Как миру удалось дважды построить коммунизм, и почему он продержался всего три года - Караван
  • $ 528.52
  • 539.14
-12 °C
Алматы
2025 Год
13 Января
  • A
  • A
  • A
  • A
  • A
  • A
Как миру удалось дважды построить коммунизм, и почему он продержался всего три года

Как миру удалось дважды построить коммунизм, и почему он продержался всего три года

В наши дни непонятно, как люди могли поверить в такую откровенную утопию, как коммунизм.

  • 13 Января
  • 8225
Изображение сгенерировано нейросетью

Хотя для своего времени путь к светлому будущему человечества выглядел довольно легким. Как же пропаганда описывала коммунизм в разные времена?

И только дедушка Ленин хороший был вождь

Когда просят вспомнить советского лидера, пообещавшего построить коммунизм к определенной дате, на ум всегда приходит Никита Хрущев, торжественно заявивший, что этого политического строя СССР достигнет уже в 1980 году, а потом к нам присоединятся и остальные страны. Причем об этом заявлении Никиты Сергеевича даже ярые приверженцы марксизма-ленинизма говорят с иронией.

На самом же деле первым политиком, обещавшим построить коммунизм уже лет через 20, был Владимир Ленин. Более того, ему это даже удалось гораздо раньше, только ненадолго.

Не прошло и полугода, как случилась Октябрьская революция, как Ленин заявил, что коммунизм на обломках Российской империи будет построен к 1930 году. Когда началась гражданская война, Ильич заявил, что придется потерпеть еще десять лет. Дескать, надо сначала всех беляков перебить, а потом уже и коммунизм строить.

Выглядело ли это заявление безумным? Совсем нет. Коммунизм в том виде, в каком представлял его Ленин, был вполне достижим. Но современные люди вряд ли хотели бы в нем жить.

Главный тезис коммунизма –«от каждого по способностям, каждому по потребностям». С первым пунктом все ясно. Царское наследие оставило много фабрик и заводов. Там нужно было кому-то работать. А если учесть, что Советская власть первой в мире обеспечила работников социальной защитой, добавила выходных и праздничных дней и сократила рабочий день с 12 до 8 часов, то работа уже не казалась тяжким ярмом. То есть распределить людей по новым рабочим местам и правда было несложно. Крепких мужиков отправили бы таскать тяжести, стариков и женщин – на более легкие занятия, вроде проверки и упаковки. А не лишенных технических талантов назначили инженерами. Работать пришлось бы бесплатно, зато все необходимое государство предоставило бы.

С потребностями вопросы как раз таки и возникли. Что людям по-настоящему необходимо, а что является буржуйским пережитком? К февралю 1918 года уже появился список того, что государство гарантировало каждому работающему человеку.

Итак, всеобщее материальное благополучие в представлении Ленина выглядит так. Для полного счастья человеку в месяц необходимо: 9 кг муки, 700 граммов сливочного масла, 113 граммов чая, литр растительного масла, полкило сахару, 3,5 кг крупы, по 5 кило рыбы и мяса, пуд (16 кг) овощей, кусок мыла, кило соли и три коробка спичек. В зависимости от сезона рацион пополнялся бы фруктами, дополнительными порциями рыбы и мяса, грибами и разносолами. Одежду выдадут на работе, лекарства даст врач (медицина же стала бесплатной), аренды жилья и коммунальных услуг нет. Кино или концерты покажут бесплатно, детей в школе выучат тоже. Живи да радуйся.

Нам такая жизнь кажется довольно мрачной, как будни в армейской казарме, но для рабочих и крестьян того времени предложение было заманчивым. Всего материальных благ накапливалось на полтора рубля царскими деньгами в день. Бедные рабочие кормили семью и как-то выкручивались на 30-40 копеек, а получавший 60 считался чуть ниже среднего класса.

Для рабочих 1918 года светлым будущим было регулярное питание и восьмичасовой рабочий день

Это как если бы сейчас на предприятии со средней зарплатой в 250 тысяч пообещали бы миллион-полтора тенге, но не деньгами, а продуктами, одеждой, оплатой образования детям и вдобавок выдали бы полную медицинскую страховку на всю семью, обеспечили оплату арендованной квартиры и погашение комуслуг. При этом работать пришлось бы на три часа меньше. Для простых работяг такое было бы подарком судьбы.

