Этот музыкальный вуз выпустил множество профессионалов, чьи имена известны не только в Казахстане, но и за его пределами. Корреспондент Caravan.kz побеседовала с преподавателями консерватории и выяснила, с какими трудностями они сталкивались за время работы, а также о радостях и достижениях, которые сопровождали их на этом пути.
Консерватория и её маэстро: как Анвар Акбаров воспитал несколько поколений музыкантов
Известный скрипач, педагог, дирижёр и профессор Анвар Акбаров считает, что смысл всей его жизни – служение искусству. Он начал свою преподавательскую деятельность в консерватории в 1970 году. Музыка сопровождала его с самого детства: он вырос в творческой семье. Его отец был одним из основателей Уйгурского театра, старший брат был талантливым скрипачом, а сестры стали пианисткой и балеринами.
После окончания музыкальной школы им. Байсеитовой по классу скрипки Анвар Аскарович поступил в Алматинскую консерваторию, где обучался у выдающегося педагога Вениамина Соломоновича Хесса. Завершив учебу с отличием, он параллельно работал в только что созданном в то время камерном оркестре при Комитете радио и телевидения КазССР, где на протяжении десяти лет был концертмейстером. В те годы это был первый в Средней Азии камерный оркестр.
«Было много концертов, интенсивная творческая и педагогическая работа. Я обучил столько студентов, что из них можно было бы создать шесть симфонических оркестров — это около 600 человек. И когда я прихожу в оркестр, все мои ученики встают, приветствуя меня. Это особое чувство», — с гордостью делится Анвар Аскарович.
По его словам, одним из самых сложных периодов стал конец 80-х-начало 90-х годов, когда преподаватели месяцами не получали зарплату. «Многие уходили, но я остался. Писали, что я патриот, но это было по-настоящему тяжёлое время. Мы буквально жили на хлебе и воде», — вспоминает он.
Тем не менее даже в трудные 90-е годы ему удалось организовать гастроли оркестра в Германию. «Мы выступали на фестивале в Байройте и произвели настоящий фурор. Немецкие газеты тогда писали о нашем успехе», — добавляет музыкант.
Анвар Аскарович также делится воспоминаниями о беспокойных днях декабря 1986 года, когда студенты вышли на протесты. «Тогда я был председателем приёмной комиссии и буквально сутками работал, чтобы все документы проходили вовремя. Мы дежурили в общежитиях, чтобы ничего не случилось. Домой приходилось добираться пешком по тёмным улицам — автобусы не ходили, фонари не горели. Но даже тогда я говорил, что готов платить за возможность работать в консерватории, и об этом писали в газетах», — рассказывает он.
Сейчас, по словам Анвара Акбарова, значительно улучшились условия для преподавателей и студентов, налажено финансирование, проведён ремонт, проводятся международные обмены и стажировки.
«Консерватория — это не просто учебное заведение, это источник кадров. Вся музыкальная культура Казахстана базируется на выпускниках консерватории. Это своего рода родник, без которого культурное развитие было бы невозможным», — подчёркивает он.
Среди его учеников — такие известные музыканты, как Аскар Дуйсембаев, Айман Мусахаджаева, Аида Аюпова и Жамиля Серкебаева. «Я горжусь каждым из них», — отмечает Акбаров.
В следующем году Анвар Аскарович отпразднует свой 80-летний юбилей. Однако, несмотря на огромный опыт, музыкант не перестаёт учиться. «Нет такого, чтобы ты раз научился, и этого было бы достаточно. Я продолжаю ходить на концерты студентов и учусь у них. Без постоянного совершенствования ты перестаёшь быть музыкантом», — убеждён он.
Родник музыкальной культуры: консерватория глазами профессора Гульжамили Кадырбековой
Гульжамиля Кадырбекова – одна из ярчайших представительниц казахстанской фортепианной школы и профессор, с чьим именем тесно связано развитие Казахской национальной консерватории имени Курмангазы. Свою преподавательскую карьеру она начала в 1974 году, вернувшись в Алма-Ату после окончания Московской консерватории в классе выдающегося педагога Глеба Аксельрода. Там же она прошла ассистентуру-стажировку и получила бесценный опыт, который затем передала своим студентам.
Одновременно с преподавательской деятельностью Кадырбекова начала карьеру солистки Казахской филармонии. Её гастрольный график охватывал не только города Средней Азии, Сибири и Поволжья, но и такие страны, как Литва, Эстония, Латвия, Украина. Она также выступала в Москве и Ленинграде и представляла Казахстан на международных сценах в Чехословакии, Австрии, Италии и на Кипре.
Интенсивность гастрольной деятельности многократно возросла после её победы в престижном Международном конкурсе имени Виотти в Верчелли (Италия) в 1980 году. Её репертуар включает обширное собрание произведений мировой классики: от «Хорошо темперированного клавира» Баха до концертов Шопена, Чайковского и Гершвина.
Гульжамиля Кадырбекова тоже поделилась своими воспоминаниями и размышлениями о прошлом и настоящем консерватории.
