Но эти советы часто выходят за рамки здравого смысла. Почему же с каждым годом зимние праздники становятся все безумнее? В вопросе разобрался корреспондент медиапортала Caravan.kz.
И сбоку бантик
Самый популярный тренд этого новогоднего сезона — елка, украшенная одним единственным громадным бантом. Ролики и фото подобного декора сначала появились в «ТикТоке», а теперь заполонили «Инстаграм» и «Фейсбук», добираясь даже до «Одноклассников». Казалось бы, тренд вполне безобиден, а аскетичная елочка выглядит более стильно, чем увешанная разномастными шарами.
На самом же деле моду на огромный бант ввели так называемые бежевые мамочки, то есть мамаши, помешанные на том, чтобы в соцсетях выглядеть безупречными родителями. Безупречными в визуальном плане. Сколько криков и скандалов они закатили, потому что малыш дернулся и испортил нужный ракурс для фото, остается за кадром. Название таких горе-мамаш пошло от прошлогоднего тренда обставлять всю квартиру в бежевых тонах и надевать бежевое на всех домочадцев, включая котов и собак.
Психологи в свою очередь отмечают, что такая полуголая елка рано или поздно приведет к неврозу. Бант, действительно, выглядит стильно, но только если его долго расправлять и придирчиво разбрасывать ленточку по веткам. Малейшее смещение бантика — и елка станет выглядеть неряшливо, что убьет всю атмосферу праздника и будет сильно раздражать. Если же прям очень хочется побыть в тренде, то бант можно прицепить в самом начале, как только елка появилась дома. После чего устроить фотосессию, убрать злополучный бант с глаз долой и украсить елочку нормальными игрушками и гирляндами.
Мода на старые советские игрушки держится уже третий год, и к началу 2025-го стала особенно актуальной. В сложное время хочется вернуться в детство, когда елка была зеленее, снег — белее, а похождения Жени Лукашина из «Иронии судьбы» интриговали.
Трудно поспорить, что в современной штамповке нет той душевности, как в старых елочных игрушках, которые зачастую делали вручную. Особый шик — выкопать где-то старую искусственную елочку годов этак 70-х.
Ностальгия ностальгией, но время винтажные игрушки и елки не пощадило. Несмотря на отменное советское качество, за 40 лет они все равно осыпались и поблекли. Но это еще полбеды. Спрос на советский елочный винтаж вырос, а следовательно, скакнули и цены. Особенно если ностальгирующие ищут Снегурочку точь-в точь как в детстве. На сайтах объявлений стоимость советского шарика составляет в среднем 3-5 тыс. тенге, а нужно таких шаров не меньше дюжины. Вешать же на сухое дерево старую гирлянду тоже довольно рискованно. В СССР для таких вещей существовали строгие ГОСТы и нормы безопасности, но тогда никто не рассчитывал, что эти гирлянды будут зажигать через столько лет. От неправильного хранения может испортиться изоляция, а напряжение для них требуется намного сильнее, чем для китайского хлама, работающего от батарейки.
Старые игрушки могут показаться слишком блеклыми, но это дело вкуса.
Вкуса нет, считай коллега
О том, что о вкусах не спорят, говорит еще один тренд этого сезона. Все началось с забавных роликов, где пользователи отыскивали в супермаркетах и рынках самые уродливые игрушки. Они могли быть странными изначально из-за криворукого дизайнера, или уже на конвейере что-то испортилось — и сказочный персонаж из-за корявой раскраски получил нелепое выражение лица. Совсем скоро бракованных игрушек стало попадаться так много, что кому-то пришло в голову украсить всю елку только такими.
Для компании взрослых с чувством юмора идея вполне неплоха. Но стоит ли так экспериментировать, если в доме есть дети? Вряд ли Дед Мороз с лицом Пеннивайза, страдающего от похмелья, или Снегурочка, напоминающая героиню «Субстанции» в конце фильма, оставят впечатление волшебного праздника.
Но самый уродливый Дед Мороз, сляпанный невменяемым работником из Поднебесной в старом подвале, не сравнится с игрушками, появившимися на маркетплейсах совсем недавно. Ракеты с надписью «Орешник», светильники в виде ядерного гриба, солдаты в балаклавах.
Взгляд на ситуацию в мире может быть разным, но новогодняя елка точно не место для политики.
Но и аполитичные елочные украшения, хоть и очень качественные, порой вызывают недоумение.
Чего стоит один из хитов этого сезона — голый Дед Мороз. Причем создатели игрушки постарались передать все анатомические подробности волшебного старика и не стали прятать первичные половые признаки Санты под фиговый листок или хотя бы еловую веточку. Но шапку Санте все-таки оставили. Очевидно, решив, будто, как и у них самих, голова его слабое место.