Но благодати рабочие не дождались. Их уговорили потерпеть, и оплата труда составила всего 250 граммов хлеба, кусочек селедки, 15 граммов сахара и крохотный, на 8-10 граммов, кусочек масла. Плюс на работе в обед давали миску жидкой баланды. От бесплатной медицины толку не было. Лекарства пропали везде. На фоне этого началось народное недовольство. Почему это сопляк с тремя классами гимназии, возомнивший себя инженером, весь день сидит в теплом кабинете, а кормят его так же, как кузнеца, промахавшего 8 часов молотом?

Он разложился на плесень и липовый мед

Других же альтернатив не было. Работать за деньги или даже спекулировать смысла не было. В стране бушевала гиперинфляция. Случалось так, что человек садился в трамвай по одному тарифу, а через пару остановок билет дорожал вдвое. Аркадий Аверченко описывает курьезный случай, как один крестьянин привез в Москву целый воз денег, причем купюры были упакованы в мешки. Это сельчане собрали всю наличку и попросили привезти из города хоть что-нибудь. Крестьянин от стресса в большом городе приложился к бутылочке, и его обокрали. Причем воров интересовали только мешки. Деньги, до единого рубля, они высыпали рядом с возом.

На толкучках по-прежнему можно было найти почти все, что душа пожелает, но торговцы не брали денег, а предпочитали натуральный обмен. Причем драгоценности, антиквариат и прочие предметы роскоши ценились мало. За брошь с бриллиантами можно было выручить разве что каравай хлеба. Так что главное обещание, что при коммунизме исчезнет потребность в деньгах и золоте, Ленин выполнил меньше чем через год.

Ильич как-то сам пострадал от своего детища. Ему удалось чудом достать бутылку молока для приболевшей супруги, но по дороге молоко отобрали трое бандитов с револьверами. Причем ограбление проходило, как в голливудских боевиках про грабеж банка. Автомобилю, на котором ехал Ленин, перекрыли дорогу баррикадой, а обратный путь отрезали телегой. И все ради бутылочки молока.

Если сам вождь  подвергался такому, то нетрудно представить, что пережили простые граждане.

Из-за возникшего бардака коммунизм пришлось немного подкорректировать. Люди так же работали по возможности, получали по потребности, но за всем теперь следили солдаты.

С 13 мая 1918 года началась эпоха военного коммунизма. Продержалась она до 1921-го, но в некоторых регионах методы использовались и в 30-х.

Иными словами, людей заставляли работать под дулами винтовок. Рабочих это еще хоть как-то устраивало. Не станет же он есть деталь, которую только что выточил. Не дает советская власть сдохнуть с голоду, и на том спасибо. Крестьяне не могли понять, почему это солдаты отбирают у них все плоды тяжелого труда на полях, угоняют скот, оставляя лишь совсем немного еды. Это приводило к бунтам, которые жестоко подавлялись. Тем не менее военный коммунизм дал свои плоды. Всего за три-четыре года страна выбралась из страшной разрухи, рубль укрепился, а зарплаты стало хватать на большее, чем на кусок хлеба с селедкой.

Полвека спустя такой же коммунизм был построен в Кампучии. Режим Пол Пота выгнал всех в поля, заставляя работать от заката до рассвета, а вместо денег за адский труд выдавали лишь миску риса. Тут коммунизм был построен всего за 72 часа, продержался 3 года, стоил 3 млн жизней, то есть трети населения страны.

По прогнозам политологов, военный коммунизм обязательно наступит в случае глобальной катастрофы, например, атомной войны. Если исчезнет возможность получить помощь от других стран, власть захватят силовики и заставят население работать на износ за скудную пайку. Только таким образом можно будет хоть как-то вернуться к основам цивилизации.

После таких фактов популярная фраза: «Нынешнее поколение будет жить при коммунизме», — звучит как угроза.

Дом, в котором…

К середине 20-х годов гражданская война стихла, продразверстка, хоть и дорогой ценой, поправила экономику страны, а НЭП так вообще вернул атрибуты красивой жизни.

Тут Владимир Ильич снова вернулся к давней мечте — построить коммунизм к 1940 году, но, учитывая прежние ошибки и в первую очередь человеческий фактор, путь к светлому будущему у вождя стал выглядеть чуть иначе. Он решил, что необходимо создать особые условия быта, и уже лет через 20 люди просто не смогут представить другую жизнь.

