Казахстанцев предупредили о снеге: почему застрявших в заносах спасают за счёт налогоплательщиков - Караван
  • $ 527.58
  • 546.15
0 °C
Алматы
2025 Год
22 Января
  • A
  • A
  • A
  • A
  • A
  • A
Казахстанцев предупредили о снеге: почему застрявших в заносах спасают за счёт налогоплательщиков

Казахстанцев предупредили о снеге: почему застрявших в заносах спасают за счёт налогоплательщиков

О снегопадах, буранах, заносах граждан предупреждают синоптики, чеэсники, дорожные полицейские.

  • 22 Января
  • 1796
Фото - Caravan.kz

У «Каравана» для автомобилистов Казахстана две новости. И обе непраздничные.

Первая. По прогнозу «Казгидромета», в конце января-первой половине февраля ожидаются сильные снегопады. В основном на севере и востоке республики. Впрочем, достанется и западу, и юго-востоку страны. В том числе и Алматы.

И вторая: в министерстве внутренних дел сейчас дорабатывают идею «по усилению ответственности водителей за игнорирование требований сотрудников МВД при ограничении движения». Пока неясно: будут ли просто штрафовать нарушителей? Или их обяжут оплачивать процедуру спасения себя, драгоценных? Так что любителям хапнуть адреналина стоит прикинуть, стоит ли эта овчинка выделки.

О снегопадах, буранах, заносах граждан предупреждают синоптики, чеэсники, дорожные полицейские. Десятками сообщений в сутки. Но наши граждане все равно едут навстречу беде.

В ответе на запрос редакции РГП «Казгидромет» сказано, что о стихийных гидрометеорологических явлениях предупреждают с указанием их интенсивности, места возникновения и продолжительности – от 6 часов. Причем не по областям, а по конкретным районам. «Все штормовые предупреждения РГП оперативно направляет в Командный центр стратегического планирования и оперативного управления (КЦСП)… Однако население самостоятельно принимает решения, планируя свои поездки. Это личная ответственность граждан. Игнорирование предупреждений приводит к последствиям, которые вынуждены потом решать соответствующие госорганы, увеличивая расходы на устранение последствий».

Справка «Каравана»

31 декабря казгидрометовцы предупредили, что в Северо-Казахстанской, Костанайской, Акмолинской и Павлодарской областях в первых числах нового года ожидаются снег, метель, гололед, туман и усиление ветра от 15-20 до 23-30 метров в секунду. «Оправдываемость предупреждения составила 100 %».

Думаете, это сработало? Чёрта с два! В северных областях в заносах застряло около 200 машин. В Восточном Казахстане — более 50.

По сообщениям департамента полиции Восточно-Казахстанской области, полицейские и местные власти приняли меры для помощи водителям и пассажирам. «Были развернуты пункты, где люди могли получить горячие напитки и отдохнуть. На местах дежурили медицинские бригады».

Там, кстати, создали и пункты обогрева на 30 койко-мест. «В случае необходимости будут дополнительно установлены еще 10 кроватей», — сказано в том же сообщении.

А 2 января департамент дорожной полиции предупреждал граждан: не надо ехать туда, где снегопад и бураны начнутся. Не поверили синоптикам и службам ЧС?

По официальной информации, из снежного плена в первые дни 2025 года пришлось освобождать из заносов более 1200 машин. В том числе и грузовых. Даже в южных областях.

Спасать, кормить, поить. Кому шампанского налить?

Звоню главе Независимого автомобильного союза РК Эдуарду Эдокову:

— Эдуард Александрович, почему люди не реагируют на предупреждения?

— Сложно сказать, что творится в головах этих людей. Неизвестно же, когда помощь придет. Хватит ли у тебя солярки или бензина, еды, тепла, чтобы дожить до спасения. Это глубоко засевшая в головах некоторых людей бе-за-ла-бер-ность (вот так по слогам и выговорил). Не привыкли подчиняться закону. Это первая причина. Вторая: я не уверен, что уровень предупреждения достаточно надежен. Не могу утверждать доподлинно, поскольку никогда не выезжал в бураны. Но МЧС уже года два или три закидывает СМС-уведомлениями: там-то ожидается сильный туман, там – снегопад, там – буран или гололед… Чуть ли не по 10 штук в день. Очевидно, большинство граждан их видит. Тем не менее люди просто плюют на предупреждения, на опасность. Прут напролом. А чеэсники, дорожная полиция, медики их героически спасают.

— А счастливые спасенные их потом громко благодарят.

— Государство же не может бросить в беде своих граждан. Да, оно поступает правильно. Но за это, видимо, должен платить тот человек, которого спасли. А не законопослушные граждане, которые не нарушают законы, правила, требования. И не суют свою голову в петлю… Возможно, «потерпевшим» надо выставлять счета. Если тебе полиция говорит, что ехать нельзя, что опасно для жизни, а ты все равно едешь – то уже нарушаешь закон.

— Сейчас в МВД разрабатывают положение об усилении ответственности водителей за игнорирование законных требований сотрудников ОВД при ограничении движения. Карать штрафом или выставлять счет за спасение?

— И то и другое можно применить. Полиция сказала: нельзя! — А ты все равно поехал. Нарушение же? На это есть статья в Административном кодексе. Тут и придумывать ничего не надо. Это штраф.