В дополнение к голому Санте идет голая … если бы Снегурочка! Эта дама могла бы быть даже не супругой, а бабушкой Санты. Ее некогда пышный бюст достает до колен, а создатели «шедевра» зачем-то кропотливо воссоздали даже целлюлит на бедрах почтенной матроны.
Но не все так плохо. На маркетплейсах есть и стройные ножки помощниц Санты. Кокетливая короткая юбочка, из-под которой торчат кружевные трусики, красно-белые полосатые чулки. Вот только больше ничего нет. По задумке авторов игрушки, ножки надо расположить на елке так, чтобы создалась иллюзия будто эльфийка (или эльфесса), короче, эльф, идентифицирующий себя как женщину, застрял в новогоднем дереве.
Ассоциации при этом возникают не с новогодними сказками, а с кино для взрослых, где сводная сестра умудряется намертво застрять в стиральной машине.
Но на фоне серии других игрушек даже такая пошлость выглядит весело и оптимистично.
Черные, как смола, шары. На каждом из них депрессивная надпись вроде: «Год уходит, и с ним мои мечты», «Подари мне, Санта, антидепрессанты» или «Не надо печалиться, вся жесть впереди».
Да уж! Странные у людей представления о том, как «весело-весело» встречать Новый год.
Странно, зато очень практично выглядит приспособление, способное защитить елку от ее извечных врагов — котиков. Суть гениального изобретения в том, что вокруг елочки выстраивается тоннель с тупиками и лабиринтами. Предполагается, что усатый-полосатый попытается пробраться к дереву через тоннель, заплутает там, устанет и бросит эту затею. Звучит правдоподобно, но создатели лабиринта явно недооценили котиков. Большинство отзывов гласит, что мурлыка сначала растерзал лабиринт в клочья, а потом принялся за елку с удвоенной агрессией.
Не дай Бог так изголодать!
Непременные гости новогоднего стола — оливье и селедка под шубой — стали уходить из моды лет 15 назад. В наши дни, когда в супермаркетах есть столько интересных продуктов, а Интернет предлагает миллионы оригинальных рецептов, ставить на праздничный стол простенькие салаты из недорогих ингредиентов молодежи уже не хочется. Лучше уж побаловать себя коктейлем из морепродуктов или салатиком с авокадо под соусом песто.
В этом сезоне мода на старые добрые салаты вернулась, но радоваться этому не хочется.
Кулинары из «ТикТока» предложили новый взгляд на традиционную кулинарию, скрестив оливье и «шубу» с… чизкейком.
Суть этой карательной кулинарии — выложить салаты слоями на заранее испеченный корж, а чтобы картошка и горошек не высыпались, следует залить все желатином. Причем для «шубы» есть даже особая хитрость — желатин добавляется в майонез и свекольный сок.
На фотках сие кулинарное «чудо» выглядит неплохо, но большинство осмелившихся его отведать утверждают, что желатин отбивает привычный вкус, из-за чего вся масса кажется водянистой и не имеет запаха.
Еще в одной новомодной штуке вкус селедки под шубой и холодца с хреном выражен ярко, и, если верить отзывам тех, кто приобрел это недоразумение, аромат стоит такой, что режет глаза. Но плюсом это точно не назвать. Новогодний набор с ароматами старых добрых блюд выпустила компания, производящая…интимную косметику. В набор смазок «Застолье» входят три тюбика: «Холодец с хреном», «Сельдь под шубой» и «Шампанское».
Любопытно, что когда товар вышел на рынок, никто не мог поверить, что это не фотошоп. И, что самое нелепое — в первый же день было продано около 1500 наборов. Хотя, если верить отзывам, никто из купивших не собирался использовать смазки по назначению, а покупали красивые коробочки ради оригинального подарка или для шутливых призов на конкурсы.
Вообще в этом году представления о новогодних сюрпризах для коллег, мягко говоря, странные. Среди относительно недорогих подарков, то есть таких, которых вручают приятелям и знакомым, одними из самых популярных стали настенные календари с котиками и собачками. Но на картинках изображены не милые котятки с бантиками, а питомцы, справляющие нужду. Причем нередко продукты жизнедеятельности не только видны, но еще и находятся в самом центре композиции, куда взгляд падает в первую очередь. Подобные календари появились еще в 2020 году, но тогда это были единичные экземпляры мини-типографий. Сейчас такое «художество» печатается тысячными тиражами, и есть варианты на любой вкус (или на его отсутствие).