По её словам, одно из главных достижений — переход на Болонскую систему образования. Это позволило интегрироваться в мировое образовательное пространство и поднять качество преподавания на международный уровень. «Консерватория стала более модернизированной и технологически оснащённой. За эти годы мы приобрели множество качественных инструментов, которые по сей день находятся в отличном состоянии», — отмечает профессор.
Одним из значительных достижений последних лет стало установление прочных связей с зарубежными музыкальными вузами. «Сейчас у нас активные контакты с консерваториями Европы, Америки и Азии. Это даёт возможность нашим студентам и преподавателям обмениваться опытом и участвовать в международных проектах, что обогащает наше образовательное пространство», — подчеркивает Гульжамиля Ихсановна.
Несмотря на все изменения, в консерватории сохранились уникальные традиции, заложенные ещё в её ранние годы. «Мы по-прежнему проводим классные и кафедральные концерты. Это особая форма выступлений, когда студенты представляют свои достижения перед публикой, готовясь, как к экзаменам, но в более свободной и творческой атмосфере», — делится Кадырбекова.
По её словам, коллективная солидарность и дух единства преподавателей и студентов остаются важной частью жизни консерватории. «Педагог здесь не только учит, но и сам учится у своих студентов. Я всегда говорю, что, обучая других, мы продолжаем учиться сами. Это мой жизненный принцип», — признаётся она.
Гульжамиля Кадырбекова подчёркивает значимость казахской музыки на международной арене: «С приобретением независимости Казахстана наша музыка всё активнее проникает в мировое музыкальное пространство. И в этом огромную роль играет консерватория, которая популяризирует национальное музыкальное наследие и расширяет международное сотрудничество».
Для Гульжамили Кадырбековой юбилей консерватории — это не просто праздник, а важное событие для подведения итогов и переосмысления пройденного пути. «Любой юбилей — это возможность оглянуться назад, увидеть, чего мы достигли, и наметить новые цели. Я горжусь тем, что мои студенты и я участвуем в юбилейных концертах. Недавно я исполнила «Фантазию» Бетховена с симфоническим оркестром и хором — это было моё посвящение юбилею консерватории», — с гордостью говорит она.
Гульжамиля Ихсановна с теплотой вспоминает выдающихся педагогов и музыкантов, заложивших фундамент казахстанской музыкальной культуры. Среди них Ахмет и Газиза Жубановы, Куддус Кужамьяров, Евгений Брусиловский, Еркегали Рахмадиев, Айман Мусахаджаева и многие другие. «Консерватория — это родник, питающий всю музыкальную культуру Казахстана. Без неё невозможно представить развитие нашей страны в области искусства», — подытоживает она.
По ее словам, юбилей — это не только дань уважения прошлому, но и вдохновение для новых свершений, призывающих к сохранению и приумножению культурного наследия Казахстана.
Новая эпоха открытости: Гульмира Мусагулова о переменах в управлении консерваторией
Гульмира Жаксыбековна пришла работать в консерваторию в 2017 году, привнеся с собой богатый опыт научной и преподавательской деятельности. До этого она работала в Институте литературы и искусства имени Ауэзова при Академии наук Республики Казахстан, где прошла путь от лаборанта до заместителя директора. Когда Гульмиру Жаксыбековну пригласили в консерваторию, она с энтузиазмом приняла предложение. Уже через год, в 2018 году, её назначили деканом факультета музыкознания, композиции, арт-менеджмента и социально-гуманитарных дисциплин.
Под руководством Гульмиры Жаксыбековны факультет стал одним из самых активных и продуктивных в консерватории. Сегодня он объединяет более 120 студентов и около 100 преподавателей, включая известных музыковедов, композиторов и арт-менеджеров.
«Наша деятельность охватывает три основные направления: учебно-методическую работу, научные исследования и воспитательную деятельность. Мы стараемся не только обучать студентов, но и формировать их как личностей, помогая раскрывать их творческий потенциал», — объясняет профессор.
Одним из значительных достижений последних лет стало активное развитие международных связей. С 2018 года консерватория активно участвует в программе Erasmus+, благодаря чему студенты и преподаватели могут стажироваться в ведущих музыкальных вузах Европы и Азии.
«Мы установили партнёрские отношения с консерваториями Испании, Польши, Норвегии и России. Это даёт нашим студентам уникальную возможность не только получать знания за рубежом, но и обмениваться опытом с коллегами из других стран», — отмечает Гульмира Жаксыбековна.
Кроме того, благодаря международным программам преподаватели и студенты участвуют в многочисленных научных конференциях и симпозиумах, что позволяет им быть в курсе последних тенденций в мире музыки и искусства.
Консерватория уделяет особое внимание созданию комфортных условий для студентов. В последние годы был проведён капитальный ремонт учебных корпусов и общежитий, что стало важным шагом в улучшении качества жизни студентов.