В 1927 году коммунизм опять был построен, но только в одном доме на всю страну.

У жильцов экспериментального дома-коммуны не было абсолютно никакой собственности. Даже нижнее белье, зубная щетка и бритва были общими

Это был очень смелый и интересный эксперимент. Каждый шаг человека там контролировался, но у человека не было ощущения насилия над волей.

У каждого жильца этого дома была крошечная комнатка. В ней разрешалось только спать после отбоя. Никаких вещей, кроме кровати, в каморке не было. Даже одежду, кроме нижнего белья, жилец по вечерам сдавал в прачечную.

Ровно в шесть утра жильцов будила бодрая музыка. В любую погоду они выходили на террасу и делали зарядку в одном белье. При этом комната закрывалась автоматически, и попасть туда можно было лишь в 22.00. Жильцы шли в душ на 15 минут. После мытья им выдавали свежее белье и выстиранную одежду единого фасона. Еще полчаса выделялось на завтрак, и люди шли на работу. Дом стоял рядом с заводом, и это занимало не больше 10 минут. В 18.00 люди возвращались домой и ужинали. Обед выдавали на работе. В свою комнату нельзя было попасть еще три часа. Тут предоставлялось личное время. Жильцы могли сходить в библиотеку в этом же доме, спортзал, посмотреть спектакль или концерт в ДК завода, или просто поболтать в большой комнате, которую в наши дни назвали бы коворкингом. Нарушать закон в свободное время смысла не имело. Преступника бы моментально вычислили по цвету униформы. Денег на алкоголь, курево и проституток тоже не было. Предполагалось, что при таком расписании дня и отъявленный лоботряс возьмётся за чтение и перевоспитается. Минут за 10 до отбоя жильцы сдавали одежду в прачечную и покинуть дом в одних трусах уже не могли. Личные вещи при таком образе жизни тоже были не нужны. Их бы просто негде было хранить

С личной жизнью у жильцов (а тут проживали люди разнополые), все проще, чем в нынешних фильмах для взрослых. В те времена были еще очень популярны идеи Александры Коллонтай о том, что настоящая комсомолка должна отдаться комсомольцу по первому требованию. Если же она забеременеет, то молодому государству, переживающему демографический кризис, это только на пользу. Государство и о ходе беременности позаботится, и роды примет, и ребенка воспитает.

В целом идеи коммунизма вообще предполагали ликвидацию института семьи. Якобы человеку будущего семья не потребуется. Общественная столовая накормит, прачечная обстирает, ясли воспитают ребенка, школа выучит. А с супружескими обязанностями при свободе нравов проблем вообще не будет.

Любопытно, но именно этот тезис активно использовали противники советской власти. Они говорили народу, что большевики хотят отобрать у них жен, чтобы сделать общими, и забрать детей в приюты.

В 70-е это же клише использовали уже антикоммунисты на Западе, втирая жителям Юты и Техаса, что Советы хотят отобрать у них жен и сдать их в бесплатные публичные дома.

В 60-е считалось, что построению коммунизма мешают только меркантильные мещане, которые сгребут все бесплатные товары

Даже советским гражданам на уроках научного коммунизма преподаватели долго и туманно объясняли, что Ленин на самом деле имел в виду под ликвидацией института семьи.

Удивительно, но коммунистический дом успешно продержался целых три года. Первыми его жильцами стали люди глубоко идейные. Это как сейчас собрали бы всех веганов в огромный коттедж. Но потом в дом стали попадать случайные люди, которым было некомфортно без выпивки, папирос и модных штиблет, да и старые жильцы в коммунизм уже наигрались. Пошли скандалы, разборки, постоянные нарушения правил, а светлые идеи Коллонтай превратились в банальный разврат. Чудо-дом стал худшим вариантом общаги при ПТУ, а потом курс страны сменился, и жильцов вообще разогнали.

А ведь планировалось застроить всю страну такими домами, если эксперимент пойдет успешно.

Он наступит скоро, надо только подождать

В 30-40-х коммунизм, в который так свято верил Владимир Ильич, не наступил. Страна была занята более материальными задачами: укрепить оборону, реализовать масштабные проекты, превратить СССР из аграрной страны в индустриально-аграрную, а потом еще надо было поднять города из руин. Коммунизм стал хоть и желанной целью, но очень далекой. По крайней мере никто не ждал его в ближайшие 20 лет, и поэтому не задумывался, как он выглядел бы.