Второе. Возможно, следует ввести норму: в случае, если государство затратило на твое спасение и твоей машины из снежных заносов определенные средства, возможно, кому-то можно списать 50 или сколько-то процентов, потому что у людей разные жизненные ситуации возникают… Но ты все равно поехал и «попал». Тогда, возможен, и штраф, и компенсация затрат.

— По формуле-предупреждению «Не влезай – убьёт»?

(смеётся) Примерно так. На мой взгляд, сегодня приучить людей к порядку можно только кнутом. Никаких пряников. Никаких! Сколько можно уговаривать? Сколько можно предупреждать, чтобы люди не рисковали своим здоровьем и жизнями? Лет 15 назад нас научили пристегиваться ремнями безопасности. Почти все водители и пассажиры «на автомате» это делают. Простые штрафы решили проблему непристёгнутых. Государство обеспокоилось безопасностью своих граждан. Мы-то сами были почему-то уверены, что и без ремня можно комфортно ездить. Если тебе не хватает мозгов понять, что ты рискуешь своей жизнью, тебя только кнутом можно приучить к порядку. Так что идея МВД вполне разумна…

Почему спасают за счет тех, кто не рискует?

По мнению юриста Маржан Садвакасовой, «возмещать расходы на спасение должны те, кого спасли. Я знакома с такой ситуацией. Однажды ехала из Астаны в Павлодар. Сплошной лед и снежные перемёты. А люди по полям объезжали полицейские кордоны, хотя их предупреждали… И потом они «попадали». Я учитываю такие факторы, как грузовые фуры со скоропортящимся товаром. Кто-то едет на свадьбу или похороны. Это надо учитывать. Но это тоже риск стать покойниками. В этом случае нужна правоохранительная практика. Как профилактика. Есть предупреждение от госорганов? – Тогда все должно быть решено в судебном порядке. Чтобы другим неповадно было».

Замечание еще от одного юриста – Алексея Шмидта:

«Ситуацию при этом должны зафиксировать на видео или аудио обе стороны. Потому что в суде потом трудно доказать, кто прав, кто не прав. Я и про дорожных полицейских, и про застрявших в заносах».

Справка «Каравана»

Как сообщило «Каравану» МЧС: «В целях оперативного реагирования на период 2024-2025 годов приказом МЧС утверждена группировка сил и средств государственной системы гражданской защиты с численностью 37,4 тыс. человек и 13,6 тыс. единиц техники».

По разным источникам, на спасение застрявших в снежных заносах уходит от 60 до 75 миллионов тенге в год. Это из бюджета страны. Сколько из бюджетов областей – не нашел информации. Возможно, суммы сопоставимые. В разных регионах разные климатические условия. И разные финансовые возможности.

Да и сотрудников дорожной полиции на все точки выезда не расставишь.

Личный опыт

В 2010 году на Германию обрушился невиданный снегопад. Тысячи брошенных машин на автобанах между Франкфуртом, Дрезденом. Я видел эти авто, занесенные снегом по крыши. Даже поезда опаздывали. Спросил у служительницы в красном беретике, когда мой поезд до Берлина приедет?

Ответ: «Капут. Снега много»! И утвердительно кивнула вторым подбородком…

Самое прикольное – фраза мэра Берлина (не помню, как его зовут). Он сказал, что в бюджете такой снегопад не был предусмотрен. Дальше можно положить его слова на музыку и петь: «Сам выпал – пусть сам и тает».

Но то – Германия. Там какой-никакой порядок. Орднунг! А у нас каждой зимой — «день сурка». И ситуация повторяется.

Зима еще не закончилась. А мозги у «рисковых»?

В понедельник замначальника департамента чрезвычайных ситуаций МЧС Аслан Уакишев на брифинге сообщил, что при возникновении ЧС-ситуации застрявшие водители требуют спасти не только их, но и вытащить из заносов их «железных» коней. «Если на каждую технику будем останавливаться и эвакуировать… Есть сложные ситуации, можем потерять время… Для нас главное – спасти человека».

Но все-таки признался, что в начале января вызволили «более 200 единиц техники». И это опять за счет налогоплательщиков. Почему не за счет спасённых, которые, по словам г-на Уакишева, «игнорируют сообщения о закрытии дорог, пытаются выехать, ищут дороги, которые выводят на трассы»? И напомнил, что за наплевательское сообщение о закрытии трасс грозит административный штраф.

А сколько таких рисковых водил и когда наказывали? На какие суммы?

Не нашел информации.

Понятно, что, есть вопросы, которые можно решить быстро. И что есть проблемы, которые требуют стратегического подхода. В Канаде, Швеции, Исландии спасение граждан – за счет государства. Машин – за счет потерпевших. Но только в том случае, если они пропустили мимо ушей предупреждения полиции и начхали на неблагоприятный прогноз погоды.

Похоже, такая схема нужна и нам.

Осталось напомнить слова американского гангстера Аль Капоне из середины 30-х годов прошлого века: «Доброе слово и револьвер действуют лучше, чем просто доброе слово». В переводе на сегодняшний язык – просто словесное предупреждение полицейских для «рисковиков», без оплаты за вызволение из снежного плена, не возымеет действия.

Зима еще не закончилась. Снега еще будет много. Историй спасений — видимо, тоже. «Караван» будет отслеживать ситуацию.