мест в самолете. Кому повезёт улететь – та ещё лотерея. А еще музыканты жалуются, что их не пускают в салон с инструментами.

Как комментируют эти факты чиновники, музыканты и юристы.

Две ноги в один сапог не влезут. Два пассажира в одном кресле не поместятся

Факты продажи FlyArystan «двойных» билетов впервые обнаружились несколько лет назад. Одна алматинка пострадала дважды: сначала она якобы опоздала на регистрацию на рейс в Шымкент, хотя до финального гонга оставалось еще 5-7 минут. Потом этот кошмар повторился, когда через полгода она должна была вылететь в Астану.

Имеет ли право авиакомпания продать зарезервированное место, если пассажир подошел к стойке регистрации за пару минут ДО завершения процесса регистрации?

Комментарий юриста Алексея Шмидта:

— Формально – да. Даже такие известные мировые лоукостеры, как RayanAir и EasyJet этот трюк использовали. Но у них, а я летал самолетами этих компаний, была волшебная фишка – «deadline» – дополнительные ТРИ МИНУТЫ. То есть у опоздавшего пассажира, который не успел вовремя к стойке регистрации, оставался шанс. Если нет, то билет доставался счастливчику, который успел занять позицию у стойки до прибытия лузера. Дальше все просто: через эти три волшебные минуты «удачнику» предложат пройти на посадку. А стюардессы – пристегнуть ремни безопасности и насладиться полетом. Но есть вопрос: насколько широки полномочия у человека на стойке регистрации FlyArystan – кому отказать, кому нет? В каких правилах это прописано? Как эти правила соответствуют законам Казахстана и правилам IKAO?..

На исходе августа вице-министр транспорта Талгат Ластаев заявил, что министерство рассматривает поправки в законы о защите прав потребителей. Речь шла и о переносах рейсов, и об их задержке, и о многих других проблемах в этой отрасли. Цитируем.

«В Казахстане продажа билетов в количестве, превышающем реально число мест на самолетах, незаконна… Лет пять назад соответствующие правила были внесены… Норма, в которой количество мест должно соответствовать количеству проданных билетов, есть. Но авиакомпании все равно применяют эту практику… В случае выявления они привлекаются к ответственности».

Комментарий юриста Серика Мухтыбаева:

— Есть факты, когда «окошко» FlyArystan закрывали ДО официального времени прекращения регистрации. В одном районном суде Алматы слуга Фемиды этот факт рассматривала только с позиции авиакомпании. Но не с точки зрения пострадавшего пассажира. Городской суд тоже не защитил его.

Алексей Шмидт:

— Ластаев сказал, что «в случае выявления они привлекаются к ответственности». При этом, во-первых, не сказал, к какой именно ответственности, по какой статье какого закона или кодекса. Во-вторых, кого именно и когда привлекли? Привлечение к ответственности подразумевает определенную кару. Какую именно? Возможно, инициатива мажилисмена Базарбека, инициирующего создание в мажилисе комиссии, которая начнет парламентское расследование деятельности FlyArystan, установит пороги ответственности? Видимо, Ластаев просто попытался успокоить пассажиров FlyArystan. Если не были озвучены факты и размеры наказаний за «двойные билеты», то, видимо, никого так и не покарали.

Каждому контрабасу – по мягкому месту?

Требование FlyArystan – сдавать музыкальные инструменты в багаж – привело к нескольким инцидентам. Это было и с рок-группами (у которых электрогитары. В частности, алматинская Zarazza), и с ансамблями со скрипками и виолончелями – «деревяшки» со струнами». Уже три года исполнители на струнных казахских инструментах жалуются на FlyArystan. А толку-то?

Комментарий юриста Серика Мухтыбаева

— В международных правилах перевозок для крупногабаритных музыкальных инструментов есть ограничения.

— Серик, но если инструмент – виолончель, скрипка, контрабас, домбра  – испытают перепад температур? Скажем в Алматы +30, в багажном отсеке во время полета – минус 50 градусов. И в каком состоянии инструменты зазвучат на сцене, где больше 20 градусов? Они же «голос» потеряют? На пресс-конференции представитель FlyArystan сообщил, что есть международные правила – покупать для инструментов пассажирские места.

— Да, такое есть. Для габаритных инструментов – контрабасы, виолончели, ударные. На них перепад температур может значительно сказаться. По международным правилам авиакомпании должны обеспечить комфортные условия перевозки музыкальных инструментов, чтобы не испортить их.

— Я читал, что особо «нежные» и очень дорогие скрипки от Амати, Страдивари, Гварнери надо как-то по-особенному упаковывать?

— Их в той же Америке оформляют, как ручную кладь. В конце концов, контрабас или виолончель можно поставить в гардероб стюардессам. На это идут многие авиакомпании…

Комментарий Алексея Шмидта

— У меня нет музыкального слуха, но я понимаю, что перепады температур во время полета могут сказаться на качестве звука инструмента. Как вы написали, «его голоса». С юридической точки зрения – это нанесение вреда владельцу инструмента. Возможно, он потом не сможет пользоваться им в дальнейшем ни в студиях звукозаписи, ни в концертах. То есть человека лишили рабочего инструмента. Что касается покупки отдельных мест (кресел) для крупногабаритных инструментов – контрабасы, виолончели и т.д., как это практикуют большие оркестры и звезды мировой эстрады, то надо понимать, что это «звезды», у которых большие бюджеты. Они могут себе это позволить. У казахстанских исполнителей таких денег нет. Надо как-то договариваться с авиакомпаниями. Возможно, через рекламу (смайлик).

Министр культуры РК Аида Балаева тоже прокомментировала эту ситуацию.

«Отказ от приема в багажное отделение негабаритных предметов – это не прихоть авиаперевозчика, а стандартные международные правила. Не у всех типов воздушных судов багажный отсек позволяет поместить негабаритный инструмент. Поэтому пассажир должен заблаговременно информировать авиакомпанию о перевозимом багаже, уточнять правила транспортировки клади, не возлагая в последующем ответственность на перевозчика. К сожалению, граждане не всегда знакомятся с условиями и правилами, предъявляемыми авиакомпаниями, из-за чего возникают такие неприятные ситуации. Коллеги, призываю вас проявлять взаимное уважение, избегать подобных инцидентов и неукоснительно соблюдать правила, поскольку данные меры предпринимаются для безопасности пассажирских перевозок».

Справка «Каравана»

В 2021-2023 годах четыре музыкальных коллектива, оплатившие перелет и перевоз инструментов компании FlyArystan, опоздали на свои выступления в Астане, Усть-Каменогорске и Шымкенте. У двух были скрипки и домбры – вполне себе «ручная кладь».

Да, чуть не забыл. С июня 2024 года обязанности президента АО FlyArystan исполняет англичанин Ричард Леджер. Пока ему не найдут замену «в соответствии с уставными положениями комитета по назначениям и советов директоров FlyArystan и Air Astana, а также в соответствии с обязательными регуляторными процедурами».

Как он реагирует на «овербукинг» в FlyArystan и понимает ли, как сказывается перепад температур на музыкальные инструменты – «Караван» поинтересуется у него в ближайшее время.