И не только потому, что случилась на территории республики. Выжила почти половина пассажиров, что в историю авиации, несомненно, будет вписано, как нетривиальный случай. Произошедшее заставило обратиться с вопросами к компетентным специалистам авиационной отрасли – что помогло 29 пассажирам статься в живых? Какие места в самолете наиболее безопасны? Все ли зависит от мастерства летчиков? Или это обыкновенная случайность?
Корреспондент Caravan.kz обратилась за разъяснениями к независимому авиационному эксперту, который окончил Рижский институт аэронавигации и Академию гражданской авиации в Алматы – Абулу Кекилбаеву.
— В каждом самолете есть специальная инструкция, которая расположена на спинке впереди стоящего пассажирского кресла. В ней есть четкие указания – как себя вести в аварийной ситуации. Но почему-то пассажиры на нее не обращают внимания, в большинстве своем поверхностно относясь к таким рекомендациям. А ведь у каждого самолета есть свои особенности, и необходимо знать – где, например, расположен в салоне ближайший аварийный выход, каковы системы жизнеобеспечения того или иного авиасудна. Важно также знать, где находятся спасательные жилеты в салоне самолета, как правильно ими воспользоваться – все в этой инструкции есть. Не случайно перед каждым вылетом стюардессы и экипаж проводят брифинг, показывая все эти средства.
Кстати, сегодня многие авиакомпании стали практиковать видео, разъясняя процесс правил на бортовых гаджетах. Даже некий конкурс можно заметить – кто креативней подойдет к этому вопросу. Опять же цель одна – обратить внимание пассажиров на технику безопасности на борту авиалайнера. Как и желательно все время быть пристегнутым ремнями безопасности, выручающими во время той же турбулентности. И – избегать паники, выполняя все распоряжения экипажа во время, да и не только, внештатных ситуаций.
Что касается выбранного места – да, иногда его расположение может повлиять на большую безопасность, как, например, это можно предположить в случае с самолетом, разбившимся под Актау. Согласно статистике, хвостовая часть самолета – та, что расположена за крылом, более безопасна. В том числе и потому, что экипаж, конечно же, пытается совершить безопасную посадку, и в результате получается, что столкновение при неблагоприятных условиях в первую очередь приходится на носовую часть. Хотя также было много случаев, когда и крылом «цепляли», и хвостовой частью. Однако, повторю, согласно статистике – задняя хвостовая часть самолета наиболее безопасна.
Назову и другие цифры – порядка 70 % инцидентов происходит при взлете-посадке. Из них более половины – контролируемый полет «в землю», то есть когда экипаж может думать, что все нормально и вдруг сталкивается с землей. Как это случилось с азербайджанским самолетом под Актау – он собирался произвести посадку, но не смог. Однако тем самым экипаж спас жизни почти половины пассажиров. Что говорит не только о высоком профессионализме экипажа, но и о высоком моральном облике – летчики до последней минуты боролись за жизни пассажиров и посадили самолет все-таки плашмя. А вот если бы он почти ушел в штопор, не выжил бы никто.
И, наконец, третий момент – самолет все-таки самый безопасный вид транспорта. Но, так как аварии на нем все же происходят, к счастью, очень редко, в обществе сразу возникает соответствующий резонанс на случившееся. И – да, чем больше авиасудно, чем больше у него размах крыла, выше скорость и т.п., тем легче оно «проглатывает» воздушные ямы во время турбулентности, — поделился с Caravan.kz в эксклюзивном комментарии эксперт Абул Кекилбаев.
Астана