На вопросы в рамках эксклюзивного интервью для Caravan.kz ответила исполняющая обязанности руководителя Алматинской Академии полиции им. М. Есбулатова, доктор юридических наук, профессор, полковник полиции Жанат Рахимжановна Дильбарханова.
— Какие возрастные группы вы охватываете для популяризации профессии полицейского?
— Мы работаем с педагогами, с родителями школьников, с самими учениками. Разумеется, для каждой фокусной группы мы готовим различные подходы, материалы. Например, в среде педагогов мы проводим семинары и обсуждения. Они призваны повысить уровень правовой грамотности педагогов, навыков воспитания и идеологии, навыки правового воспитания детей. В рамках этих обсуждений мы поднимаем такие темы как: «Буллинг в школьной среде», «Способы выхода из конфликтных ситуаций», «Тревожный ребенок».
Работа с родителями учащихся заключается в повышении компетентности, воспитания и обучения детей. Также уделяется особое внимание повышению уровня правовой грамотности родителей. Беседы и консультации с ними проводятся в рамках следующих тем: «Техники эффективной коммуникации с детьми», «Особенности подросткового периода», «Зависимость от социальных сетей», «Буллинг» и др.
С детьми мы, конечно, тоже работаем. В комплексе поставленных задач мы оказываем детям помощь в преодолении психологических комплексов, помогаем развитию у них коммуникативных навыков, проводим правовое образование. Кроме того, мы проводим также в случае надобности индивидуальные беседы, консультации, групповые обучающие тренинги.
Один из первых проектов, который мы запустили, называется «Безопасный мегаполис». В этот проект входят территориальные обучающие семинары, такие как: «Безопасный двор», «Безопасная школа», «Безопасный квартал» и др. Эти проекты курируются министерством внутренних дел и реализуются при поддержке Департамента полиции Алматы.
— Ведется ли подобная работа в интернете?
— Мы в рамках этих проектов разъясняем гражданам информацию, которая им может пригодиться. Например, как нужно действовать в той или иной ситуации, куда обращаться за помощью или обратиться за консультацией по тем или иным вопросам. В настоящее время деятельность полиции характеризуется своей открытостью и прозрачностью. Наверное, вы и сами замечали, что во многих публичных местах, жилых комплексах, магазинах размещены фотографии участковых инспекторов полиции, указаны их телефоны и другая контактная информация. Также работа ведется разъяснительная работа и в интернете на различных площадках и в соц. сетях.
В академии у нас сформирована группа киберволонтеров – они осуществляют поддержку полиции в сетевом пространстве. Наши ребята — курсанты, они исследуют публикации на предмет наличия противоправного контента, например, экстремистского содержания, призывов к различным противоправным действиям, распространения запрещенных средств и пр. Эти публикации выявляются и рекомендуются для блокирования. Каждый год выявляются различные фейковые аккаунты, распространяющие разного рода противоправную информацию. При этом сотрудники академии дают квалифицированные разъяснительные ответы на те или иные сообщения с точки зрения права. Ведь многие, распространяя или пересылая такого рода информацию, могут и не знать о том, что это противозаконно.
— Какие самые значимые и эффективные проекты по работе со школьниками вы можете отметить?
— Кроме вышеперечисленных программ, важное место в работе популяризации работы полицейского занимает проект «Один день в полиции». На сегодняшний день в проекте приняло участие более 5000 человек, он реализован в 8 регионах Казахстана. Он также был среди проектов, которые мы презентовали на международном уровне. По поручению министерства внутренних дел в течение 2 лет мы планируем расширить охват на все регионы страны. Этот проект рассчитан на взаимодействие с учащимися выпускных классов общеобразовательных школ, учащихся колледжей и студентов гражданских ВУЗов.
На один день ребята погружаются в жизнь полиции, они узнают ее изнутри, как работают различные подразделения, начинают понимать и формировать представление о работе в органах внутренних дел.
Помимо ярких впечатлений мы даем ребятам полезные навыки, которые пригодятся им в жизни. Например, навыки выживания, оказания первой помощи, даже преподаем им основы жестового языка для общения с людьми с особыми потребностями. Для того чтобы дети знали такие вещи, как, например, слабослышащий может позвать на помощь жестами.
Благодаря этому проекту первый контакт с полицией для этих ребят – позитивен во всех отношениях. А такие впечатления откладываются на всю жизнь.
Для младших групп школьников мы создали специальные брошюры и комиксы. «Полиция и дети – основные правила безопасности». Эта брошюра–раскраска для учащихся 1-го класса составлена на трех языках английском, казахском и русском. Она учит детей правильно вести себя в тех или иных сложных или угрожающих ситуациях. Например, не брать подозрительные предметы, не разговаривать с незнакомцами, на какой сигнал светофора переходить дорогу, понимать значение знаков и т.п. В прошлом году такие брошюры-раскраски получили 30 000 первоклассников в городе Алматы. В этом году по поручению МВД РК акция вышла на республиканский масштаб. Наши раскраски получили многие первоклассники со всех регионов страны.
Кроме того в этом году мы разработали и распространили среди учащихся 5-6 классов брошюру в форме комиксов на различные темы. В первом издании охвачены 4 темы: «Ловушки в сети» — безопасность в интернете; «Возвращение домой» об опасности похищения незнакомцами; «Стоп вандализм» — название говорит само за себя – почему нельзя заниматься вандализмом; «Сила дружбы и поддержки» — о недопустимости буллинга в школе. При разработке контента мы обсуждаем с руководителями школ и педагогами содержания наших будущих брошюр и актуальные для учеников темы. Иллюстративно-информационная подача серьезных тем наиболее эффективна и находит отклик среди детей.
Напомним, предыдущую часть интервью можно прочитать здесь.