Были они расположены рядом как с мясомолочными продуктами, так и мучными изделиями. А потом в одночасье вдруг все исчезло. И вдруг участились нарекания на засилье импортных продуктов: сахара, молока, куриного мяса. Можно ли все вернуть? Нашу, отечественную, экологически чистую продукцию? Защитить внутренний рынок и увеличить на нем долю так называемого «казахстанского содержания»? Своим мнением об этом и не только, с Caravan.kz поделился экономист-эксперт Марат Абдурахманов
— Понятие «казахстанское содержание» появилось в конце 1990-х годов. Оно было связано с реализацией долгосрочных программ по Кашагану, и освоением нефтегазовых месторождений на западе Казахстана. Смысл был в том, чтобы поставщиками оборудования и т.п. для этих всех месторождений были только местные, казахстанские, компании.
Первоначальная методика расчета казахстанского содержания была сделана с учетом мировых стандартов, то есть, там нужно было указывать конкретику. Позднее эту методику переделали, и теперь шуруп, купленный в КНР, можно заявить, как «казахстанское содержание», потому что при его изготовлении использовался металл казахстанского производства. И это порой вводит в заблуждение.
А еще это понятие было связано с налоговыми функциями. То есть, те, кто полностью производил продукцию в Казахстане, платил намного меньше налогов. И, самое главное, не оплачивал НДС. Таким был Налоговый кодекс 2003 года. Согласно которому, если сегодня объявить, что у нас «казахстанское содержание» считается по стандартам Всемирного банка, и в случае превышения 68% предприятие не платит НДС, а КПН оплачивает всего лишь в размере 5%, то заниматься производством станет выгоднее, чем торговлей.
А вот в Налоговом кодексе 1995 года была другая система. Более сложная, так называемая система взаимоотношений и зачетов, которую сегодня пытаются внедрить под видом нового Налогового кодекса. Однако мы все это уже проходили. И потому необходимо заимствовать только то, что, действительно, работает. Например, налогообложение оффшорных операций, которое, согласно Налоговому кодексу с 2003 по 2011 год позволило создать Национальный фонд с суммой более, чем в 100 миллиардов долларов. Что же мешает вернуть сегодня в новый Налоговый кодекс эту норму? Вопрос почти риторический, который понимают те специалисты, которые работали как раз с тем Налоговым кодексом 2003 года, и прекрасно понимают разницу между всеми его ранними и поздними образцами.
Приведу в пример несколько цифр. В 2000 году в Казахстане было официально зарегистрировано всего 38 тысяч ИП. Но после появления Налогового кодекса 2003 года с его упрощенной формой подачи декларации, упрощенным режимом 3% с оборота, количество ИП в 2004 году увеличилось до 200 тысяч. Сегодня же, согласно отчетам Бюро национальной статистики, в Казахстане насчитывается 2,8 миллиона ИП. Однако почему-то никто для них не опирается на положения НК именно 2003 года. Ведь если, действительно, вернуться к настоящему «казахстанскому содержанию» и тому, что с ним связано, согласно международным стандартам, то проблем в бюджете просто не будет. Повторюсь в отношении 100% налогообложения оффшорных операций, которые перечисляются в бюджет. Так вот, когда эта позиция начала работать, то и позволила сформировать Нацфонд, о котором я упоминал выше.
Если же говорить о продуктах питания, то в НК 2003 года была норма – если продукт произведен в Казахстане не менее, чем на 68%, то он не подлежал налогообложению НДС. И вот тогда отечественные производители, очень большое их количество, начали упаковывать свою продукцию с ярлыками «Сделано в Казахстане». И она, действительно, была местного производства. Со временем, к сожалению, в эту когорту начал попадать импорт, а поскольку его становилось все больше, то он уже запросто котировался под ту же номинацию, которая якобы «Сделана в Казахстане».
И вот эта норма о «казахстанском содержании» потому и была отменена вместе с запретом на оффшорные операции в 2013 году.
И потому сейчас, если посмотреть на ту же Павлодарскую область, то в основном все ее производители «завязаны» на импорте, зависят от него. А ведь когда-то там на 100% было самообеспечение сельскохозяйственными продуктами. И такая ситуация, понятно, что сегодня выгодна импортерам, которые привязаны к банкам, у которых нет обоснованных ставок кредитования. Все пришло к тому, что население, фактически, перестало работать на своей земле, производя что-то. Согласно земельному законодательству1998 года.
Чтобы исправить ситуацию, необходимы поправки в предпринимательский кодекс, а еще нужно вернуть нормы Налогового кодекса 2003 года, что были разработаны в 1998 году. И тогда экспорт сырья в абсолютных цифрах сразу вырастет от 150 миллиардов до практически 300 миллиардов долларов. Плюс, с него в бюджет пойдут налоговые поступления, которые также увеличатся с текущих 10 миллиардов до 30 миллиардов долларов. Таким образом, проблема с бюджетом может быть решена автоматически, — рассказал Марат Абдурахманов.
Напомним, при этом экспортный потенциал Казахстана растет. Казахстан может начать экспортировать зерно в страны ЕС. Поскольку Европа ввела санкционные ограничения не только для России, но и для Белоруссии, то у РК есть теперь такая возможность – стать экспортером зерновых в ЕС вместо этих двух государств. Кроме того, зерновики республики заговорили и о поставках зерна на Африканский континент.
Так, согласно данным председателя совета правления Нацассоциации экспортеров «KazGrain» Каната Кобесова, «в минувшем августе было сообщение о том, что экспортируемые российские зерновые облагают пошлиной в 95 евро/тонна. Это приличная величина, которая выводит зерно из Казахстана вперед в сравнении с зерном из России».
Кроме того, возможен экспорт казахстанского зерна и через порты Балтии. Этот вопрос также уже подвергался обсуждению, сейчас он на стадии решения того, что необходимо предпринять для увеличения экспорта зерновых из РК. Особенно на фоне того, что миллион тонн через Балтику уже экспортируется. Однако Казахстану предложили эту цифру увеличить, что является отличной возможностью нарастить экспорт казахстанских зерновых в данном регионе.
Астана