На первой странице таких печатных изданий часто стоит надпись: «Какой год, такой и календарь». С этим поспорить трудно. Разве что в исходных данных стоит добавить: «Что в календаре, то и в голове тех, кто его придумал».
Еще одним чересчур натуралистичным новогодним трендом стали фигурки каганер. Родом они из Каталонии, существуют как минимум 300 лет, но прежде о них знали лишь туристы, гостящие в Барселоне. Традиционный каганер изображает человечка, справляющего большую нужду. Несмотря на странный сюжет, ни одно Рождество в Каталонии не обходится без этого персонажа и для всех он считается самым желанным подарком. Ведь есть примета, что тот, кого одарят такой фигуркой, будет богат и успешен весь год. Корни традиции идут еще в Средневековье. По местной легенде, у одного из путников, прибывшего в город накануне в сочельник, сильно скрутило живот, но местные жители отовсюду прогоняли страждущего. Так продолжалось до тех пор, пока путнику не попался набожный крестьянин и не позволил ему облегчиться у себя в хлеву. Небеса наградили крестьянина за человеколюбие. Дела его пошли в гору, он быстро разбогател, и все, за что он брался, удавалось с легкостью.
До этого года каганер был сугубо местным сувениром, вроде русской матрешки, пока мастера по изготовлению фигурок, слишком впечатленные последними новостями, не стали придавать каганерам черты известных политиков. Шутка тут же разлетелась по соцсетям, и теперь люди в разных уголках мира заказывают эпатажные фигурки.
Откуда в парнишке испанская грусть?
Как-то так получилось, что новогодних традиций, способных развлекать до утра, у нас не сложилось. Открыть шампанское под бой курантов, послушать поздравление главы государства, пострелять фейерверками в честь первых минут нового года. На это уйдет от силы полчаса, а дальше что? «Голубые огоньки» уже давно не так интересны, звезд и так крутят почти каждый день, «Ирония судьбы» и «Елки» пересмотрены по 100 раз. А чем себя занять до утра?
В этом году появилось интересное предложение специально для тех, кто буквально живет в Интернете. Современные технологии позволяют встретить Новый год не один раз, а целых 37 раз. Именно столько в нашем мире часовых поясов. Кроме понятных 24 есть еще 13. В основном на маленьких островах в океане, где время определяется строго астрономически и потому отличается на 30 или 45 минут от принятого в этой полосе. Нужно только заранее добавить в закладки сайты разных уголков земли и открывать их по мере необходимости. Лучше всего, чтобы на сайте была онлайн-камера с видом на главную площадь, но сойдет и поздравление по ТВ местного главы государства.
А что? Если в Казахстане у нас отняли один часовой пояс, то в новогоднюю ночь не грех позаимствовать у других стран пару десятков.
Если для кого-то 37 бокалов шампанского слишком много, то можно ограничиться лишь странами, где очень хочется побывать. Опрокинуть первый бокал, просматривая трансляцию из Гринвича, а последний — взирая на Фудзияму. Главное — хорошо оценить свои силы, чтобы не сломаться где-нибудь под Самарой.
Для тех, у кого есть не виртуальные, а реальные друзья, производители настолок тоже предлагают пить всю ночь, но подойти к этому делу более креативно. В продаже появилось много игр, вроде фантов или рулетки, где победителю достается приз в виде рюмки горячительного. Один из вариантов питейных игр — подобие русской рулетки. В специальное вращающееся устройство ставятся рюмки с водой и чем-то покрепче. Только случай решает, кому в эту ночь напиться в стельку, а кому быть трезвым как стеклышко.
В завершение стоит немного подушнить и попытаться понять, как так случилось, что в волшебный семейный праздник пришло так много странностей и безумия, причем это стало происходить совсем недавно. Неужели мир сошел с ума?
Это утверждение недалеко от истины. Ответ можно найти у доктора философии Линды Черьелло и в трудах художника Люка Тёрнера. По их мнению, примерно в 2010 году человечество плавно вошло в эпоху метамодерна. Это отразилось как в высокой культуре, так и поспособствовало формированию нового вкуса у простых обывателей.
Если сильно упростить этот термин, то метамодерн можно характеризовать как полное слияние благородных и низменных тем в творчестве, а также нарушения табу. Другими словами, современный человек может спокойно говорить в обществе как о поэзии с религией, так и о собственном геморрое. Вот и добавилось в тонкое волшебство новогодних и рождественских праздников все приземленное и порой низменное. К этому добавилось ещё и давнее желание выделиться и быть, не как все.
О вкусах не спорят, но пока метамодерн еще полностью не завоевал мир, хочется побыть последним из могикан и провести новогоднюю ночь по старинке. С оливье, курантами и нормальными игрушками на елке.