«Этот ремонт был первым за последние 20 лет. Мы обновили общежития, оснастили их новой техникой и оборудованием. Для студентов созданы условия, в которых они могут комфортно жить и учиться, что положительно сказывается на их успеваемости», — с гордостью рассказывает профессор Мусагулова.
Теперь студенты могут не только учиться в обновлённых аудиториях, но и заниматься спортом на современных площадках, посещать отремонтированные спортивные залы и иметь доступ к необходимым бытовым удобствам.
По мнению Гульмиры Жаксыбековны, одним из ключевых изменений последних лет стала политика открытости и доступности руководства для студентов и преподавателей. Она подчёркивает, что нынешнее руководство консерватории уделяет особое внимание студентоориентированному подходу.
«Ректор Гаухар Кошкарбековна Тасбергенова всегда готова выслушать студентов и преподавателей. Теперь любой студент может напрямую обратиться к руководству со своими вопросами и предложениями. Это создаёт атмосферу доверия и взаимопонимания», — отмечает декан.
Консерватория активно развивает научную и творческую деятельность, внося значительный вклад в музыкальную науку Казахстана. Студенты и преподаватели публикуют научные статьи в авторитетных журналах, издают книги и проводят исследования, посвящённые музыкальной культуре страны. Одним из важных достижений стало признание журнала «Saryn» в качестве ведущего издания, получившего статус КОКСОН.
«Наши студенты и преподаватели публикуют статьи, участвуют в конкурсах и проектах. Мы гордимся нашими достижениями и стремимся и дальше повышать уровень научной работы», — говорит Мусагулова.
Гульмира Жаксыбековна уверена, что юбилей консерватории — это не только повод оглянуться назад, но и возможность наметить новые цели.
«Наша задача — сохранить традиции и приумножить успехи, достигнутые за последние 80 лет. Мы продолжаем привлекать талантливых студентов, расширять международное сотрудничество и внедрять современные методики преподавания. Это путь, который позволит консерватории оставаться лидером музыкального образования не только в Казахстане, но и за его пределами», — подытожила профессор.
От истоков до современности: как консерватория стала центром музыкального образования
30 апреля 1944 года Совет Народных Комиссаров СССР поручил создать в Алма-Ате консерваторию. В соответствии с этим распоряжением 24 июля того же года Совнарком Казахской ССР под руководством Н. Ундасынова постановил с 1 октября на базе музыкально-хореографического комбината (ныне Алматинский музыкальный колледж им. П. Чайковского) открыть Государственный институт искусств, позже преобразованный в Алма-Атинскую консерваторию по образцу московской и ленинградской. В 1945 году ей присвоили имя композитора Курмангазы Сагырбаева.
Во время Великой Отечественной войны в Алма-Ату эвакуировали известных деятелей искусства, таких как Г. Уланова, Ю. Завадский, Н. Сац, и других талантливых артистов, что способствовало развитию новой казахстанской культуры, соединившей европейские традиции с национальными.
С первых дней работы консерватория развивала два направления — европейское и казахское музыкальные наследия, которые всегда гармонично дополняли друг друга.
На протяжении долгих лет консерватория была единственным музыкальным вузом страны, откуда вышли лучшие кадры для оркестров, ансамблей и учебных заведений республики. Сегодня её выпускники и преподаватели с гордостью представляют Казахстан на сценах мира: от США и Европы до Китая, Японии и стран Ближнего Востока.
Здесь сложилась композиторская школа, к которой относятся Ахмет Жубанов, Евгений Брусиловский, Мукан Тулебаев и другие. Среди преподавателей — пианистка Жания Аубакирова, баритон Ермек Серкебаев, певица Бибигуль Тулегенова и скрипачка Гаухар Мурзабекова.
С обретением Казахстаном независимости консерватория получила статус Казахского национального высшего учебного заведения, что ознаменовало новый этап её развития.
В 2009 году консерватория присоединилась к Болонской системе образования, что позволило адаптировать учебные программы к международным стандартам и создать более гибкую образовательную модель, ориентированную на индивидуальные потребности студентов. Сегодня учебные программы охватывают все уровни подготовки — от бакалавриата до докторантуры, что делает обучение более разносторонним и современным.
Консерватория активно расширяет спектр образовательных возможностей, предлагая студентам дополнительные квалификации: солиста, музыкального критика, органиста, менеджера в сфере аудиовизуальных технологий. Эти направления помогают выпускникам найти себя в различных областях музыкальной индустрии и значительно расширяют их профессиональные перспективы.
С 2019 года консерватория стала членом Ассоциации европейских консерваторий (AEC), что укрепило её статус одного из ведущих музыкальных вузов в Центральной Азии. Учебное заведение также заключило меморандумы о сотрудничестве с консерваториями России, Грузии, Испании, Китая, Южной Кореи и других стран, предоставляя студентам и преподавателям новые возможности для обмена опытом и участия в совместных проектах.
Сегодня Казахская национальная консерватория имени Курмангазы продолжает активно развиваться, готовя новое поколение талантливых музыкантов, способных достойно представлять казахстанское искусство на мировой сцене.