В 1961 году, когда экономическое положение страны улучшилось и Советский Союз выбился в лидеры по науке и искусству, на ХХII съезде ЦК КПСС с трибун прозвучало легендарное заявление Никиты Хрущева, что в 1980 году наконец-то наступит коммунизм.

Во время хрущевской оттепели мечтатели представляли будущее, как эру покорения космоса. При таких идеалах нет необходимости в материальных благах

С экономической стороны все казалось довольно просто. Тот период был отмечен невероятным техническим прогрессом, и каждая заметка в газете звучала, как сенсация. Человек покорил космос, вычислительные машины могут делать за секунду столько же расчетов, сколько целый НИИ за год, ядерная энергетика дарит мегатонны электричества, а работникам нужно всего лишь нажать кнопку. Обывателей же удивляли пылесосы, переносные радиоприемники размером с пачку сигарет, телевизоры, автоматические стиральные машины. При таком техническом прогрессе легко было поверить, что за 20 лет советские инженеры понаизобретают такого, что тяжелый и монотонный труд уйдет в прошлое. Понажимать кнопки тогда можно будет и за бесплатно, а полная автоматизация производства завалит магазины необходимыми товарами. Умные ЭВМ сами решат, как это сделать.

А что с человеческим фактором все будет непросто, люди тоже прекрасно понимали. Тогда главным методом воспитания была выбрана сатира. Карикатуры в журнале «Крокодил», фильмы , книги едко высмеивали тех, кто плохо бы вписался в коммунистическое общество: алкоголиков, тунеядцев, модников, мещан, помешанных на вещах.

Сатира дала свои плоды. В моду вошел минимализм в интерьере. Люди, воспитанные в то время, до сих презрительно относятся к тем, кто измеряет все материальными благами, профессия продавца стала считаться не самой уважаемой, а торгашей на рынке поголовно записали в спекулянты, особенно если за прилавком стоял крепкий мужчина.

В 70-х годах мода на минимализм в интерьере сменилась на стремление обставить жилье дорогим, но бесполезным хламом, создавая иллюзию роскоши и богатства

Но нефтяной кризис 1973-го свел всю воспитательную работу на нет. Тогда на СССР обрушился поток нефтедолларов. Многие страны предлагали за черное золото не деньги, а товар. Так прилавки заполонили яркие импортные товары — от зеленого горошка, с которым в СССР никогда особых проблем не было, до финских сапог и дубленок, тех, что наши модницы видели только в кино. При таком изобилии трудно остаться приверженцем минимализма. Тем более лишние деньги у людей были. А построить коммунизм в стране, где люди гоняются за не особо нужными чехословацкими хрустальными вазами и сервизами «Мадонна» из ГДР, невозможно.

Хотели как лучше, вышло как всегда

Саму идеи построения коммунизма Михаил Горбачев похоронил еще до того, как началась разруха. В 1985 году генсек предложил строить «социализм с человеческим лицом». Такого политического строя еще не существовало, но выглядел он в теории даже заманчивей коммунизма. К тому времени уже все знали, что капитализм — это не только угнетение рабочего класса, но и круглосуточные супермаркеты, сто сортов колбасы и модные шмотки. Социализм же — это не только бесплатная медицина и социальные гарантии, но и дефицит тех или иных товаров с километровыми очередями. А что если взять у каждого политического строя все хорошее и смешать это?

Впрочем, эта идея принадлежит не Михаилу Горбачеву. Социализм с человеческим лицом придумал еще чехословацкий политик Александр Дубчек во время Пражской весны 1968 года. Но тогда, по большому счету, дальше мечтаний дело не пошло.

Социализм с человеческим лицом, который в 80-х пытались построить вместо коммунизма, рисовал полки магазинов, ломящиеся от товаров. Впрочем, этого удалось добиться очень быстро. Вот только все лакомства с витрин еще долго были недоступны простым людям

У нас же правительство решилось на смелый эксперимент. В результате получилась страшная смесь из самого мерзкого капитализма, где права рабочего ничего не стоят, и всех минусов социализма, с пустыми прилавками и талонами на основные продукты.

Позже все-таки появились и сто сортов колбасы, и круглосуточные супермаркеты, и вообще все то изобилие, о котором мечтал советский человек, но это никого не радовало.

Вместо коммунизма народной мечтой стал некий идеальный капитализм, который тоже неизвестно как выглядит.